УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ БРИГАДНОГО ОБУЧЕНИЯ

Найдено 1 определение
УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ БРИГАДНОГО ОБУЧЕНИЯ.
В профессиональной педагогике выявлены условия, при которых процесс коллективного воздействия на личность протекает более успешно. Это, во-первых, возможность проявления инициативы, определенной самостоятельности, четкой организации трудового процесса, увлекающего молодых людей своей сложностью, ритмом, технической оснащенностью труда; решение технических, технологических, организационных и других задач, требующих знаний, догадки, смекалки.
Другими важными условиями являются: место коллектива в выполнении производственного плана; отношения с другими трудовыми коллективами данного предприятия; отношения кадровых рабочих между собой; отношения бригадира к молодым рабочим; отношения администрации к трудовому коллективу и отдельным ее членам; возможности проявления в трудовом коллективе творчества, индивидуальных способностей и своих возможностей; развитость коллективного самоконтроля в трудовом процессе; отношения к целям и задачам коллектива; интересы трудового коллектива к воспитательной работе бригадира; специфические условия работы предприятий; уровень воспитательной деятельности трудового коллектива, в котором работают молодые рабочие; уровень воспитательной деятельности производственного коллектива предприятия в целом; структура личности как объекта педагогического воздействия, ее направленности, образа мыслей и привычек; структура личности бригадира, его профессиональной и педагогической подготовленности, стратегии и тактики его воспитательных воздействий.Важными условиями эффективности воспитательной деятельности трудового коллектива бригады являются:
высокий профессиональный авторитет бригадира;
понимание членами бригады высокой значимости выполняемой работы и ее значения в производственной деятельности коллектива;
соответствие выполняемой работы квалификации членов бригады;
участие членов бригады в организации и управлении производственным процессом бригады;
самостоятельность выполнения трудовых заданий; возможность проявления инициативы;
научная организация труда и производства.
У.э.б.о. возрастает, если выполняются и такие условия:
предпочтение отдается тем работам, которые способствуют созданию коллективных форм труда между учащимися и рабочими;
учащиеся работают над сложной продукцией;
производственные задания разнообразны в пределах требований учебной программы; труд учащихся включен в общий технологический процесс предприятия;
труд учащихся рационально организован, и одним из важнейших условий этой организации является постоянное повышение учащимися теоретических знаний и практических навыков;
созданы отношения ответственной зависимости и взаимного контроля;
знания, навыки и умения учащихся систематически проверяются и оцениваются.
Наиболее важными условиями успешного применения бригадных форм профессиональной подготовки являются: подбор объектов коллективной трудовой деятельности с учетом характера внутренней структуры бригады и трудоемкости работ; сочетание организационных форм обучения и труда.
Важным условием также является всесторонний характер планирования, предполагающего согласование всех планов на различных уровнях (предприятия, цеха, бригады, бригадира) по времени, датам, месту, исполнителям – членам бригады; подбор компонентов педагогической системы, их интеграция со всем многообразием ее характеристик; организация контроля – в какой мере он подчинен общей цели работы.
Бригадир, осуществляя воспитательные функции в бригаде, руководствуется требованиями данного трудового коллектива. Таким образом, в бригаде функции воспитателя осуществляет, с одной стороны, бригадир по своей должности, а с другой
– квалифицированные рабочие бригады.
Лит.: Теория и методика бригадного обучения / Под ред. С.Я. Батышева. – М., 1996; Профессиональная педагогика: Учебник. – М., 1997.
С.Я. Батышев

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.