УЧЁНЫЕ СТЕПЕНИ И ЗВАНИЯ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

УЧЁНЫЕ СТЕПЕНИ И ЗВАНИЯ
официальное подтверждение научной квалификации специалиста и его роли в учебно-воспитательном процессе в высшем учебном заведении; присуждение степеней и присвоение званий - форма аттестации научных кадров. Практика присуждения ученых степеней ведет историю со времен первых западноевропейских университетов (12-13 вв.). В Рос. Федерации порядок присуждения ученых степеней определяется соответствующим положением. Присуждение ученых степеней происходит в специализированных диссертационных советах, которые создаются Высшей аттестационной комиссией. Ученые звания - форма выражения официального и научно-общественного признания заслуг ученого, в т.ч. в подготовке научных работников, в создании учебной и научной литературы. Ученые звания служат также для обозначения ряда ведущих должностей в высших учебных заведениях и научных - в научно-исследовательских учреждениях (например, "научный сотрудник"). Впервые в высшей школе статус "профессор" (лат. professor _ учитель) был установлен в Оксфордском университете в 16 в. В ряде стран были введены звания "штатный" (ординарный) профессор и "внештатный" (экстраординарный) профессор. Звание "доцент" (лат. docens, родительный падеж docentis - обучающий) могло быть присвоено лицам, имеющим одну из низших степеней. В 19 в. во мн. странах введены также должности "приват-доцента" (получали оклад, состоявший из отчислений от платы за обучение студентов). В странах с французской системой организации высшего образования одно из младших ученых званий - "агреже" (с 1808). В России звание "профессор" закрепилось после учреждения Московского университета (1755). До 1863 званию "доцент" соответствовал "адъюнкт-профессор". В 1863 установлено звание "доцент", а в 1884 - "приват-доцент". Система аттестации на ученые звания в научных учреждениях несколько раз пересматривалась. В 1986 в них установлены должности главного, ведущего, старшего научного, научного и младшего научного сотрудников.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

УЧЕНЫЕ СТЕПЕНИ И ЗВАНИЯ
, присваиваемые специалистам с высшим образованием, определяют их научную квалификацию, достижения в развитии науки, техники и культуры, в подготовке специалистов с высшим образованием и научных кадров. В каждой стране имеются свои особенности в аттестации научных кадров, своя исторически сложившаяся терминология и номенклатура ученых степеней и ученых званий.
В РФ приняты ученые степени: кандидат наук, доктор наук – по одной из отраслей знания (например кандидат педагогических наук, доктор технических наук и т.п.). Ученые звания: старший научный сотрудник, доцент, профессор. Академические звания: член-корреспондент и действительный член (академик) Российской академии наук или одной из отраслевых академий наук, имеющих государственный статус.
Ученая степень доктора наук присуждается Высшим аттестационным комитетом Российской Федерации на основании ходатайства диссертационного совета, после публичной защиты докторской диссертации соискателем, имеющим высшее и послевузовское профессиональное образование, и с учетом заключения соответствующего экспертного совета ВАК РФ.
Ученая степень кандидата наук присуждается диссертационным советом на основании публичной защиты кандидатской диссертации соискателем, имеющим высшее или послевузовское образование и успешно сдавшим кандидатские экзамены. При этом ВАК РФ вправе проверять выборочно аттестационные дела и диссертации соискателей ученой степени кандидата наук, отменять принятые диссертационными советами решения в случаях грубого нарушения установленного порядка защиты диссертаций.
Ученое звание старшего научного сотрудника (по соответствующей специальности) присваивается научным учреждением или вузом на основании решения ученого совета и приказа руководителя докторам и кандидатам наук, занимающим должности старшего научного сотрудника, руководителя организации или его научного подразделения, имеющим научный стаж не менее трех лет и научные работы, опубликованные после защиты диссертации.
Ученое звание доцента (по кафедре) может быть присвоено докторам и кандидатам наук, а также, в порядке исключения, и лицам с высшим образованием, занимающим должности доцента, профессора, руководителям вузов и образовательных учреждений повышения квалификации (ИПК), их кафедр и факультетов, если они имеют соответствующий научно- педагогический опыт, читают курс лекций на высоком учебном и методическом уровне иявляются авторами научных учебно-методических работ и учебных пособий. Ученое звание доцента присваивается на основании экспертизы аттестационных документов Министерством общего и профессионального образования РФ.
Ученое звание профессора присваивается в двух вариантах:
профессор по кафедре – докторам наук, а также, в порядке исключения, кандидатам наук, занимающим должности профессора, руководителя вуза, образовательного учреждения повышения квалификации (ИПК), их кафедр и факультетов, если они имеют соответствующий научно-педагогический стаж, являются авторами учебников, учебных пособий и научных работ, имеют аспирантов или соискателей. Учебное звание профессора по кафедре присваивается на основании экспертизы аттестационных документов Министерством общего и профессионального образования РФ;
профессор по специальности – докторам наук, работающим в научных организациях, занимающим должности ведущего, главного научного сотрудника, руководителям научной организации или его научного подразделения, с научным стажем не менее пяти лет, имеющим, как правило, не менее пяти учеников, которым присуждены ученые степени, у которых они являлись научными руководителями или консультантами, а также печатные научные работы, в том числе опубликованные после защиты докторской диссертации.
Ученое звание профессора по специальности присваивается на основании экспертизы аттестационных документов Высшим аттестационным комитетом РФ.
В России система аттестации научных кадров высшей квалификации насчитывает почти 200 лет. Ее началом можно считать 1804 г., когда в университетский устав, который видоизменялся в 1819, 1863 и 1884 гг., вводились ученые степени кандидата наук – первая ученая степень (отменена в 1884 г.), магистра и доктора наук. Для получения ученой степени магистра требовалось сдать магистерские экзамены, написать диссертацию и защитить ее на публичном диспуте. От докторов наук требовалась крупная серьезная диссертация и ее публичная защита. Ученые звания также, как и ученые степени, до 1917 г. присваивались университетами, другими высшими учебными заведениями. Их номенклатура в разные времена периодически менялась, включала в себя: адъюнктов (помощников, ассистентов профессора); доцентов и приват-доцентов (первые были штатными преподавателями вузов, вторые приглашались лишь для чтения отдельных специальных курсов); ординарных и экстраординарных профессоров. Первые пользовались всеми академическими правами, получали твердое жалование и квартирные деньги. По достижении определенного стажа они получали звание заслуженного профессора. Вторые – экстраординарные профессора приглашались для чтения отдельных курсов. К уровню квалификации профессоров, как ординарных, так и экстраординарных, предъявлялись довольно высокие квалификационные требования. Так, Университетским уставом 1804 г. определялось, что профессор – это преподаватель, который читает лекции по своим собственным учебникам и другим книгам.
В странах дальнего зарубежья основными системами аттестации научных и научно- педагогических кадров являются англо-американская и французская системы. Однако эти системы аттестации в большинстве стран не унифицированы, и, как правило, в каждом высшем учебном заведении применяется своя система присуждения ученых степеней. При англо-американской системе лица, окончившие университеты или колледжи (последние по образовательной программе высшего образования) по-лучают ученую степень бакалавра наук или искусств, которая присваивается после сдачи специальных экзаменов, а иногда написания небольшой диссертации. Диплом бакалавра, как правило, эквивалентен диплому о высшем образовании, выдаваемому выпускникам российских вузов с 4-летним сроком обучения. Вторая ученая степень в англо-американской системе – магистр наук или искусств. Порядок получения этой степени в каждом университете особый. Для получения магистерской степени надо иметь ученую степень бакалавра, пройти дополнительный курс обучения в течение 1–2 лет, в некоторых университетах, кроме того, защитить диссертацию. Научная квалификация магистра примерно та же, что и квалификация выпускников российских вузов с 5–6-летним сроком обучения. Следующей ученой степень является степень доктора философии (широко распространенная аббревиатура phD – «пи-эйч-ди», от сокращенного английского philosophy doktor), в некоторых университетах США и других стран – доктор наук (doctor science). Право присуждения степени доктора имеют все университеты. Ученая степень доктора философии за рубежом в РФ эквивалентна ученой степени кандидата наук.Во французской системе аттестации степень бакалавра свидетельствует об успешном окончании средней школы. Первой ученой степенью можно считать степень лиценциста по отраслям наук, для получения которой надо после обучения в течение 2–4 лет в высшем учебном заведении сдать 3–4 экзамена, соответствующих профилю научной специальности. Ученая степень агреже по профилям наук (для учителей) и доктора по специальностям (например доктор-инженер) присваивается после дополнительного 2- летнего обучения в вузе и сдачи соответствующих экзаменов.
Ученое звание профессора в странах дальнего зарубежья, как правило, присваивается лицам, занимающим должности заведующего кафедрой.
Лит.: Высшее образование в России: Очерк истории до 1917 г. / Под ред В.Г. Кинелева. – М., 1995; Система аттестации научных и научно-педагогических кадров в России: Рабочая книга председателя диссертационного совета по психолого- педагогическим наукам. – СПб., 1995; Положение о порядке присуждения научным и научно-педагогическим работникам ученых степеней и присвоения научным работникам ученых званий. Утв. постановлением Правительства РФ от 24.10.94. № 1185; Положение о порядке присвоения ученых званий научно-педагогическим работникам образовательных учреждений высшего профессионального образования и дополнительного профессионального образования (повышения квалификации специалистов). Утв. постановлением Правительства РФ от 26.06.95. № 611.
А.М. Новиков

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

УЧЁНЫЕ СТЕПЕНИ И ЗВАНИЯ
офиц. подтверждение науч. квалификации специалиста и его роли в уч.-воспитат. процессе в высш. уч. заведении; присуждение степеней и присвоение званий - форма аттестации науч. кадров.
Практика присуждения ученых степеней ведет историю со времен первых зап.-европ. университетов. В 12 в. степень «доктор права» была присуждена в Болонском ун-те, «доктор медицины» - в Салернском ин-те (Италия). В 13 в. Парижский ун-т ввел степень «доктор богословия». Первоначально наименования «доктор» (лат. doctus - «ученый»). и «магистр» (лат. magister - «учитель»). были близки друг другу и взаимозаменяемы. Степени «доктор» предшествовала степень «лиценциат» (лат. licenciatus - «имеющий право»), получение к-рой предполагало сдачу экзамена и представление письменной работы, а степени «магистр» - «бакалавр» (позднелат. Васса-laureus - «увенчанный лаврами»), присуждавшаяся лицам, успешно сдавшим экзамен по специальности. Иерархич. система степеней «магистр» - «доктор» сложилась в 15—17 вв. С распространением ун-тов она была введена в большинстве стран Европы и закреплена университетскими уставами. В тех ун-тах, где низшие степени («бакалавр», «лиценциат»). упразднялись, предъявляемые к ним требования переносились на высшие; в ряде стран для получения степени «магистр» был введен экзамен по специальности. Присуждение степеней длительное время сопровождалось торжеств, церемонией, символизировавшей вступление в ученое братство. При корпоративной организации ун-тов степень «магистр» давала право на замещение должности преподавателя лишь в стенах определенного ун-та, тогда как присвоение степени «доктор» было предпосылкой самостоят. ведения уч. и исследоват. работы.
В 16—17 вв. в ун-тах Италии и Германии сложилась практика науч. руководства диссертантами. Эта миссия возлагалась на доктора наук - науч. руководителя (итал. Padrone, нем. Doktorvater), к-рый определял тему диссертац. исследования, оценивал его науч. достоинства и провозглашал диссертанта доктором. К 17 в. относится появление первых печатных диссертаций. В 18 в., с преобразованием ун-тов в гос. учреждения, была введена процедура защиты диссертаций на коллегиальном заседании ученого совета. В 19 в. присуждение степеней стало контролироваться гос. органами и регламентироваться законодательством.
Степень «доктор наук» является высшей. В большинстве заруб. стран наименование степени «доктор» не отражает детальной специализации: «доктор философии» означает присуждение этой степени филос. ф-том, к-рый, как правило, объединяет специалистов как гуманитарных, так и естеств. наук. В ун-тах Великобритании и стран, традиционно приме-
няющих брит, систему организации ун-тов, степень «доктор философии» (do-ctor of philosophy). присуждается гуманитариям; для специалистов по естеств. наукам принято обозначение «доктор наук» (doctor of sciences). Во Франции и странах, использующих франц. систему высш. образования, наименование «доктор» охватывает неск. степеней. Низшая среди них - «доктор третьего цикла» (docteur de troisieme cycle; таким циклом считаются 5-й и 6-й годы обучения в ун-те). Высшие по отношению к ней - степени «доктор ун-та» (docteur de lUni-versite; установлена в 1897; присуждается по итогам защиты диссертации и - как облегченная в отношении требований - предназначается гл. обр. для иностранцев). и «государственный доктор» [docteur de lEtat; требуется представление двух печатных диссертаций - главной (these principale). на тему, избранную диссертантом, и дополнительной (these complemen-taire). на тему, определенную ф-том]. В 1935 в Германии кроме степени «доктор наук» была введена степень «Doctor habilitatus», представлявшая право на замещение должности профессора ун-та. В ун-тах ФРГ в докторский диплом вносится оценка, полученная на докторском экзамене, а также оценка защиты. В ФРГ, Австрии, Италии степень «доктор» является единственной. Во мн. странах специалисту в знак признания науч. заслуг может быть присуждена почетная степень «доктор наук» (honoris causa; сокр.: h. с.).
В заруб. ун-тах, организованных по образцу британских, степени «доктор» предшествует степень «магистр». За диссертации по гуманитарным специальностям присуждается степень «магистр иск-в» (master of arts), за диссертации по естественным и техн. специальностям - «магистр наук» (master of sciences). B Японии степень «магистр» (shusi). присваивается по всем наукам. В Болгарии, Румынии, Чехии и Словакии степень «магистр» в 50-е гг. была приравнена к сов. ученой степени «кандидат наук» и предшествовала степени «доктор». Во Франции, Польше, Швеции, Дании, Норвегии и большинстве лат.-амер. стран степень «магистр» присуждается по окончании ун-та и не требует представления спец. диссертации. В Финляндии, Греции, Испании, Португалии, Мексике и Эквадоре степени «магистр» соответствует степень «лиценциат», присуждение к-рой предполагает сдачу экзамена и представление печатного труда. В лат.-амер., скандинавских странах, в Швейцарии система ученых степеней дифференцирована более широко: степень «лиценциат» присуждается по окончании высш. уч. заведения. В Бельгии, Нидерландах, Швеции, Дании и Норвегии ступенью к степени «лиценциат» считается степень «кандидат наук», присуждение к-рой свидетельствует о прохождении определенной части университетского курса.
Низшей уч. степенью в странах с брит, типом организации ун-тов, а также в Японии и во мн. гос-вах Лат. Америки считается степень «бакалавр», присваиваемая лицам, сдавшим экзамены по университетским дисциплинам, связанным с введением в специальность. Во Франции и странах с франц. типом организации ун-тов бакалаврами именуются лица, имеющие аттестат зрелости, т.е. термин не относится к ученым степеням.
В России ученые степени учреждены в 19 в. С 1803 предусматривалась на фил ос. и юрид. ф-тах ун-тов система 3 степеней: «кандидат ун-та», «магистр», «доктор», а на мед. ф-те - «доктор медицины». Степени присуждались на основе отд. университетских уставов. В 1819 Мин-вом нар. просвещения было утверждено обязательное для всех рос. ун-тов «Положение о производстве в ученые степени», согласно к-рому степень «кандидат ун-та» присваивалась всем выпускникам, отлично окончившим курс. Для др. соискателей-выпускников присуждение этой степени предполагало написание сочинения в присутствии экзаменаторов. Магистерский экзамен состоял из 2 вопросов, докторский - из 4. На них полагалось ответить в письменной форме. Докторские диссертации было принято писать на латыни. Кандидат.н. доктор именовались по ф-ту, а магистр получал наименование по одному из 14 разрядов наук, впервые установленных в практике присуждения ученых степеней. Утверждение в степени «магистр» и «доктор» производилось министром нар. просвещения.
По «Положению об испытании на ученые степени» от 1837 было уменьшено число вопросов на докторском экзамене, разграничены главные и доп. предметы магистерских испытаний. Латынь стала обязат. языком лишь для диссертаций по классич. филологии и медицине. Нововведения затронули и разряды наук. Степень «доктор» без специализации сохранилась только для юристов («доктор прав»). Были учреждены степени: «доктор матем. наук», «доктор естеств. наук», «доктор общей словесности» и «доктор вост. словесности». «Положением о производстве в ученые степени» (1844). число разрядов наук, по к-рым присуждалась степень «магистр», увеличилось до 22. Латынь как обязат. язык диссертаций по классич. филологии была отменена, докторские диссертации по медицине писались на латыни до 1859.
Университетский устав 1863 предоставил ученым советам право присваивать заслуженным ученым степень «почетный доктор» без защиты диссертации, а лицам, не имевшим степени магистра, и без экзамена. В 1864 были упразднены докторский экзамен и утверждение диссертаций мин-вом. Число разрядов наук увеличилось до 39, одинаковое для магистров и докторов. Разряды наук, определявшие специализацию ученого, в принципе стали соответствовать делению по кафедрам ун-тов.
С 60-х гг. 19 в. рукописные диссертации сменились печатными; в отличие от стран Зап. Европы, стала практиковаться их публикация в ученых записках и трудах ун-тов и науч. об-в, а также в отраслевых журналах. К диссертации прилагались печатные тезисы, отражающие осн. науч. положения, выносимые на защиту. Диссертация, не допущенная к защите одним из рос. ун-тов, могла быть представлена в другой. Университетский устав 1884 упразднил степень «кандидат ун-та» и предоставил ф-там право в отд. случаях присуждать степень «доктор» за магистерскую диссертацию.
После октября 1917 ученые степени были упразднены распоряжением Нар-компроса РСФСР. от 1 нояб. 1918. В СССР. необходимость новой системы ученых степеней широко обсуждалась в науч. печати еще в 20-х гг. В январе 1934 и марте 1937 были введены степени «кандидат наук» и «доктор наук», установлены кандидатские экзамены и определен порядок защиты диссертаций. В 1934 была учреждена общесоюзная Высш. аттестац. комиссия (ВАК). Для присуждения степеней были установлены представление печатного автореферата диссертации (с 1949). и обязательность предварит, публикаций по теме диссертации (с 1958), ограничение объема диссертации (с 1973). В 70- 80-х гг. квалификация специалистов осуществлялась по отраслям: физ.-мат., хим., биол., геол.-минералогич., техн., с.-х., геогр., юрид., пед., психологич. (отделены от педагогических в 1968), мед., фармацевтич., вет. науки, искусствоведение, архитектура. Внутри каждой отрасли науки предусматривались дальнейшие подразделения (в целом св. 500 специальностей). Г. Г. Кричевский.
В Рос. Федерации порядок присуждения ученых степеней определяется соответств. Положением, утвержденным пр-вом в октябре 1994. Присуждение ученых степеней происходит в специализиров. диссертац. советах, к-рые создаются Высш. аттестационным к-том (образован в 1992).
Ученые звания - форма выражения офиц. и науч.-обществ, признания заслуг ученого, в т. ч. в подготовке науч. работников, в создании уч. и уч.-науч. лит-ры. Одновременно ученые звания служат для обозначения нек-рых ведущих должностей в высш. уч. заведениях и научные - в н.-и, учреждениях (напр., «науч. сотрудник»). Впервые в высш. школе статус «профессор» (лат. professor - учитель). был установлен в Оксфордском ун-те в 16 в. Как правило, в ученом звании «профессор» утверждался доктор наук. В дальнейшем в ряде стран были введены звания «штатный (ординарный). профессор» и «внештатный (экстраординарный). профессор». Звание «доцент» (лат. docens, род. пад. docentis - «обучающий»). могло быть присвоено лицам, имеющим одну из низших ученых степеней. В 19 в. во мн. странах введены также должности «приват-доцент» (получали оклад, состоявший из отчислений от платы за обучение студентов). В ун-тах с брит, системой организации званию «доцент» соответствуют «товарищ профессора» (associate professor). и «помощник профессора» (assistent professor). В странах с франц. системой организации высш. образования одно из младших ученых званий - «агреже» (с 1808), к-рое присваивается по отраслям наук. Агреже могут преподавать в лицеях и на ряде ф-тов ун-тов.
В России звание «профессор» закрепилось после учреждения Моск. ун-та (1755). До 1863 званию «доцент» соответствовал «адъюнкт-профессор». В 1863 установлено звание «доцент», а с 1884 - «приват-доцент». Для получения звания «приват-доцент» требовалось сдать магистерский экзамен и прочитать 2 пробные лекции в присутствии преподавателей ф-та.
В С С С P звания присваивались преподавателям вузов и науч. работникам в зависимости от выполняемой ими науч.-пед. и исследоват. работы. В вузах в 20-х гг. установлены звания «профессор», «доцент» и «ассистент», в науч. учреждениях - «старший науч. сотрудник», «младший науч. сотрудник». Система аттестации на ученые звания в науч. учреждениях неск. раз пересматривалась. В 1986 в них установлены должности главного, ведущего, старшего научного, научного и младшего научного сотрудников.
В Рос. Федерации с 1994 науч. работникам по решению ВАК Рос. Федерации может присваиваться звание «профессора» по специальности, а по решению ученого (науч.-техн.). совета соответствующей науч., н.-и, организации или вуза - «старший науч. сотрудник» по специальности. Для присвоения звания «профессор» требуется степень доктора наук и наличие, как правило, не менее 5 учеников, к-рым присуждены ученые степени за работы, созданные под науч. руководством данного доктора наук.
Для присвоения звания «старший науч. сотрудник» по специальности требуется наличие ученой степени и изобретений или печатных науч. работ.
С 1995 ученые звания «профессор по кафедре» и «доцент по кафедре» присваиваются Гос. к-том Рос. Федерации по высш. образованию науч.-пед. работникам высш. уч. заведений и учреждений доп. проф. образования, имеющих гос. аккредитацию.
Ученое звание «профессор по кафедре» присваивается, как правило, докторам наук, работающим в должности профессора, если они читают курсы лекций, имеют уч.-метод, и науч. труды, а также руководят исследованиями аспирантов или соискателей.
Ученое звание «доцент по кафедре» присваивается, как правило, докторам и кандидатам наук, работающим в должности доцента, читающим курсы лекций и имеющим уч.-метод, и науч. труды.
Особые условия для получения ученого звания «профессор (или доцент). по кафедре» определены для деятелей иск-в, • художников, архитекторов, а также специалистов физич. культуры и спорта. Б. М. Михайлов.
Офиц. публ.: Об утверждении Положения о порядке присуждения науч. и науч.-пед. работникам ученых степеней и присвоения науч. работникам ученых званий, «Бюлл. Гос. К-та Рос. Федерации по высш. образованию», 1995, № 2; Об утверждении Положения о порядке присвоения ученых званий науч.-пед. работникам образоват. учреждений высш. проф. образования и доп. проф. образования (повышения квалификации). специалистов, там же, 1995, № 9.
Лит.: Кричевский Г. Г., Ученые степени в ун-тах дорев. России, «История СССР», 1985, № 2; Bengeser G., Doktorpromotion in Deutschland, Bonn, 1964; Grandpre M., Glossaire international. Ter-mes dusage courant en matiere de certificats detu-des secondaires et de diplomes et grades de len-seignement superieur dans quarante-cinq pays, [P.], 1969; Pruszynski J., Stopnie nauko-we. Studium z prawa administracyjnego, Wroclaw - [e. a.], 1983.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия