совокупность действий, осуществляемых исполнителем в процессе создания материальных ценностей или при выполнении определенных функций в других сферах человеческой деятельности.
Знание Т.п. характеризует квалификацию рабочего. Понятие его квалификации приобретает следующее содержание – это совокупность способностей, позволяющих рабочему сознательно и наилучшим образом реализовать требуемый конечный результат.
Осуществление производственного процесса требует, с одной стороны, тщательной его подготовки – обеспечения материалом, инструментом и оборудованием, а с другой – планирования, включающего ознакомление с заданием, подбор необходимых материалов, инструментов, приспособлений, выполнения расчетов, составления плана последовательности работы.
Решающее влияние на производственный процесс и на отношение обучающихся к труду оказывают: четкая целевая установка Т.п.; соответствие задания интересам обучающихся; педагогическая ценность заданий как по их содержанию, так и по количеству; хорошее качество инструментов и материалов, их соответствие заданию; общественно полезная значимость задания; максимум самостоятельно обучающихся при планомерном руководстве со стороны мастера; создание нормальной рабочей обстановки.
Т.п. по степени механизации труда разделяют на: а) немеханизированные, б) частично механизированные, в) комплексно-механизированные, г) частично автоматизированные, д) комплексно-автоматизированные.
Ручные процессы выполняются при помощи ручных орудий труда, когда рабочий непосредственно направляет инструмент на предмет труда, производя в нем необходимые изменения путем применения своих мускульных усилий. В машинных процессах эта работа выполняется без непосредственного участия человека – им осуществляется вручную только вспомогательная работа.
Для массового и крупносерийного производства характерен повторяющийся технологический процесс, а для индивидуального и мелкосерийного производства – часто меняющийся.
В зависимости от того, какой труд является преобладающим (ручной, машинный и т.д.), применяются соответствующие трудовые приемы. Следовательно, их содержание зависит от выполняемой работы. Усложняется работа, усложняются и трудовые приемы: они развиваются, совершенствуются, обогащаются новым содержанием. Процесспроизводственного обучения состоит в выработке у обучающихся устойчивых навыков для выполнения трудовых приемов.
Все Т.п. расчленяются на трудовые операции, трудовые приемы, трудовые движения и трудовые действия.
Трудовую операцию необходимо отличать от технологической операции. Трудовая операция – это элемент трудовой деятельности, направленной на достижение конкретной цели. Она состоит из одного или нескольких приемов, необходимых для выполнения технологической операции (см. Технологический процесс). Т.п. на предприятиях должны тщательно изучаться.
Лит.: Батышев С.Я. Производственная педагогика. – М., 1984; Теория и методика бригадного обучения / Под ред. С.Я. Батышева. – М., 1996.
376.90 кб
Адаптационный процесс и трудовая миграция
В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей процесса социально-психологической адаптации трудовых мигрантов выходцев из Узбекистана, Таджикистана и Киргизстана, проведенного на территории Пензенского р