УРОК ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ в учебной мастерской

Найдено 1 определение
УРОК ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ в учебной мастерской
основная форма процесса производственного обучения учащихся в условиях учебных мастерских.
У.п.о. характеризуется определенной структурой: организационной (внешней) и дидактической (внутренней) (см. Структура урока производственного обучения; Вводный инструктаж; Текущий инструктаж; Заключительный инструктаж). Обе структуры тесно взаимосвязаны, причем организационная структура, как правило, инвариантна, дидактическая структура варьируется в зависимости от периода производственного обучения, цели и содержание урока, подготовленности учащихся, педагогической эрудиции мастера производственного обучения.
У.п.о., как правило, начинается с сообщения мастером его темы, а также целевой установки на урок.
Целевая установка на урок – это не столько сообщение, что должны сделать учащиеся, сколько разъяснение, для чего это будет делаться, чему они научатся, насколько продвинутся в освоении профессии. Правильно раскрытая целевая установка создает у учащихся определенную мотивацию предстоящей деятельности, возбуждает их интерес, стимулирует познавательную и трудовую активность. Эффективными методическими приемами создания целевой установки являются: обоснование ситуации новизны технических и технологических решений производственных задач на основе умений, которые учащиеся приобретут на уроке; проведение бесед о наиболее рациональном выполнении упражнений, использовании оборудования, оснастки, приспособлений; демонстрация образцов-эталонов отлично выполненной работы; демонстрация виртуозного выполнения приемов работы на станке, молоте, швейной машинке и т.п. Важно, чтобы процедура создания целевой установки на урок вызвала у учащихся положительные эмоции к предстоящей деятельности.
Определенные особенности имеет целевая установка на урок в период освоения профессии (см. Периоды производственного обучения), когда учащиеся обучаются, выполняя работы комплексного характера. У.п.о. в этот период имеют две цели – учебную и производственную. Поэтому, определяя целевую установку на урок, мастер особое внимание уделяет обоснованию единства и взаимосвязи этих целей. Мастер при этом стремится, чтобы учащиеся, с одной стороны, четко представляли, чему они должны научиться при выполнении каждого производственного задания, какими путями они смогут наиболее успешно решать поставленные перед ними учебные задачи, с другой
– раскрывает учащимся производственную ценность предстоящей работы, связь их труда с трудом других учащихся, значение качественной и производительной работы каждого учащегося для успешного выполнения планов производственной деятельности группы и учебного заведения в целом.Важным структурным элементом У.п.о. является актуализация знаний и опыта учащихся. Осуществляется она главным образом при проведении вводного инструктажа путем опроса учащихся по материалу специальных предметов и прошлых уроков производственного обучения, являющемуся основой, базой для освоения материала предстоящего урока. В период освоения профессии в целях актуализации опыта учащихся практикуется коллективный разбор технологических процессов выполнения предстоящих учебно- производственных работ, самостоятельно разработанных учащимися по заданию мастера и преподавателя специального предмета (специальной технологии) в порядке домашней учебной работы.
Однако этот элемент дидактической структуры У.п.о. характерен не только для вводного инструктирования. В процессе упражнений и самостоятельной работы учащихся мастер постоянно стимулирует учащихся к применению теоретических и прикладных знаний, обоснованию применяемых приемов и способов выполнения работы, дает необходимые разъяснения.
Создание ориентировочной основы деятельности учащихся на У.п.о. осуществляется также, в основном, в процессе их вводного инструктирования. В подготовительный период производственного обучения, когда учащиеся осваивают основы профессии – трудовые приемы, операции и их сочетания, процесс обучения строится по II типу ориентировки, репродуктивно, по принципу «делай как я», «делай как рекомендовано в инструкционной карте». Это вполне закономерно, так как на каждом уроке перед учащимися стоит задача освоить что-то новое, субъективно для них неизвестное. На изучение операций учебными программами отводится, как правило, минимальное количество времени, поэтому ни I тип ориентировки (методом «проб и ошибок», самообучением), ни III тип («подумай и сделай сам») в этих условиях неприменимы.
Основная задача мастера на таких У.п.о. – обеспечить отработку каждым учащимся правильных приемов и способов выполнения изучаемой операции или ее части с минимумом ошибок. Вес это еще раз подчеркивает исключительную важность умения мастера педагогически грамотно владеть методикой личного показа трудовых действий.
Основу создания ориентировочной основы деятельности учащихся в период освоения профессии составляет разбор технической и технологической документации, которой будут пользоваться учащиеся при выполнении на уроке учебно-производственных работ: чертежей, монтажных схем, карт наладки, инструкционно-технологических и технологических карт, технических требований к качеству работ, справочных материалов и т.п. Полезно при этом иллюстрировать разбор чертежа, схемы, эскиза показом заготовки и образца готовой детали, изделия, чтобы учащиеся учились быстро переходить от условного изображения к натуре. На более поздних этапах выполнения работ комплексного характера, по мере накопления опыта учащихся, мастер все больше привлекает их к активной работе по самостоятельному разбору технической документации, используя при этом метод беседы.
При выполнении сложных работ комплексного характера этот этап У.п.о. проводится с широким привлечением учащихся к технологическому планированию предстоящих работ, самостоятельному разбору технических требований к выпускаемой продукции, способов применения специального оборудования, приспособлений, контрольно-измерительных средств, рационализации, поиску способов повышения производительности труда, экономии материалов, энергии и т.п. Для этого этапа производственного обучения характерна ориентировочная основа деятельности учащихся III типа.
Структурный элемент У.п.о. – формирование (отработка) новых способов действий характерен, в основном, для уроков, проводимых в подготовительный период производственного обучения. Предусмотренные учебной программой способы действия – трудовые приемы и операции – учащимися отрабатываются в процессе упражнений (см. Тренировочные упражнения; Упражнения в процессе производственного обучения).
Руководство упражнениями учащихся мастер осуществляет в ходе их текущего инструктирования.
Текущее инструктирование мастер осуществляет применяя такие методические приемы, как:активное вмешательство в ход работы учащегося в тех случаях, когда его действия могут привести к аварии или явному браку, а также в случаях глубоких нарушений правил безопасности труда;
разъяснения, указания, убеждения, замечания, советы, повторный показ приемов и способов выполнения учебно-производственных работ;
требования и указания, способствующие воспитанию у учащихся аккуратности, внимания, бережного отношения к инструменту, оборудованию, энергии, воспитанию самостоятельности, настойчивости, ответственности.
Все эти педагогические средства должны умело сочетаться, подкреплять и дополнять друг друга.
Отработка новых способов действия, как структурный элемент У.п.о., характерна не только для подготовительного периода производственного обучения, но и для периода освоения профессии, когда учащиеся, обучаясь в процессе выпуска сложной продукции, переходят на новое сложное оборудование, осваивают характерные для него приемы и способы применения новых инструментов, оснастки, новые прогрессивные технологии.
Эти новые способы действия учащиеся отрабатывают в ходе тренировочных упражнений.
Переход учащихся на новое сложное оборудование, освоение новых технологий вносит определенные особенности в организацию процесса производственного обучения: учащиеся переводятся на сложное оборудование только после того, как они приобретут необходимый опыт работы по профессии; прежде чем поручить учащимся выполнять работу на новом оборудовании, их обязательно обучают выполнению приемов управления и наладки этого оборудования; широко практикуется шефство учащихся, освоивших новое оборудование, над теми, кто его еще осваивает.
Для У.п.о., проводимых в учебных мастерских в период освоения профессии, когда основой производственного обучения является производительный труд в процессе выполнения учебно-производственных работ комплексного характера (средней сложности и сложных), характерным структурным элементом урока является – применение (закрепление, развитие, углубление) освоенных способов действия. В этот период производственного обучения у учащихся закладываются основы будущего профессионального мастерства.
Методика и организация реализации этого элемента У.п.о. вытекает из основных задач периода производственного обучения:
совершенствование навыков и умений выполнения ранее изученных трудовых приемов и операций;
формирование умений самостоятельно планировать технологический процесс выполнения комплексного характера;
обучение выполнять учебно-производственные работы с применением производственной документации, с постепенным повышением требований к их качеству;
формирование навыков производительного труда (т.е. скорости в работе);
формирование профессиональной самостоятельности, культуры труда, творческого отношения к труду.
В этот период производственного обучения очень важно не свести производственное обучение только к производительному труду учащихся. На каждом У.п.о. они не просто работают, не просто выполняют план производственной деятельности, а получают что-то новое, делают очередной шаг в освоении профессии. Это определяет и стратегию, и тактику педагогической деятельности мастера производственного обучения.
Руководство учебно-производственной деятельностью учащихся на уроке мастер осуществляет путем текущего инструктирования, содержание и методику которого во многом определяют задачи предотвращения и исправления типичных ошибок и недостатков в их работе:нарушение технологии выполнения работы, рекомендованной мастером или изложенной в технологической карте;
неправильный выбор рабочих и контрольно-измерительных средств в зависимости от характера, содержания и особенностей выполнения работы;
затруднения в использовании изученных приемов и способов, операций при изменении условий выполнения учебно-производственных работ;
неумение пользоваться справочными материалами;
недостаточно полное использование технических возможностей оборудования; несоблюдение технических требований к качеству работы;
небрежная отделка деталей, изделий, «грязная работа» и т.п.;
нерациональное использование рабочего времени; невыполнение норм времени (выработки);
неумение самостоятельно определять ошибки в ходе работы, отклонения от технических требований;
неумение самостоятельно определять способы исправления допущенных ошибок и нарушений технических требований (если дефект исправимый);
неумение рационально спланировать свой труд.
У.п.о. завершается подведением его итогов и предварительной установки на следующий урок (см. Заключительный инструктаж).
Лит.: Скакун В.А. Методика производственного обучения. – М., 1992; Шапоринский С.А. Вопросы теории производственного обучения. – М., 1981; Новиков А.М. Процесс и методы формирования трудовых умений. – М., 1986.
В.А. Скакун

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.