ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Найдено 1 определение
ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
. Законом Российской Федерации «Об образовании» определено, что организация образовательного процесса в образовательном учреждении регламентируется учебным планом, годовым календарным учебным графиком и расписаниями занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми образовательным учреждением самостоятельно. Государственные органы управления образованием обеспечивают разработку примерных учебных планов и программ курсов, дисциплин.
Органы государственной власти, органы управления образованием и органы местного самоуправления не вправе изменять учебный план и учебный график гражданского образовательного учреждения после их утверждения, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся.
Освоение образовательных программ основного общего, среднего (полного) общего и всех видов профессионального образования завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников.
Научно-методическое обеспечение итоговых аттестаций и объективный контроль качества подготовки выпускников по завершении каждого уровня образования обеспечиваются государственной аттестационной службой, независимой от органов управления образованием, в соответствии с государственными образовательными стандартами.
Дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников, педагогов. Применение методов физического или психического насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам не допускается.
Родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся, воспитанников должна быть обеспечена возможность ознакомления с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости обучающихся.
Обучающиеся имеют право на получение профессионального образования в соответствии с государственным образовательным стандартом, в том числе по индивидуальным учебным планам и по ускоренному курсу обучения; на получение дополнительных, в том числе платных, образовательных услуг; на участие в управлении образовательным учреждением, на свободу совести, информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений.
Привлечение обучающихся учреждения начального профессионального образования без их согласия и согласия родителей или лиц, их заменяющих, к труду, не предусмотренному профессиональной образовательной подготовкой, запрещается.
Создание необходимых условий учебы, труда и отдыха обучающимся возлагается на должностных лиц учреждения начального профессионального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного учреждения образования.
Образовательный процесс в учреждении начального профессионального образования строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, на принципах демократии и гуманизма.
Образовательный процесс должен быть ориентирован на расширение возможностей обучающихся в профессиональном самоопределении, повышении квалификации, специальной, физической и общекультурной подготовки его выпускников.Образовательный процесс включает теоретическое обучение, производственное обучение, производственную практику, воспитательную работу с обучающимися.
Учебная нагрузка обучающихся в каждом виде образовательного учреждения регламентируется соответствующими государственными образовательными стандартами. Так, например, в учреждениях начального профессионального образования она не должна превышать 36 часов в неделю. Время работы на производственной практике не должно превышать продолжительности рабочего времени, установленного законодательством о труде для соответствующих категорий работников. Общая продолжительность каникул составляет не менее 10 недель в год при сроке обучения более одного года.
Продолжительность уроков по теоретическому и производственному обучению, длительность перемен, режим занятий определяются уставом образовательного учреждения на основе рекомендаций органов здравоохранения. Обучающиеся имеют право свободного посещения мероприятий, не предусмотренных учебным планом.
Производственное обучение осуществляется в учебно-производственных мастерских, лабораториях, на полигонах, в учебных хозяйствах учреждений начального профессионального образования, а также в цехах предприятий, на учебных участках, полях, фермах, строительных и других объектах.
Производственная практика, как правило, проводится на предприятиях, в организациях, колхозах, совхозах, фермерских хозяйствах, для которых осуществляется подготовка рабочих кадров и специалистов, на самостоятельных рабочих местах и штатных должностях. Порядок организации практики определяется двусторонним договором.
Обучающиеся, проходящие производственную практику и зачисленные на рабочие места и должности, включаются в списочный состав государственного предприятия или организации, но не учитываются в их среднесписочной численности.
Обучающиеся учреждения начального профессионального образования объединяются по профессиям (специальностям) в учебные группы. При расчете нормативов бюджетного финансирования учреждения начального профессионального образования на одного обучающегося предусматривается, что количество обучающихся в группе на занятиях теоретического обучения должно быть, как правило, не менее 25 человек.
В сельских профессиональных училищах (агролицеях) малой наполняемости и их филиалах допускается по согласованию с соответствующим органом управления образованием с привлечением других внебюджетных средств комплектование учебных групп меньшей численности, но не менее 8–10 человек.
При финансировании подготовки, обучения вторым профессиям, переподготовки и повышения квалификации рабочих и специалистов средствами заказчиков как в государственных, так и в негосударственных учреждениях начального профессионального образования комплектование учебных групп обучающимися численностью не ограничивается.
Производственное обучение по всем профессиям осуществляется в группе по 12–15 человек, а по профессиям, связанным с обслуживанием сложного оборудования, выполнением опасных работ – 8–10 человек.
Hа теоретических и лабораторно-практических занятиях по отдельным дисциплинам, в том числе по физическому воспитанию, учебные группы могут делиться на две подгруппы. Перечень дисциплин определяется местным органом управления образованием в рамках государственного стандарта начального профессионального образования.
Освоение профессиональных образовательных программ может осуществляться на ступенчатой основе. Число ступеней обучения зависит от конкретных условий и требований заказчика на подготовку кадров. Каждая ступень обучения имеет профессиональную завершенность и оканчивается обязательной итоговой аттестацией с присвоением выпускнику соответствующей квалификации по профессии (специальности) и выдачей соответствующего документа.
Для всех форм получения профессионального образования в рамках основной профессиональной образовательной программы действует единый государственныйобразовательный стандарт, в соответствии с которым осуществляется аттестация лиц, завершивших начальное профессиональное образование.
Прием на обучение в государственные и муниципальные учреждения начального профессионального образования осуществляется по заявлениям от поступающих на конкурсной основе в порядке, установленном учредителем и Уставом образовательного учреждения. Условия конкурса должны гарантировать соблюдение прав граждан в области профессионального образования и обеспечивать зачисление на обучение лиц, наиболее способных и подготовленных к освоению профессии (специальности) соответствующего уровня.
При приеме на обучение образовательное учреждение обязано ознакомить поступающего, его родителей или лиц, их заменяющих, с Уставом, условиями приема и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса.
Порядок приема в учреждение начального профессионального образования в части, не отрегулированной законодательством Российской Федерации, определяется учредителем и закрепляется в Уставе.
В учреждениях начального профессионального образования обучение ведется на языке, который определяется учредителем или Уставом образовательного учреждения.
Подготовка квалифицированных рабочих (специалистов), переподготовка и повышение квалификации в государственном учреждении начального профессионального образования осуществляется, как правило, по профессиям (специальностям) согласно утвержденному Перечню профессий.
Учреждение начального профессионального образования может реализовывать дополнительные профессиональные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги за пределами определяющих его статус образовательных программ, а также осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации подготовку к военной службе.
Учреждение начального профессионального образования может, в том числе в кооперации с другими образовательными учреждениями, предприятиями, организациями, фирмами, создавать учебно-производственные, учебно-торгово-производственные структуры, которые являются их подразделениями без права юридического лица, обеспечивающие реализацию профессиональных образовательных программ. В процессе производственного обучения и во внеучебное время обучающиеся могут оказывать различные услуги населению, производить промышленную и сельскохозяйственную продукцию, товары народного потребления.
С учетом потребностей и возможностей личности профессиональные образовательные программы могут осваиваться как в профессиональном образовательном учреждении (с отрывом или без отрыва от производства), так и в форме самообразования или экстерната. Перечень профессий и специальностей, получение которых без отрыва от производства и в форме экстерната не допускается, в части федеральной компетенции устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Лит.: Закон Российской Федерации «Об образовании» от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ. – М., 1996; Типовое положение об учреждении начального профессионального образования.
– М., 1996; Якуба Ю.А. Словарь основных терминов производственного обучения безработных граждан и незанятого населения. – М., 1997.
Ю.А. Якуба

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.