Тревожность

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ТРЕВОЖНОСТЬ
переживание эмоционального неблагополучия, связанное с предчувствием опасности или неудачи.

Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.

Тревожность
склонность к внешне немотивированному беспокойству. Является симптомом ряда психических проблем, расстройств и заболеваний.

Источник: Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

ТРЕВОЖНОСТЬ
повышенная склонность человека испытывать беспокойство, тревогу в самых разных ситуациях, в т. ч. и в таких, общественные характеристики к-рых к этому не предрасполагают.

Источник: Педагогический словарь

ТРЕВОЖНОСТЬ
Свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в тех или иных обстоятельствах. Уровень Т. может определять успешность изучения иностранного языка.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

ТРЕВОЖНОСТЬ
(uneasiness) – склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги (Волков Б.С. Психология юности и молодости: учебное пособие. – М.: Академический проект: Трикста, 2006. – С. 245).

Источник: Детские и молодежные объединения. Словарь-справочник для студентов 3 курса отделения социальной педагогики.

ТРЕВОЖНОСТЬ
склонность индивида к Переживанию тревоги; является субъективным проявлением неблагополучия личности. Тревожность обычно повышена при нервно-психических заболеваниях, а также у здоровых людей, переживающих последствия психической травмы и у лиц с отклоняющимся поведением. Если человек недостаточно контролирует у себя проявления тревожности, то у него может развиться состояние раздражительности, страха смерти или страха умопомешательства. Такое психическое расстройство относится к классу неврозов; другие виды расстройств, связанных с тревожностью, включают истерию, навязчивые состояния, фобии и шизофрению.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

Тревожность
отрицательное эмоционально-волевое качество личности, характеризующее переживания по поводу недостаточных личных возможностей для преодоления возникших трудностей. Тревожность может проявляться по любому поводу: из-за боязни грозы, воды, темноты, ночи, плохого сна, робости перед начальником, неуверенности в себе, подозрительности и т.д. Человек с качеством тревожности впадает в панику, робеет, расслабляет волю, нагнетает страх, дезорганизует свою деятельность, снижает ее продуктивность. В результате часто проявляемой тревожности у человека могут возникать самые разнообразные заболевания. Различают общую тревожность и ситуативную. В любом случае это качество говорит о неблагополучии личности, о ее беспомощности в стрессовых ситуациях. Тревожность преодолевается методами вытеснения (более приятными воспоминаниями), замещения (иными заботами), объективации (самоубеждение), рационализации (планирование выхода из ситуации).

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

ТРЕВОЖНОСТЬ
эмоциональное состояние, связанное с предчувствием опасности или неудачи. Выражается в беспокойстве, озабоченности, беспомощности и неопределенности. Может сопровождаться учащением дыхания, сердцебиения, повышением артериального давления и т.п. Т. имеет много общего со страхом (см.Страхи), но отличается менее определенным характером и возникает при действительной или мнимой угрозе человеку. Различают Т. как эмоциональное состояние (ситуативная Т.) и как устойчивую черту (личностная Т.), проявляющуюся в повышенной склонности к Т. без достаточных причин. Т. по-разному проявляется на возрастных этапах развития личности. Например, у малышей чувство тревоги возникает при разлуке с матерью, у младших школьников - в период адаптации к школе, у подростков - в процессе самоутверждения при общении со сверстниками (особенно лицами противоположного пола) и др. Выделяют также Т., проявляющуюся в определенной сфере: школьная, межличностная и др. Возникновение чувства Т. у ребенка, как правило, является следствием его неблагополучного положения в семье, школе, детском коллективе и исчезает после устранения причин, его порождающих. Однако стойкая личностная Т. может являться не только свойством темперамента, но и симптомом умственной отсталости (см.Нарушения интеллекта), других нарушений в психофизическом развитии, психических заболеваний. Поэтому возникновение Т. у ребенка требует особого внимания со стороны родителей и оказания ему психолого-педагогической помощи. См. также Нарушения интеллекта,Страхи

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ТРЕВОЖНОСТЬ
переживание эмоционального неблагополучия, связанное с предчувствием опасности или неудачи Субъективно ощущается как напряжение, озабоченность, беспокойство, чувство беспомощности и неопределенности На физиол. уровне реакции т.п.роявляются в учащении дыхания и сердцебиения, повышении артериального давления, возрастании общей возбудимости, снижении порогов чувствительности, когда ранее нейтральные стимулы приобретают отрицат. эмоциональную окраску.
В отличие от страха, к-рый порождается конкретными причинами и связан гл. обр. с угрозой самому существованию человека как живого существа, Т обычно имеет неопределенный характер и возникает при угрозе (нередко воображаемой). человеку как личности.
В психологии различают Т как эмоциональное состояние (ситуативная Т). и как устойчивую черту (личностная Т), индивидуальную психол особенность, проявляющуюся в повышенной склонности к переживаниям тревоги и беспокойства без достаточных оснований.
Ситуативная Т порождается объективными условиями, содержащими вероятность неуспеха и неблагополучия (в частности, в ситуации оценки способностей и достижений личности, напр. на экзамене и т и). В таких условиях Т может играть положительную роль, т к способствует концентрации энергии на достижении желаемой цели, мобилизации резервов организма и личности для преодоления возможных трудностей Ситуативная Т имеет приспособительный характер, если не превосходит определенного оптимального уровня Безразличие к трудностям и безответственное отношение к поставленным целям при полном отсутствии ситуативной Т снижают эффективность деятельности и не позволяют добиться наилучших результатов Однако и повышенная ситуативная Т, при к-рой возбуждение и беспокойство значит. ельно превышают уровень возможных затруднений, снижает результативность деятельности Т о, повышенная ситуативная Т имеет дез-адаптивный характер Оптимальным является такой уровень Т, к-рый соотносим с объективными условиями, ее вызвавшими, и к-рый достаточен для мобилизации сил на преодоление возникающих препятствий.
Существуют т.н. возрастные пики Т На определенных возрастных этапах повышение Т бывает связано с неблагополучием в наиб. значимой для человека сфере действительности У детей раннего возраста Т порождается разлукой с матерью В возрасте 6—7 лет гл. роль играет адаптация к школе, в мл подростковом - общение со сверстниками, в ст подростковом - общение со взрослыми (родителями и учителями), в ранней юности - отношение к будущему и проблемы, связанные с сексуальной сферой.
Ситуативную Т у детей может провоцировать резкое изменение привычной обстановки (напр., расставание с родителями, поступление в дет. сад и школу), а также нарушение отношений со сверстниками В шк. возрасте особенно значимы ситуации публичной оценки, в т.ч. ответ у доски, контрольные работы и т.н. Для профилактики ситуативной Т важно заранее готовить детей к подобным событиям, обсуждать с ними возможные затруднения, обучать конструктивным способам решения возникающих проблем Целесообразно предварительное «проигрывание» наиб. трудных ситуаций.
Особого внимания требуют дети с устойчивой личностной Т Вопрос о ее происхождении остается дискуссионным Специалисты, рассматривающие Т как свойство темперамента, подчеркивают природную обусловленность Т индивидуальными особенностями эндокринной и нервной систем При рассмотрении Т как характеристики личности решающая роль в ее возникновении признается за социальными факторами.
Выделяется т.н. связанная Т, проявляющаяся в определенной сфере действительности (школьная, межличностная и др.), и общая, «разлитая», т с меняющая объекты в зависимости от изменения их значимости для человека Школьная Т выражается в постоянной боязни неудачи в классе, ожидании негативной оценки, конфликтов со сверстниками, а также боязни контрольных работ, ответов у доски, экзаменов Страх перед экзаменами как наиб. сложными и критическими оценочными ситуациями иногда выделяется в особый вид экзаменационной (тестовой). Т Следствием школьной Т оказываются затруднения и срывы в учебе, не связанные со знаниями ученика, резкое ухудшение результатов контрольных и экзаменационных работ по сравнению с обычными классными и домашними, нарушения поведения, нев-ротич реакции и психосоматич нарушения Значит. роль в возникновении школьной Т в мл классах играют чрезмерно высокие требования к ребенку со стороны родителей и демонстрация разочарования в нем всякий раз, когда он эти ожидания не оправдывает В ст шк. возрасте школьная Т порождается расхождением между притязаниями учащегося и его реальными возможностями.
Преодоление личностной Т, в т.ч. и школьной, требует спец. психотерапев-тич работы, ориентированной на источник Т От педагогов и родителей требуется повышенное внимание к потребностям ребенка, создание обстановки, способствующей формированию у него уверенности в своих силах Важную роль играет также устранение Т у самих воспитателей с целью исключить возможность психич. «заражения» ребенка этим состоянием.
Лит Петрунек В П, Таран Л Н, Колыбель неврозов, M, 1988, Б p e слав Г M, Эмоциональные особенности формирования личности в детстве норма и от клонения, M, 1990, ЗахаровА И, Как предупредить отклонения в поведении ребенка, M, 19932, Степанов С С, Большие проблемы маленького ребенка, M, 1994

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
251.55 кб

Повышенная тревожность юных музыкантов: причины и пути оптимизации

Морозова Н.В.
Автор статьи анализирует причины повышенной тревожности учащихся детских музыкальных школ.
Читать PDF
898.95 кб

Тревожность как негативный фактор при изучении иностранного языка студентами-нелингвистами

Абрамова Ирина Евгеньевна, Шерехова Ольга Михайловна, Шишмолина Елена Петровна
В статье представлена модель единого языкового пространства (Foreign Language Community) в качестве одного из путей снижения повышенной ситуативной и личностной тревожности, возникающей у взрослых учащихся на занятиях по иностранн
Читать PDF
483.26 кб

Учебная тревожность как психологический барьер при обучении русскому языку в иранских вузах: причины

Искандари М.
Изучение иностранного языка всегда сопряжено с рядом трудностей, которые испытывают как преподаватель, так и учащиеся. Преодолеть эти трудности может помочь точный выбор методов и подходов к обучению.
Читать PDF
827.23 кб

Математическая тревожность и внутренняя мотивация учебной деятельности подростков

Водяха Сергей Анатольевич
В статье рассматриваются основные теоретические аспекты исследования проблемы математической тревожности.
Читать PDF
394.93 кб

Типы реакций на фрустрирующие ситуации при разном уровне личностной тревожности

Кузнецова Оксана Владимировна
В статье обсуждается проблема тревожности, дается определение тревожности как личностной черты, описываются причины устойчивости тревожности, устанавливается и обосновывается взаимосвязь тревожности и реакций юношей и девушек с на
Читать PDF
132.46 кб

Предупреждение тревожности младших школьников в условиях дагестанских школ

Ибрагимова Эмина Султанахмедовна
В статье рассматривается тревожность как негативный и позитивный фактор успешности учебной деятельности младших школьников, выявлены причины возникновения их тревожности и предлагаются пути снижения в условиях дагестанских школ.
Читать PDF
735.09 кб

Состояние тревожности у студентов при изучении вариативной части истории стоматологии

Киньябулатов А. У., Шарафутдинова Н. Х., Павлова М. Ю., Зидиханов Д. И., Долганов М. И., Киньябулатова А. А.
Изучение состояние тревожности в различное время года (осень, зима, весна) у студентов 1 курса вечернего отделения стоматологического факультета при изучении вариативной части истории стоматологии, как нового предмета в учебном пр
Читать PDF
260.71 кб

Особенности различных видов тревожности глухих и слабослышащих детей

Акулина М. В., Белова О. А.
Читать PDF
145.26 кб

Психологическая оценка тревожности детей подросткового возраста с нарушениями слуха

Волкова Виктория Михайловна
В статье характеризуются проявления тревожности детей подросткового возраста с нарушениями слуха. На основе диагностических данных (в статье сравниваются диагностические данные тестовых методик М. Люшера и Е. Е.
Читать PDF
123.02 кб

Взаимосвязь стиля семейного воспитания и проявлений тревожности у детей подросткового возраста с нар

Волкова Виктория Михайловна, Хлыстова Елена Викторовна
Авторы исследуют взаимосвязь специфики детско-родительских отношений и генезиса тревожности у детей подросткового возраста с нарушением слуха.
Читать PDF
111.85 кб

Игровая терапия как средство психологической профилактики и преодоления тревожности у детей с наруше

Волкова В. М.
В статье представлены результаты теоретико-экспериментального изучения возможностей игровой терапии для коррекции социальной тревожности у детей с нарушениями слуха.
Читать PDF
192.38 кб

Снижение тревожности студентов в процессе адаптационного обучения химии в двуязычной среде

Мифтахова Н. Ш.
Представлены результаты снижения тревожности студентов при адаптационном обучении химии в двуязычной среде.
Читать PDF
0.00 байт

Исследование школьной тревожности в процессе креативно-оздоровительной деятельности

Эйдельман Любовь Николаевна
В статье излагаются результаты изучения эффективности креативно-оздоровительной деятельности (КОД) на уровень школьной тревожности детей 7-8 лет.
Читать PDF
0.00 байт

Факторы компьютерной тревожности в освоении информатики

Жуликов С. Е., Жуликова О. В.
В статье рассматриваются факторы возникновения компьютерной тревожности. Неспособность самостоятельно работать с компьютерными технологиями формирует отрицательные эмоции и психологический дискомфорт по отношению к компьютеру.
Читать PDF
0.00 байт

Психолого-педагогическая коррекция ситуативной тревожности выпускников школы как инновационная техно

Капитанец Дарья Александровна
В статье представлен анализ особенностей ситуативной тревожности старших школьников при подготовке к ЕГЭ; раскрыта психолого-педагогическая коррекция ситуативной тревожности выпускников школы как инновационная технология.

Похожие термины:

  • Школьная тревожность

    это склонность индивида к переживанию тревоги. Человек с высокой тревожностью постоянно испытывает чувство страха перед возможной неудачей, неуспехом, сосредоточен на предвидении, прогнозирова
  • ТЕСТОВАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ

    состояние испытуемого, обусловленное действием разной степени выраженности мотива экспертизы, возникающего в психодиагностической ситуации [10, c. 348].