ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ РАБОЧИХ

Найдено 1 определение
ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ РАБОЧИХ
. В условиях дальнейшего развития научно- технического прогресса выдвигается требование о подготовке такого рабочего, который был бы знаком не только с конструкцией и принципом действия различных орудий и средств труда, но и умел бы сам разбираться в технологическом процессе и постоянно вносить рационализаторские предложения, выбирать наилучшие орудия и средства труда, разрабатывать конструкцию по методу агрегатирования из унифицированных узлов и деталей и монтировать их.Основным содержанием квалификации рабочего выступают, в первую очередь:
– глубокие и разносторонние профессионально-технические знания на базе общеобразовательной подготовки в объеме средней школы, являющиеся основой качественного выполнения все более возрастающего масштаба расчетно-аналитических, диагностических функций и функций управления технологическим процессом;
– перемещение исполнительных функций от человека к средствам труда, увеличение доли умственного труда;
– органическое соединение функций физического и умственного труда в содержании труда рабочих; выполнение расчетных, регулировочных, аналитических и контрольных функций, умение управлять технологическими процессами с использованием средств автоматизации и контрольно-измерительных приборов;
– совмещение функций по обслуживанию оборудования и выполнению работ, что обеспечивает рабочему широту профиля и высокую квалификацию;
– профессиональная мобильность рабочих, способность самостоятельно приспосабливаться к быстро изменяющимся условиям производства, умение работать в различных видах бригад;
– опережающий характер подготовки – уровень профессиональной подготовленности рабочих должен опережать уровень развития техники и технологии производства;
– систематическое повышение квалификации, готовность к переучитыванию, обеспечивающие повышение профессионального мастерства рабочего в последующие периоды его трудовой деятельности.
В современных условиях на передний план выдвигаются следующие требования:
– соответствие материально-технической базы учебных заведений уровню развития техники и оснащенности производства этой техникой;
– увеличение общности в содержании труда рабочих;
– вариативность типов учебных заведений в зависимости от социально-демографических особенностей отдельных регионов и территориально-отраслевой структуры общественного производства;
– разноуровневость профессиональной подготовки: выделение низшего, среднего и высшего уровня профессионального образования рабочих в зависимости от сроков обучения и осваиваемой профессии;
– интеграция существующих и возникновение качественно новых профессий широкого профиля и высокой квалификации.
Рассмотрим требования к подготовке рабочих по конкретной сложной профессии наладчика автоматической линии, наиболее полно отражающей единство умственных и физических усилий.
В своей работе наладчик имеет дело преимущественно с технологами, инструментальщиками, токарями, фрезеровщиками и рабочими по обработке поверхности. Основой его деятельности являются:
– технологическая и организационная подготовка процесса обработки металлов на закрепленном участке;
– налаживание, обслуживание, управление и уход за станками;
– наблюдение и контроль за бесперебойной работой станков;
– выявление и устранение производственных неполадок;– проверка качества изделий в соответствии с требованиями, предъявляемыми к качеству;
– руководство другими рабочими, которые выполняют для него рабочие задания;
– творческое развитие производства путем применения средств механизации и автоматизации.
Установлено, что квалификация наладчика сегодня такова, что он в совершенстве знает станки, составляющие автоматическую линию. Если эта автоматическая линия на приборостроительном предприятии по производству деталей, он должен в совершенстве знать конструкцию токарных, фрезерных, шлифовальных, сверлильных и долбежных станков с различной степенью автоматизации, уметь их налаживать, знать основы измерительной, управляющей техники, уметь монтировать и регулировать дополнительные подсобные устройства, давать оценку режущим инструментам.
Наладчик должен регулировать управляющие органы металлорежущих станков в соответствии с предусмотренной рабочей программой, согласовывать последовательность работы, устанавливать инструменты, регулировать и контролировать общий рабочий цикл. Он выверяет полученные рабочие величины, а также налаживает автоматику, контролирует и испытывает протекание рабочих циклов, устанавливает на станках необходимые устройства, обеспечивающие безопасность работы.
Нижеприведенные требования должны расцениваться как особо значимые:
– знать основы пневматики, гидравлики, электроники; иметь физико-математическую подготовку в объеме средней общеобразовательной школы;
– иметь хорошую технологическую подготовку: знать свойства важнейших металлических и неметаллических материалов; характеристики и способы применения различных полуфабрикатов; свойства и способность выносить нагрузку важнейших режущих инструментов; возможности пластических материалов и их свойства; возможности применения шлифовальных и полирующих средств.
По характеру своей производственной деятельности наладчик знает способы нормирования труда, нормы рабочего времени, временные нормативы, основы рабочей экономии, вопросы производительности труда, распределения труда, классификации работы (тарифные сетки, виды заработной платы), квалификацию рабочих, обслуживающих автоматическую линию.
Он должен быть вооружен солидным запасом постоянно готовых образцов действий:
– уметь рационально планировать и подготавливать свою работу;
– знать имеющиеся в его распоряжении варианты конструкций и уметь быстро и точно оценить преимущество данного варианта, включая его экономический эффект;
– знать типичные неполадки станков, дополнительных и подсобных устройств, инструментов и оборудования, временные интервалы возникновения неполадок, а также средства и пути их профилактического предупреждения;
– знать типичные ошибки в измерении и уметь не допускать их в требуемых границах;
– при возникших неполадках быстро и точно выявлять действительные причины и находить наиболее эффективные средства для их устранения.
К наладчику предъявляются и психологические требования:
– высокая степень самостоятельности и ответственности, инициативы и осторожности. При этом необходимо, чтобы он действовал не только в рамках известных или «отшлифованных» вариантов, но и творчески разрабатывал новые варианты, реализовывал их и заботился об их распространении;– умение быстро ориентироваться и перестраиваться на новые виды работы;
– способность к быстрому представлению характера предстоящих действий, четкое представлений взаимозависимости и взаимообусловленности работы различных станков линии;
– внимание и наблюдательность как за выполняемой в данный момент работой, так и за процессами, протекающими параллельно друг другу в одно и то же время.
Лит.: Батышев С.Я. Блочно-модульное обучение. – М., 1997; Профессиональная педагогика: Учебник. – М., 1997.
С.Я. Батышев

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.