УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КОЛЛЕКТИВА

Найдено 1 определение
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КОЛЛЕКТИВА.
Социально-педагогическая ценность производственных коллективов обусловлена тем, что достигается:
конкретизация общественно-политических, технических и экономических знаний учащихся, превращение их в действенные факторы воспитания;
ориентация молодежи на рабочие профессии в результате ознакомления как с содержанием, так и с организацией труда производственников;
приобретение обучающимися личного социального опыта за счет включения в систему рациональной организации труда и производственных отношений.
Однако превращение возможностей в действительность не происходит автоматически. Необходима целенаправленная деятельность, чтобы максимально использовать воспитательные возможности производственного коллектива, соблюдение целого ряда социально-педагогических условий.
ПЕРВОЕ. Постановка воспитательной цели как важной социокультурной функции членов производственного коллектива.
Эффективность воспитания в процессе подготовки рабочих кадров определяется систематическим повышением общекультурного уровня как инженерно-педагогических работников, так и обучающихся.
ВТОРОЕ. Связь профессионального обучения с жизнью, с практикой. Для промышленных предприятий характерно коллективное решение творческих производственных проблем. Отсюда вытекает задача организации коллективных форм творческой работы учащихся в целях формирования у них коллективизма, творческого мышления, интереса к развитию техники и т.д.
Хорошо организованная, эффективно работающая бригада – подлинная школа для развития управленческих навыков рабочих, лаборатория для любой творческой инициативы. Члены такой бригады на деле, в повседневном труде овладевают необходимыми экономическими знаниями. Это достигается путем насыщения материала актуальными фактами, раскрывающими особенности каждой отрасли народного хозяйства, производства, предприятия, цеха, участка, бригады характеризующими связь: общество – производство
– личность.
Показателен в этом смысле пример отношения к сельскохозяйственному производству.
Освещение, с одной стороны, человеческого фактора в осуществлении всей цепи единых взаимосвязанных звеньев (производство, заготовка, хранение, переработка и реализация сельскохозяйственной продукции) и с другой – путей и средств совершенствования работы предпрятий и организаций, обслуживающих сельское хозяйство;
показ роли каждого трудящегося в работе по повышению урожайности и качества продукции, в борьбе с потерями;
показ роли и значения творческого отношения человека к труду и технике, приобретения знаний в целях активного участия в высокоэффективном использовании техники и оборудования на предприятиях агропромышленного комплекса;
упор на факты, бережное отношение к продуктам и их экономии.
Если речь идет о совершенствовании планирования и управления сельским хозяйством и другими отраслями агропромышленного комплекса, то нужен показ практическойнеобходимости таких качеств, как деловитость и ответственность, деловой стиль работы всего трудового коллектива.
Методологическим обоснованием педагогического творчества в использовании этих возможностей является необходимость учитывать те объективные требования, которые предъявляются к развитию самого производства. Практически это означает разработку и выполнение мероприятий, направленных:
на ознакомление обучающихся с новой техникой, технологией, организацией труда и производства;
на практическое применение в производстве их знаний по основам наук;
показ практического осуществления на предприятиях планов НОТ, технической эстетики и др.;
организацию технического творчества учащихся (помощь материально-техническими средствами, кадрами руководителей и др.);
систематическое привлечение к работе с молодежью не отдельных заводских подразделений (например отделов технического обучения), а всех служб предприятия (БРИЗ, БТИ, технической библиотеки и др.), с тем чтобы обеспечить разносторонность работы с учащимися;
ТРЕТЬЕ. Постоянно действующая взаимосвязь предприятия, профтехучилища и средней общеобразовательной школы.
Обеспечивается преемственность в трудовой и профессиональной подготовке молодежи:
во-первых, в единстве выступают цели, содержание и формы воспитания у учащихся творческого отношения к труду и заботы об общественной собственности;
во-вторых, возможна успешная психологическая и практическая ориентация молодежи на рабочие профессии;
в-третьих, наиболее конкретно выступает единство воспитательных воздействий на учащегося школы, семьи и общественности. Объясняется это, с одной стороны, тем, что в состав производственных коллективов входят родители учащихся, на воспитательную работу которых в семье существенно влияет общественное мнение членов трудового коллектива, а с другой – тем, что производственный коллектив оказывается организатором общественно ценных воспитательных мероприятий. Важно отметить и то обстоятельство, что в этом случае может быть обеспечено единство в требованиях к обучению и воспитанию молодежи и учебного заведения, и производства, а также использование трудового коллектива в целях общественного контроля за воспитанием рабочей молодежи.
Лит.: Вопросы воспитательной направленности профессиональной подготовки рабочих на производстве. – М., 1983; Варнакова Е.Д. Развитие творческого мышления рабочего в коллективной рационализаторской деятельности. – М., 1974; Сенченко И.Т. Профессиональное воспитание и обучение молодых рабочих в трудовых коллективах. – Ростов-на-Дону, 1988.
Е.Д. Варнакова

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.