ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
(ВС) сложное социальное психолого-педагогическое образование, неравнозначное, саморегулируемое и управляемое.
Источник: Словарь педагогического обихода. Псков ПГПИ 2003
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
система, объединяющая комплекс воспитательных целей, людей, их реализующих в процессе целенаправленной деятельности, отношения, возникающих между ее участниками, освоенную среду и управленческую деятельность.
Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
объединяет комплекс воспитательных целей, людей, их реализующих в процессе целенаправленной деятельности, отношений, возникающих между ее участниками, освоенную среду и управленческую деятельность по обеспечению жизнеспособности воспитательной системы.
Источник: Краткий словарь современной педагогики.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
совокупность таких взаимосвязанных компонентов, как воспитательные цели; люди, их реализующие в процессе целенаправленной деятельности; отношения, возникающие между участниками; освоенная среда и управленческая деятельность по обеспечению жизнеспособности.
Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
совокупность взаимосвязанных компонентов (воспитательные цели, люди, их реализующие, их деятельность и общение, отношения, жизненное пространство), составляющая целостную социально-педагогическую структуру и выступающая мощным и постоянно действующим фактором.
Источник: Терминологический словарь-справочник по психолого-педагогическим дисциплинам.
Воспитательная система
комплекс, включающий в себя: цели; субъектов, реализующих эти цели; деятельность; отношения, возникающие между ее участниками и объединяющие их; освоенную субъектами воспитания среду и управление, обеспечивающее единство компонентов воспитательной системы и развитие этой системы [62, с. 169].
Источник: Краткий словарь-справочник по гражданско-патриотическому воспитанию. Челябинск. 2014
СИСТЕМА ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ
комплекс, включающий в себя: цели; субъектов, реализующих эти цели, деятельность; отношения, возникающие между ее участниками и объединяющие их; освоенную субъектами воспитания среду; управление, обеспечивающее единство компонентов С. в. и развитие этой системы. Утрата любого компонента ведет к разрушению системы в целом.
Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва
Воспитательная система
совокупность целей, методов, условий и средств, направленных на развитие личности воспитанников, реализацию педагогических целей. По типу организации и целям воспитания разделяются на авторитарные и гуманистические, критериями эффективности воспитательной системы является личностное развитие учащихся (воспитанников), их самореализация.
Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.
Воспитательная система
развивающийся во времени и пространстве комплекс взаимосвязанных компонентов: целей, ради которых система создается; совместной деятельности людей, ее реализующих; самих людей как субъектов этой деятельности; освоенной ими среды; отношений, возникающих между участниками деятельности; управления, обеспечивающего жизнеспособность и развитие в.с..
Источник: Словарь социального педагога и социального работника
Воспитательная система
комплекс воспитательных целей, людей, их реализующих в процессе целенаправленной деятельности, отношений, возникающих между ее участниками; освоенная среда и управленческая деятельность по обеспечению жизнеспособности ВС. Создается для реализации педагогических целей и обеспечения развития личности учащихся. Выделяют: традиционные ВС. массовых школ, малочисленных сельских школ, профильных учебных заведений и т. д.
Источник: Основные понятия. Педагогические технологии
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
система мероприятий (актов, действий), педагогически ориентированных методов, условий и средств, направленных на достижение планируемых результатов, выраженных в исходной концепции воспитания, для достижения которых она создается. По типу организации и целям системы воспитания разделяются на авторитарные и гуманистические. Критерием гуманистической воспитательной системы является личностное развитие учащихся (воспитанников), их самореализация.
Источник: Словарь по образованию и педагогике.
Воспитательная система
комплекс воспитательных целей и людей, их реализующих, в процессе целена правленной деятельности, – отношений, возникающих между её участниками. Освоенная среда и управленческая деятельность по обеспечению жизнеспособности воспитательной системы, по типу организации выделяются авторитарные и гуманистические воспитательные системы. Любая воспитательная система проходит стадии становления, организационного оформления, функционирования, обновления и перестройки. Развитие воспитательной системы – педагогически управляемый процесс, в котором равноправно участвуют педагогический и детский коллективы.
Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016
Воспитательная система
совокупность элементов (воспитательных отношений, технологий управления учебно-воспитательным процессом, форм организации деятельности, средств и методов обучения и воспитания), которые в целостном единстве и взаимосвязи создают качественно определенные условия для развития и формирования личности. Любая воспитательная система направлена на воспитание личности в соответствии с социальными требованиями, которые определяют цель, содержание, средства, методы, формы и характер управления. Создание В. с. — это динамический процесс научного осмысления, творческого озарения, искусства практического внедрения новых элементов системы в жизнь.
Источник: Педагогический словарь 2008 г.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
объединяет комплекс воспитательных целей; людей, реализующих их в процессе целенаправленной деятельности; отношений, возникающих между ее участниками; освоенную среду и управленческую деятельность по обеспечению жизнеспособности. Воспитательная система создается для реализации педагогических целей и обеспечения развития личности учащихся. В педагогической теории и практике ранее сложилось понятие «система воспитательной работы», под которой обычно понимают комплекс мероприятий, адекватных поставленной цели. Система воспитательной работы входит в воспитательную систему как подсистема, охватывающая блок деятельности. При благоприятных условиях социального развития могут возникнуть воспитательные системы микрорайона, села, города, региона и даже страны.
Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
комплекс воспитательных целей; людей, их реализующих в процессе целенаправленной деятельности; отношений, возникающих между ее участниками; освоенная среда и управленческая деятельность по обеспечению жизнеспособности В.с. Различают также понятие "система воспитательной работы", которая является подсистемой В.с. и под которой понимают комплекс мероприятий, адекватных поставленной цели. В.с. могут сложиться в отдельных учебных заведениях, населенных пунктах (микрорайон, село, город) и также в масштабах страны. По типу организации выделяются В.с. авторитарные и гуманистические. Любая В.с. проходит стадии становления, организационного оформления, функционирования, обновления и перестройки. Развитие В.с. - педагогически управляемый процесс, в котором равноправно участвуют педагогический и детский коллективы. Осн. критерием педагогической целесообразности В.с. является самочувствие ребенка, его личностное развитие и умение педагогического коллектива наилучшим образом организовывать воспитательный процесс. — целостный организм, функционирующий при условии взаимосвязи основных компонентов воспитания (субъекты цели, содержание и способы деятельности) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат. (Шмырева Н.А., Губанова М.И., Крецан З.В. Педагогические системы: научные основы, управление, перспективы развития. - Кемерово, 2002. )
Источник: Терминологический словарь библиотекаря
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
группа компонентов социальной действительности, обеспечивающих духовное и нравственное становление и творческое развитие личности: комплекс воспитательных целей; субъектов, их реализующих в процессе целенаправленной деятельности; отношений, возникающих между ее участниками; освоенная среда и управленческая деятельность по обеспечению жизнеспособности этой системы. Цели определяют сущность системы, ее идеальную модель. Ядром В. с. является воспитательный коллектив. В. с. проходит стадии становления, организационного оформления, функционирования, обновления и перестройки. Каждая В. с. обладает чертами, общими для систем одного уровня, особенными, характерными чертами для части систем, и единичными, отражающими творческий подход создателей (авторские системы С. Шацкого, М. Пистрака, З. Гинзбурга, А. Макаренко, Ф. Брюховецкого, В. Сухомлинского. В. Караковского). По типу организации выделяются В. с. авторитарные и гуманистические (см. Педагогика авторитарная, Педагогика гуманистические). Авторитарная В. с. предусматривает подчинение воспитанника воле воспитателя; подавление инициативы и самостоятельности препятствует развитию активности и индивидуальности воспитанника. Xарактерная черта гуманистической В. с. – ориентация на личность как основную цель, результат и показатель эффективности В. с. Для оценки эффективности В. с., ее жизнеспособности необходимо учитывать качественные изменения, происходящие как в характеристиках отдельных субъектов В. с., так и в образе просветительского учреждения (Кукушин В. С. Теория и методика воспитательной работы: учеб. пособие. – Ростов н/Д.: Март, 2002. – С. 245; Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. – М.: Больш. Рос. энцикл., 2003. – С. 44). Т. В. Зверко
Источник: Глоссарий современного образования.
Воспитательная система
это целостный социально-психолого-педагогический процесс в образовательном учреждении, имеющий собственную логику развития, общие функции и направленность на достижение непротиворечивого единства педагогических, детских и семейных целей и способный обеспечивать развитие всем своим участникам (субъектам). Если, например, в школе создана воспитательная система, она начинает опосредованно, вне воли педагога и его вмешательства, влиять на детей, как бы сама их «воспитывать». Дети, вовлеченные в воспитательную систему, руководствуются «духом школы», «укладом жизни школы», системой принятых норм и ценностей. Воспитательная система позволяет эффективнее использовать педагогический потенциал, преодолевать отчуждение детей от педагогов и устранять конфликты между ними, освобождает педагогов от мелочей контроля. Наличие, скажем, в школе воспитательной системы снижает педоцентризм и детоцентризм, способствуя созданию и сохранению субъективации всех участников образовательного процесса. Набор компонентов воспитательной системы любого образовательного учреждения одинаков. Но их состояние, включенность в педагогический процесс, соотношение между собой, последовательность функционирования и т.д., делают разными системы, ибо лишь в результате взаимодействия складываются системные качества и возникает так называемый «воспитательный уклад» образовательного учреждения, определяющий воспитательный эффект. Системные качества воспитательной системы: полнота необходимых компонентов и их включенность в процесс воспитания; связь между ними и взаимозависимые отношения; управляемость и способность к изменениям и развитию; наличие ведущего приоритетного звена. Придание этих качеств включенным в систему компонентам и дает дух образовательного учреждения, формирует его «лицо», оживляет систему, делает воспитательный уклад именно воспитывающим.
Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Воспитательная система
это такая образовательная организация, в которой основные ее компоненты представляют собой целостную социальную систему, а воспитание детей выступает приоритетом профессиональной деятельности работающих здесь педагогов.
Основными компонентами воспитательной системы, как считают создатели теории воспитательных систем – Л.И. Новикова, В.А. Караковский, Н.Л. Селиванова, – являются:
- исходная концепция, то есть совокупность идей, для реализации которых она создается;
- деятельность, обеспечивающая реализацию концепции;
- субъекты деятельности, ее организующие и в ней участвующие;
- отношения, интегрирующие субъектов в некую общность;
- среда, освоенная субъектами;
- управление, обеспечивающее интеграцию всех компонентов системы в целостность.
Эти блоки-компоненты образуют целостный социальный организм, обладающий такими интегративными характеристиками как образ жизни коллектива, его психологический климат.
Анализ известных воспитательных систем, созданных в свое время В.Н. Сорокой-Росинским, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинским,
В.А. Караковским и многими другими педагогами, позволяет выделить ряд их обобщенных признаков:
1) воспитательный процесс организуется на основе оригинальной авторской концепции;
2) приоритетными для себя профессиональными целями педагоги считают цели воспитания детей;
3) оформляются общие цели воспитанников, которые обязательно учитываются педагогами при организации процесса воспитания;
4) большинство видов совместной деятельности детей и взрослых приобретает воспитывающий характер;
5) отчетливо выделяется системообразующая деятельность, наиболее значимая для большинства школьников и позволяющая педагогам решать большинство воспитательных задач;
6) образовательная организация старается привлекать к себе творческих, неординарных педагогов с ярко выраженной позицией воспитателя;
7) школьники занимают субъектную позицию по отношению к своей образовательной организации, включаясь в самые разные виды самоуправленческой деятельности;
8) деловые и неформальные отношения между взрослыми и детьми гармонизированы, что позволяет сложиться единому общешкольному коллективу;
9) приоритетные управленческие шаги направлены на максимальное использование воспитательных возможностей образовательной организации.
Не стоит путать с воспитательной системой другое понятие – систему воспитательной работы. См. также:
Новикова Л.И. Воспитательная система школы: исходные позиции // Советская педагогика, 1991, № 11.
Караковский В.А., Новикова Л.И, Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. – М., 2000.
Степанов П.В. Развитие школы как воспитательной системы. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2009.
Источник: Современная теория воспитания. Словарь-справочник 2016
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
Об единяет комплекс воспитат. целей; людей, их реализующих в процессе целенаправленной деятельности; отношений, возникающих между ее участниками; освоенную среду и управленч. деятельность по обеспечению жизнеспособности B. c. Создается для реализации пед. целей и обеспечения развития личности учащихся. В пед. теории и практике ранее сложилось понятие «система воспитательной работы», под к-рой обычно понимают комплекс мероприятий, адекватных поставленной цели. Система воспитат. работы входит в В. с. как подсистема, охватывающая блок деятельности. В практике стремление педагогов достичь наилучших результатов воспитания с помощью набора определенных мероприятий приводит либо к ограничению целей за счет выделения ведущих направлений в воспитат. работе (напр., эстетическое, трудовое и др. воспитание), либо к выбору в качестве осн. воспитат. средства к.-л. эффективного пед. приема («погружение», «опорные сигналы», «самоуправление» и др.). Использование суммы пед. средств вне В. с. не всегда обеспечивает желаемые результаты, хотя в ее рамках они применяются успешно.
Разнообразны В. с. ср. общеобразоват. школ. Среди них выделяются традиционные В. с. массовых школ, системы сел. малокомплектных школ (т. н. семейного типа) и В. с., организуемые на принципах коммунарской методики. В. с. профильных уч. заведений (с углубленным изучением отд. дисциплин, гимназий, колледжей, лицеев и др.), имея много общего с системами массовых школ, отличаются от них по своим целям — воспитание детей с установившимися в определенной области науки интересами и развитие у них творческих способностей, а также поддерживают более тесные связи с высш. уч. заведениями и науч. учреждениями. К ним примыкают В. с. школ-комплексов, где наиболее четко выражено сочетание уч. труда с творчеством, компьютеризации обучения с его гуманитаризацией, проф. обучения с до-суговой деятельностью по интересам и др. Особого рода В. с. возникают в зонах стихийных и социальных бедствий, где дети испытывают сильные эмоц. потрясения. В этих В. с. важнейшими становятся реабилитац. функции, направленные на возвращение детей к нормальной жизни.
При благоприятных условиях социального развития могут возникнуть В. с. микрорайона, села, города, региона и даже страны. Между ними складывается определенная иерархия. Так, при наличии В. с. микрорайона В. с. уч. заведений органично включается в ее структуру. Каждая из В. с. обладает чертами, общими для систем одного уровня, особенными, характерными для части систем, и единичными, отражающими творческий почерк своих создателей. Проблема В. с. разрабатывается педагогами ближнего и дальнего зарубежья, напр. в опыте вальдорфских школ, школ «со справедливыми сообществами», с воспитат. центрами и др.
По типу организации воспитания В. с. традиционно разделяются на авторитарные и гуманистические (см. Авторитарное воспитание). Характерная черта гуманистической B. c. — ориентация на личность ребенка как осн. цель, результат и показатель эффективности В. с.
Создание гуманистич. В. с. начинается с разработки ее исходной (малой) концепции и ознакомления с ее осн. идеями (свобода выбора, добровольность деятельности, взаимная терпимость, личная ответственность и т. п.) учащихся, педагогов и родителей. На этапе стабилизации В. с. вырабатываются нормы поведения, формы организации жизнедеятельности детей. В процесс управления системой вовлекается все большее число педагогов и учащихся. В рамках системы предусматриваются т. н. зоны свободного развития, побуждающие участников В. с. к творческому поиску.
Сложившиеся В. с. гуманистич. типа отличаются: наличием пед. концепции; здоровым образом жизни коллектива с преобладанием позитивных ценностных ориентации и отчуждением негативных явлений; атмосферой взаимного доверия, доброжелательности и взаимопомощи, обеспечивающей каждому ребенку ощущение душевного комфорта; способами разрешения конфликтов внутр. силами; взаимодействие со средой и др. Любая В. с. — явление развивающееся. Она проходит этапы становления, организац. оформления, функционирования в макс, режиме, обновления и перестройки. Процессы обновления связаны с изменениями прежде всего в блоке целей,
за к-рыми следует реформирование структуры, деятельности и отношений, создание новых ценностных ориентации и нравств. норм. Испытывая влияние как внеш. факторов окружающей среды, так и внутр. саморегуляц. процессов, В. с. преодолевает противоречия между ценностными компонентами, культивируемыми школой и складывающимися в окружающей среде, между воспитателями и воспитанниками, между пед. коллективом и семьей, между традициями и новациями. В развитии В. с. может наступить кризисный этап, к-рый явно не осознается ни педагогами, ни учащимися, но проявляется либо в неудовлетворенности уч. жизнью, либо в затруднениях при проведении традиц. работы. Старение В. с., наоборот, выражается в излишней упорядоченности жизни коллектива, потере чувства нового, ослаблении инициативы учащихся. Однако этапов кризиса и старения можно избежать, если в рамках системы возникнут конструктивные импульсы к обновлению.
Развитие В. с. — педагогически управляемый процесс. Определяя осн. характеристики системы при ее зарождении, педагоги затем осознают себя лишь одной из действующих сил. С усилением значения дет. коллектива выбор перспектив B. c. осуществляется педагогами и школьниками совместно. Эффективное управление требует соблюдения ряда условий: организации здорового образа жизни ученич. коллектива в школе, средового подхода. Осн. критерием пед. целесообразности В. с. признается самочувствие ребенка, его личностное развитие, умение пед. коллектива предвидеть кризисные состояния и преодолевать их.
Перспективные направления развития теории В. с.: рассмотрение особенностей целеполагания в сфере воспитания, соотношение воспитания и социализации в совр. условиях; пед. осмысление процессов самопознания, самосознания, самовыражения, самореализации личности в школах со сложившимися В. с.; использование новаций и традиций в построении В. с. (особенно в нац. школе); исследование роли личностного фактора в развитии В. с., возможностей средового подхода в организации В. с., находящихся в разл. социальном окружении.
Лит.: Караковский В. А., Воспитай гражданина, М., 1987; Воспитательная система учебного заведения как объект пед. управления. Тезисы докл. Всес. конференции, [ч. 1—2]. Рига, 1989; Воспитательная система школы. Проблемы и поиски, М., 1989; Воспитательные системы школы: история и современность. Тезисы докл., Владимир, 1990; Воспитательная система массовой школы. Сб. науч. трудов, М., 1992; Воспитательная система уч. заведения. Мат-лы Всес. науч.-метод. конференции, Николаев, 1992. Л. И. Новикова. А. М Сидоркин.
Источник: Российская педагогическая энциклопедия