ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО
Воспитательное пространство
окружающая ребенка среда (семья, школа, система дополнительного образования, микрорайон проживания и др.), в которой создаются необходимые условия для формирования и развития личности.
Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.
ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО
среда жизнедея тельности ребенка; территория, на которую распространяется информация или компьютерная сеть; составная часть образовательного пространства, на котором происходит обучение и воспитание растущего человека.
Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва
Воспитательное пространство
это педагогически целесообразно организованная среда, окружающая отдельного ребенка или группы и сообщества детей и оказывающая позитивное влияние, осознанно или неосознанно воспринимаемое каждым воспитанником [34, с. 274].
Источник: Краткий словарь-справочник по гражданско-патриотическому воспитанию. Челябинск. 2014
Воспитательное пространство
динамическая совокупность различных воспитательных сред, во взаимодействии с которыми развивается, социализируется, воспитывается личность. Воспитательное пространство обладает свойствами протяженности во времени, глубины, содержательной наполненности, доступности для вхождения и выхода, из него личности.
Источник: Глоссарий по педагогике.
ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО
сочетание слов, применяемое по аналогии с терминами "образовательное пространство ", "информационное пространство ", "экологическое пространство", "социокультурное пространство" и т.п. В последнее время это сочетание используется как новый термин и даже новая категория педагогики. Когда мы говорим об экологическом или информационном пространстве, легко проследить связь между объектами и территорией. В экологии-это среда обитания живых существ (лес, озеро, степь и т.п.). По отношению к информации-это территория, на которую распространяется информация или компьютерная сеть. С известным ограничением мы можем говорить и об образовательном (но не воспитательном) пространстве, имея в виду территорию, в пределах которой действуют федеральные государственные образовательные стандарты. Что касается пространства воспитательного, то оно, по определению, входит в образовательное. Приходится констатировать, что пока нет ясности, чем оно отличается от последнего, каковы его границы, сфера действия.
Источник: Словарь по образованию и педагогике.
ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО
на уровне современных представлений сложилось несколько вариантов определения В. п.: (1) педагогически целесообразно организованная среда, которая окружает отдельного человека. При таком понимании структурной единицей В. п. является образовательное учреждение, а основным механизмом создания этого пространства становится взаимодействие коллективов, руководствующихся едиными задачами, принципами и подходами к воспитанию; (2) часть среды, в которой господствует определенный сформированный образ жизни. В этом случае взаимодействие всех участников определяется моделью образа жизни участников учебно-воспитательного процесса; (3) динамическая сеть взаимосвязанных событий, создаваемая усилиями социальных субъектов различного уровня (коллективных и индивидуальных), выступающая интегрированным условием личностного развития человека. Этот подход предполагает совместную деятельность на основе диалога, который базируется на общих ценностях и в результате которого достигаются общая цель, открытость обоих участников, устанавливается равноправие их отношений, возникает готовность взаимообогащения и сближения участников диалога для решения задач совместной деятельности (Селиванова Н. Л. Современные представления о воспитательном пространстве//Педагогика. – № 6. – 2000. – С. 35). Т. В. Зверко
Источник: Глоссарий современного образования.
Воспитательное пространство
это педагогизированная среда, механизмом организации которой является педагогическое со-бытие (Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова, Д.В. Григорьев).
Как отмечают упомянутые выше исследователи, изучающие данный феномен, «воспитательное пространство часто путают с воспитывающей средой. Между тем, это не одно и то же. Среда в основе своей – данность, а не результат конструктивной деятельности. Воспитательное же пространство – результат созидательной деятельности, причем деятельности интегрирующей созидательные усилия различных субъектов воспитания. Среду надо уметь использовать в воспитательных целях, а воспитательное пространство надо уметь создавать.
Воспитательное пространство может возникнуть в результате как инициативной деятельности “сверху” (прежде всего территориальных органов управления, в том числе и управления образованием), так и деятельности детей по освоению и присвоению жизненного пространства, в основе которой лежат их личностные потребности. Это как бы две крайние точки, между которыми расположены различные социальные институты, участвующие в этом процессе.
Воспитательное пространство может реализоваться на уровнях образовательного учреждения, муниципальном, городском, районном, региональном. В последнем случае чаще речь идет не столько о воспитательном пространстве региона, сколько о региональной политике в области воспитания». См. также:
Новикова Л.И., Кулешова И.В., Григорьев Д.В. Педагогическая реальность воспитательного пространства // Вестник Российского гуманитарного научного фонда, №2, 1998. Развитие личности школьника в воспитательном пространстве: проблемы управления / под ред. Н.Л. Селивановой. – М.: Педагогическое общество России, 2001.
Как отмечают упомянутые выше исследователи, изучающие данный феномен, «воспитательное пространство часто путают с воспитывающей средой. Между тем, это не одно и то же. Среда в основе своей – данность, а не результат конструктивной деятельности. Воспитательное же пространство – результат созидательной деятельности, причем деятельности интегрирующей созидательные усилия различных субъектов воспитания. Среду надо уметь использовать в воспитательных целях, а воспитательное пространство надо уметь создавать.
Воспитательное пространство может возникнуть в результате как инициативной деятельности “сверху” (прежде всего территориальных органов управления, в том числе и управления образованием), так и деятельности детей по освоению и присвоению жизненного пространства, в основе которой лежат их личностные потребности. Это как бы две крайние точки, между которыми расположены различные социальные институты, участвующие в этом процессе.
Воспитательное пространство может реализоваться на уровнях образовательного учреждения, муниципальном, городском, районном, региональном. В последнем случае чаще речь идет не столько о воспитательном пространстве региона, сколько о региональной политике в области воспитания». См. также:
Новикова Л.И., Кулешова И.В., Григорьев Д.В. Педагогическая реальность воспитательного пространства // Вестник Российского гуманитарного научного фонда, №2, 1998. Развитие личности школьника в воспитательном пространстве: проблемы управления / под ред. Н.Л. Селивановой. – М.: Педагогическое общество России, 2001.
Источник: Современная теория воспитания. Словарь-справочник 2016