УСЛОВИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ МАСТЕРА

Найдено 1 определение
УСЛОВИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ МАСТЕРА
ориентация на использование в решении учебно-производственных и воспитательных задач результатов научных исследований в сочетании с новаторскими и с традиционными формами работы. Основу совершенствования работы мастеров производственного обучения составляют идеи демократизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса. В практике осуществления этих идей важную роль играют учебно-методические службы. Региональные учебно-методические кабинеты (УМК) создают творческие лаборатории мастера производственного обучения. Их цель – помочь мастерам педагогически обоснованно подходить к содержанию и организации своей деятельности. Деятельность методистов направляется по основным отраслям народного хозяйства региона. При этом выбор формработы с мастерами зависит от их пожеланий и предложений методистов, согласованных с бюро соответствующей секции.
Существенной особенностью работы творческих лабораторий УМК является привлечение самих мастеров к обсуждению актуальных проблем профессиональной подготовки молодежи (см. Воспитательная работа в профессиональных учебных заведениях). Это, например, такие вопросы, как «Нравственно-правовое воспитание подростков», «В чем особенности педагогической культуры мастера», «Психолого-педагогические требования к современному уроку производственного обучения». Формы занятий разнообразны (лекции, семинары-практикумы, диспуты, круглые столы, просмотр и обсуждение телепередач и учебных кинофильмов, познавательные игры).
В училищах создаются проблемные группы по интересам, школы молодого мастера, семинары-практикумы и др. Их научно-педагогический уровень определяется тем, что вся их деятельность построена на связи с кафедрами педагогики и психологии педагогических институтов. Проблемные группы обсуждают такие вопросы, как «Педагогика общения», «Коммуникативные умения. Что это такое? Умеем ли мы общаться с трудным подростком». Эти занятия дают возможность мастеру постигать духовный и эмоциональный мир учащихся, выявлять их интересы, склонности, мотивы деятельности.
В УМК создаются и функционируют дискуссионные педагогические клубы, на занятиях которых проводится защита проектов, разработанных в училищах. Реализация принципа добровольности в выборе мастерами направления повышения своей квалификации способствует созданию индивидуального стиля педагогической деятельности мастера. В этих целях в училищах используются и такие нетрадиционные формы педагогического общения, как обсуждение в «педагогической гостиной» вопросов: «Каков он, современный мастер производственного обучения? Какими способностями и качествами он должен обладать?», «Что привлекает в мастере учащихся?», «За что можно полюбить мастера?», «Как заниматься самовоспитанием?». Такие формы работы дают мастерам возможность пранализировать свою профессионально-педагогическую деятельность, заметить в ней как положительные, так и отрицательные стороны. В итоге мастер может обоснованно выявить творческий потенциал личности учащегося и наметить конкретную программу воспитательного воздействия.
Главное в осуществлении гуманистического подхода мастера – то, что он выступает своеобразным исследователем по отношению к самому себе: изучает собственные личностные возможности, самообразовывается и самосовершенствуется, подчиняя свою деятельность подготовке рабочего-профессионала. Приобщение мастера к исследовательской деятельности коренным образом меняет его взгляд на собственный труд. Он учится наблюдать, анализировать и обобщать педагогические факты, отделять главное от второстепенного, видеть альтернативу очевидному, задумываться над непонятным, вскрывать причинно-следственные связи в каждом конкретном случае. Он сам активно влияет на решение сложных педагогических задач, ситуаций, находит новые, нестандартные пути и средства их решения, создает новые педагогические технологии обучения и воспитания. Как показывает практика, его творческая педагогическая деятельность многостороння и многопланова. С одной стороны, мастер, выступая в разных ролях (организатора, учителя профессии, воспитателя, руководителя производственной практики, социолога, методиста), поставлен перед необходимостью разрабатывать более совершенную технологию учебно-производственного процесса, вносить коррективы в межличностные отношения и в духовный мир воспитанника; с другой – он определяет пути использования закономерностей обучения, воспитания и развития личности воспитанника; выявляет мотивы учения и отношения учащихся к труду, к профессии; изучает их ведущие потребности, интересы, склонности; «замеряет» изменение личности под влиянием воздействия среды, коллектива и т.д. Это значит, что он выступает своеобразным экспериментатором по отношению к своей профессионально-педагогической деятельности. Это – источник интереса, вдохновения и в итоге – эффективности его воспитательной деятельности.
Лит.: Профессиональная педагогика: Учебник. – М., 1997; Скакун В.А. Введение в профессию мастера производственного обучения. – М., 1988; Мастер и личность учащегося: гуманистический аспект: Методические рекомендации / Коллектив авторов. Сост. Е.Д. Варнакова / Под ред. Ю.В. Носко. – М., 1994; Таланчук Н.М. Воспитательная деятельность мастера производственного обучения. – М., 1987; Батышев С.Я. Педагогика сотрудничества в профтехучилище. – М., 1990; Зеер Э.Ф.Профессиональное становление личности преподавателя и мастера производственного обучения. – Свердловск, 1988.
Е.Д. Варнакова, Ю.З. Кушнер

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.