ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ И ТВОРЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ

Найдено 1 определение
ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ И ТВОРЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ
. Творческий потенциал (ТП) – это скрытый фонд природных (индивидных) свойств человека: темперамент, задатки, одаренность, способности, талантливость. Они – стержень, прорастающий в свойствах личности, субъекта деятельности, индивидуальности. ТП, развиваясь, становится творческой готовностью (ТГ) к предстоящей деятельности, приобретая новые качества: профессиональное сознание, самосознание, ценностное отношение к профессии и профессионализму деятельности, интуицию, способности к рефлексии, антиципации – важнейшие факторы саморазвития.
У каждого абитуриента профессионального учебного заведения имеется определенный уровень развития ТП и ТГ. К окончанию учебного заведения уровень ТГ должен стать таким, чтобы обеспечить выпускнику творческое саморазвитие в условиях самостоятельной профессиональной деятельности. За время от поступления до выпуска коллектив профессионального учебного заведения должен уметь сформировать искомый уровень ТГ. Целостный подход к развитию ТГ к предстоящей деятельности состоит, с одной стороны, в использовании условий, факторов и стимулов, воспитания, образования, обучения, с другой – самореализации ТП в самодвижении к вершинам профессионализма, мастерства и творчества в продуктивном решении.
Признаками ТГ к предстоящей профессиональной деятельности являются:
интеллектуально-творческая инициатива характеризуется, выходом за рамки задач и требований непосредственной деятельности;
широта категоризации, широта ассоциативного ряда, «отдаленность ассоциаций»;
организованность мышления выражается в самостоятельности, необычности, остроумности решения проблем.
Главными показателями ТГ являются:
– продуктивность (объем и оригинальность творческой продукции);
– генерация новых идей (нешаблонных образов и способов действия);
– независимость мышления;
– доминантность результативности;
– открытость опыту и «гостеприимство» мысли;
– динамизм саморазвития.
В процессе продуктивной деятельности (т.е. приводящей к положительному результату) реализуется ТП и развивается ТГ. Это связано с механизмом внутренней активностисубъекта и продуктивностью созидательных, сознательных и подсознательных процессов. ТП как категория динамической структуры индивида, личности, субъекта деятельности включает комплекс творческих способностей, проявляющихся в продуктивной деятельности, а также комплекс психических новообразований личности, формирующихся на протяжении ее возрастного созревания. ТП имеет тенденцию к самовыражению и достижению соответствия своих возможностей, тенденции к риску, основанной на желании достичь и проверить свои предельные возможности.
Важной характеристикой ТП и его составляющих является творческая активность, проявляющаяся в активной направленности на преобразуемый объект, выделение закономерностей различных уровней, форм и способов проявления в различных сферах творческой деятельности; способность к самодвижению, самоизменению и саморазвитию.
Творческая активность, выступая как мотив деятельности, опредмечивается в объекте и реализуется в нем. Специфическая динамика творческой активности выражается в способности организма изменять напряженность своего состояния в зависимости от степени значимости продуктивной деятельности и характера ее направленности.
Творческая активность – это своеобразное психическое состояние, выражающееся в готовности открыто и высоко-мотивированно создавать новый продукт. В ходе эволюции направленность и мотивы творческой активности поэтапно меняются: от удовлетворения материальных потребностей до удовлетворения самых высоких убеждений и идеалов.
К основным механизмам ТП относятся: антиципация, воображение, фантазия, ассоциативные связи, эмоциональное чувство, эмпатия, идентификация, интуиция.
Лит.: Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как условие продуктивного мышления // Экспериментальное исследование продуктивных творческих процессов мышления. – М., 1973; Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6 т. – М., 1982; Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – Л., 1988; Кулюткин Ю.Н. Рефлексивная регуляция мыслительных действий // Психологические исследования интеллектуальной деятельности. – М., 1979; Ломов Б.Ф., Сурков Е.Н. Антиципация в структуре деятельности. – М., 1980; Пиаже Ж. Психология интеллекта // Избранные психологические труды. – М., 1994; Пономарев Я.А. Психология творчества. – М., 1976.
Л.Е. Варфоломеева, Н.Ф. Вишнякова

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.