Умения педагогические

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Умения педагогические
совокупность различных действий учителя, которые прежде всего соотносятся с функциями педагогической деятельности, в значительной мере выяв- ляют индивидуально-психологические особенности учителя и свидетельствуют о его предметно-профессиональной компетенции (И.А. Зимняя).

Источник: Педагогическая психология

Умения педагогические
совокупность практических действий на основе осмысления цели, принципов, условий, средств, форм и методов организации работы с детьми; различают три группы умений: связанные с постановкой задач и организацией ситуации; с применением приемов воздействия и взаимодействия; с использованием педагогического самоанализа [24, c. 153; 82, c. 806].

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ
Умения профессиональной деятельности, приобретаемые будущими педагогами в процессе обучения. Формированию П. у. студента-филолога способствуют следующие приемы работы: а) анализ программ и учебников; б) анализ речи учащихся с точки зрения ее соответствия нормам языка; в) наблюдение за ходом урока и его анализ; г) проведение занятия (или его фрагмента) по практике языка; д) знакомство с опытом организации и проведения занятий; е) участие в обучающих играх, просмотр фильмов о мастерстве преподавателя с последующим их обсуждением. Важное значение для формирования П. у. имеет педагогическая практика.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

Умения педагогические
освоенные педагогом способы выполнения педагогических действий, которые формируются с помощью усвоения профессиональных знаний, упражнений, накопления опыта на основе осмысления цели, принципов, условий, средств, форм и методов организации работы с детьми. У. п. связаны с постановкой педагогических задач и организацией деятельности, с применением приемов воздействия и взаимодействия, с использованием педагогического самоанализа, рефлексии. Уровень развития У. п. свидетельствует о профессиональной компетенции педагога. Выделяют различные У. п. Конструктивные умения — это умения отбирать учебно-воспитательный материал и проектировать его в соответствии с целями воспитания, проектировать личность школьника, отбирать педагогические средства, обеспечивающие достижение запланированных результатов. Коммуникативные умения служат установлению правильных взаимоотношений с учащимися, обеспечивают эффективность педагогического общения. Гностические умения помогают использовать литературу, изучать передовой педагогический опыт, анализировать свой опыт. Организаторские умения связаны с организацией воспитанников на различные виды деятельности, направлением активности детей в соответствии с целями обучения и воспитания. Способность анализировать и оце-нивать свою работу, выявлять ошибки, осознавать успехи обеспечивают рефлексивные умения педагога. Прикладные умения связаны с реализацией художественных, спортивных и иных способностей педагога, с требованиями профессиональной работы (пение, хореография и др.).

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

Педагогические умения
гностические - умение анализироватьсодержание и способы воздействия на учеников, анализировать собственную деятельность и своих учеников, умение определить и сформулировать цель, определить состав, взаимодействие средств и условия достижения цели. - проектировочные – умение планировать педагогическую деятельность, предвидеть ее ход и способы реализации; - организаторские – умение мобилизовать учащихся на нужное дело, координировать свои действия и действия своих учеников; - коммуникативные – умение общаться с людьми, владеть нормами современного литературного языка, точностью, образностью словоупотребления, эмоциональностью речи; - прикладные – умение рисовать, оформлять, петь и т. д. - мотивационные – умение развивать способности учащихся, формировать у них рациональные приемы учебной деятельности, умение учитывать личностные свойства учеников; - контрольно-аналитические – умение определять объект контроля и анализа, определять адекватные формы и методы контроля и анализа, умение разрабатывать инструментарий контроля и анализа, осуществлять обработку и систематизацию данных, оценивать результаты и процесс учения ; оценивать результаты и процесс учения на основе «нормативного», «сопоставительного» и «личностного» сравнения, умение определять ситуации успеха и проблемы процесса обучения, их причины; - адаптационные – умение варьировать содержанием учебной дисциплины, формами и приемами обучения, умение импровизировать в неожиданной ситуации, быть адекватным сложившейся учебной ситуации; - предметные – целостное владение содержанием учебной дисциплины, частных методик, умениеструктурировать и интегрировать содержание обучения и воспитания, владеть собственно предметными умениями.

Источник: Терминологический словарь современного педагога