ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Воспитательное пространство
окружающая ребенка среда (семья, школа, система дополнительного образования, микрорайон проживания и др.), в которой создаются необходимые условия для формирования и развития личности.

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО
среда жизнедея тельности ребенка; территория, на которую распространяется информация или компьютерная сеть; составная часть образовательного пространства, на котором происходит обучение и воспитание растущего человека.

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

Воспитательное пространство
это педагогически целесообразно организованная среда, окружающая отдельного ребенка или группы и сообщества детей и оказывающая позитивное влияние, осознанно или неосознанно воспринимаемое каждым воспитанником [34, с. 274].

Источник: Краткий словарь-справочник по гражданско-патриотическому воспитанию. Челябинск. 2014

Воспитательное пространство
динамическая совокупность различных воспитательных сред, во взаимодействии с которыми развивается, социализируется, воспитывается личность. Воспитательное пространство обладает свойствами протяженности во времени, глубины, содержательной наполненности, доступности для вхождения и выхода, из него личности.

Источник: Глоссарий по педагогике.

ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО
сочетание слов, применяемое по аналогии с терминами "образовательное пространство ", "информационное пространство ", "экологическое пространство", "социокультурное пространство" и т.п. В последнее время это сочетание используется как новый термин и даже новая категория педагогики. Когда мы говорим об экологическом или информационном пространстве, легко проследить связь между объектами и территорией. В экологии-это среда обитания живых существ (лес, озеро, степь и т.п.). По отношению к информации-это территория, на которую распространяется информация или компьютерная сеть. С известным ограничением мы можем говорить и об образовательном (но не воспитательном) пространстве, имея в виду территорию, в пределах которой действуют федеральные государственные образовательные стандарты. Что касается пространства воспитательного, то оно, по определению, входит в образовательное. Приходится констатировать, что пока нет ясности, чем оно отличается от последнего, каковы его границы, сфера действия.

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО
на уровне современных представлений сложилось несколько вариантов определения В. п.: (1) педагогически целесообразно организованная среда, которая окружает отдельного человека. При таком понимании структурной единицей В. п. является образовательное учреждение, а основным механизмом создания этого пространства становится взаимодействие коллективов, руководствующихся едиными задачами, принципами и подходами к воспитанию; (2) часть среды, в которой господствует определенный сформированный образ жизни. В этом случае взаимодействие всех участников определяется моделью образа жизни участников учебно-воспитательного процесса; (3) динамическая сеть взаимосвязанных событий, создаваемая усилиями социальных субъектов различного уровня (коллективных и индивидуальных), выступающая интегрированным условием личностного развития человека. Этот подход предполагает совместную деятельность на основе диалога, который базируется на общих ценностях и в результате которого достигаются общая цель, открытость обоих участников, устанавливается равноправие их отношений, возникает готовность взаимообогащения и сближения участников диалога для решения задач совместной деятельности (Селиванова Н. Л. Современные представления о воспитательном пространстве//Педагогика. – № 6. – 2000. – С. 35). Т. В. Зверко

Источник: Глоссарий современного образования.

Воспитательное пространство
это педагогизированная среда, механизмом организации которой является педагогическое со-бытие (Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова, Д.В. Григорьев).
Как отмечают упомянутые выше исследователи, изучающие данный феномен, «воспитательное пространство часто путают с воспитывающей средой. Между тем, это не одно и то же. Среда в основе своей – данность, а не результат конструктивной деятельности. Воспитательное же пространство – результат созидательной деятельности, причем деятельности интегрирующей созидательные усилия различных субъектов воспитания. Среду надо уметь использовать в воспитательных целях, а воспитательное пространство надо уметь создавать.
Воспитательное пространство может возникнуть в результате как инициативной деятельности “сверху” (прежде всего территориальных органов управления, в том числе и управления образованием), так и деятельности детей по освоению и присвоению жизненного пространства, в основе которой лежат их личностные потребности. Это как бы две крайние точки, между которыми расположены различные социальные институты, участвующие в этом процессе.
Воспитательное пространство может реализоваться на уровнях образовательного учреждения, муниципальном, городском, районном, региональном. В последнем случае чаще речь идет не столько о воспитательном пространстве региона, сколько о региональной политике в области воспитания». См. также:
Новикова Л.И., Кулешова И.В., Григорьев Д.В. Педагогическая реальность воспитательного пространства // Вестник Российского гуманитарного научного фонда, №2, 1998. Развитие личности школьника в воспитательном пространстве: проблемы управления / под ред. Н.Л. Селивановой. – М.: Педагогическое общество России, 2001.

Источник: Современная теория воспитания. Словарь-справочник 2016



Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
868.22 кб

Воспитательное пространство вуза

Степашов Николай Семенович
В статье изложены особенности системного подхода к организации внеучебной деятельности в КГМУ.
Читать PDF
6.83 мб

К вопросу о воспитательном пространстве вуза

Рогалева Галина Ивановна
Феномен воспитательного пространства высшего учебного заведения представляет интерес для современной педагогической науки и требует детального рассмотрения и анализа.
Читать PDF
1.37 мб

Формирование воспитательного пространства вуза

Григорьева О.Н.
Внедрение компетентностного подхода в систему высшего образования потребовало создания нового воспитательного пространства. Именно оно позволит субъектам воспитания функционировать, проявляя активность.
Читать PDF
248.72 кб

Воспитательное пространство: структурный аспект

Рыбакова Мария Владимировна
Один из наиболее эффективных способов организованного целенаправленного влияния среды на детей обучение и воспитание через особую организацию окружения тех, кто, взаимодействуя с этим окружением, получает образование и воспитание
Читать PDF
297.04 кб

Моделирование воспитательного пространства вуза

Рогалева Г. И.
В статье рассматривается моделирование воспитательного пространства вуза как основной системный метод. Анализируются факторы, обусловливающие значимость моделирования воспитательного пространства.
Читать PDF
1.62 мб

Модель развития воспитательного пространства вуза

Рогалева Галина Ивановна
В статье рассматривается модель развития воспитательного пространства вуза как интегральная система, взаимосвязанных компонентов. Выделены цель (блоки-задач) технология результат как компоненты модели.
Читать PDF
962.46 кб

Единое воспитательное пространство вуза и филиалов

Сулима Л.
Читать PDF
183.73 кб

Воспитательное пространство как категория педагогики

Пугачева Наталья Борисовна, Яковлев Константин Геннадиевич, Абизов Игорь Евгеньевич
Читать PDF
143.71 кб

Диагностика компонентов воспитательного пространства

Захарова Марина Борисовна
Автор статьи анализирует подходы к понятию «воспитательное пространство», при этом акцент сделан на событийный подход, в котором единицей анализа эффективности и результативности функционирования воспитательного пространства высту
Читать PDF
414.83 кб

ИНКЛЮЗИВНОЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО УНИВЕРСИТЕТА

Тимохина Т.В.
В статье освещены основные проблемы формирования современного инклюзивного воспитательного пространства.
Читать PDF
667.48 кб

Библиотека как часть воспитательного пространства вуза

Миронова А.К.
Рассмотрена деятельность библиотеки как структурного компонента воспитательного пространства университета.
Читать PDF
348.26 кб

Воспитательное пространство становления молодого лидера

Луткин С. С.
Рассматриваются проблемы создания благоприятных социально-педагогических условий раскрытия лидерского потенциала личности.
Читать PDF
132.22 кб

Оптимизация воспитательного пространства в высшей школе

Бахчиева О. А.
В статье рассматривается система духовно-нравственных ценностей, норм и правил поведения обучающихся, в контексте воспитательного процесса высшей школы
Читать PDF
1.47 мб

Технология построения воспитательного пространства в вузе

Резниченко Мария Геннадьевна
В статье представлены принципы и технология построения воспитательного пространства вуза, обозначены условия его построения с целью формирования социально активной личности, способной к эффективной профессиональной деятельности и
Читать PDF
293.75 кб

Информатизация воспитательной среды в пространстве педвуза

Исламова Зульхиза Исмагиловна
В статье рассматриваются вопросы соотношения понятий «воспитательное пространство» и «среда». Раскрываются возможности информатизации воспитательной среды в пространстве педвуза.