УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА

Найдено 1 определение
УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА
элемент системы информационно-предметного обеспечения учебного процесса.
УМБ – это кабинеты, лаборатории и мастерские с соответствующим оборудованием, необходимые для организации учебной деятельности учащихся в процессе обучения и создания оптимальных условий преподавателям для их учебно-воспитательной работы.
УМБ включает, главным образом, оборудование, составляющее систему технических средств учебной деятельности (ТСУД). ТСУД включает элементы натурной (преимущественно объемной) наглядности. Необходимость последних при изучении предметов диктуется спецификой. Так, например, при обучении машиностроительному черчению эффективное формирование пространственного представления и наглядно- образцового мышления достигается посредством объемной наглядности преподавания. Натурная и изобразительная наглядность обеспечивают в стенах аудитории течение классического процесса познания: «от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике», создают необходимую опору для абстрактного мышления, позволяют быстро и осмысленно переходить от теории к практике.
Для обеспечения наглядности и интенсификации лекционной части учебной дисциплины применяют аудиовизуальные средства (диа- и кинопроекторы, кодоскопы, учебные телевизионные и видеосистемы), а также модели, макеты, натуральные образцы деталей и узлов механизмов и машин. Для обеспечения лабораторно-практических занятий используют оборудование, включающее специальные лабораторные установки и стенды, измерительную аппаратуру и инструменты, объекты исследования, вычислительную технику и другие виды технических средств обучения. При подготовке к занятиям и самообразованию, а также для мотивации учения широко используют видеосистемы, персональные компьютеры и другие технические средства учебной деятельности.
Применение для целей обучения и воспитания разнообразных ТСУД – одна из наиболее характерных черт современного развития учебного заведения.
Интенсификации учебного процесса и улучшения качества подготовки специалистов можно достичь лишь при двух условиях:1) совершенствовании логики изложения учебных дисциплин (совершенствование содержания обучения);
2) наличии ТСУД и повышении методического мастерства преподавателей, владеющих функциями управления познавательной деятельностью обучаемых.
Внедрение современных ТСУД в практику обучения – процесс глубоко закономерный, он органически связан со всем ходом научно-технического прогресса. Современные ТСУД выступают в качестве носителей информации, средств ее передачи, переработки и хранения, контроля и управления ходом усвоения знаний. Перспективным является создание и внедрение универсальных электронных средств, реализующих перечисленные функции в комплексе, например мультимедиа.
В ближайшее время привычные носители учебной информации в виде учебников и учебно- справочных пособий будут выглядеть совершенно иначе – в виде дисков, микрофишей и расшифровывающих (читающих) устройств. Поэтому к числу ТСУД следует отнести и книги, и доску, и мел. В самом деле, с их помощью преподаватель переводит информацию, содержащуюся в ее технических носителях, в графическую форму, доступную зрительному восприятию студентов.
ТСУД в руках высококвалифицированного преподавателя, глубоко знающего свой учебный предмет и в совершенстве владеющего методикой их применения в учебном процессе, помогают:
1) дать обучаемым более полную и точную информацию об изучаемом явлении и тем самым способствовать повышению качества обучения;
2) повысить наглядность обучения и, как следствие этого, сделать доступным для обучающегося такой материал, который при обычных способах изложения недоступен или малодоступен;
3) повысить эффективность обучения и в известных пределах увеличить темп изучения учебного материала, т.е. интенсифицировать педагогический процесс;
4) удовлетворить наиболее полно запросы и естественную любознательность обучающегося;
5) освободить преподавателя от чисто технической работы и переключить сэкономленное время на творческую деятельность;
6) облегчить труд преподавателя и студентов.
Все более широкое применение ТСУД обусловлено качественными изменениями в сфере образования – ее перестройкой, потребностью в интенсификации, индивидуализации и повышении надежности обучения в условиях массовой аудитории. На базе ТСУД создаются принципиально новые, эффективные системы обучения, видоизменяющие характер деятельности педагогов и обучаемых. Современный этап развития ТСУД характеризуется переходом от их использования в качестве вспомогательных средств к созданию многофункциональных комплексов учебной техники и автоматизированных обучающих систем (АОС) на базе ЭВМ. Такие комплексы и системы обладают универсальными дидактическими возможностями. Они позволяют вести обучение в диалоговом режиме, адаптированном к индивидуальным возможностям обучаемых.
Процесс современного обучения сложен и многообразен. Для его осуществления требуются самое разнообразное оснащение и оборудование: от мела и классной доски до весьма сложных устройств (типа мультимедиа), позволяющих эффективно освоить профессиональные знания, навыки и умения.
Лит.: Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства. – М., 1998; Чернилевский Д.В., Филатов О.К. Технология обучения в высшей школе. – М., 1998.
Д.В. Чернилевский

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

Похожие термины: