ТРЕБОВАНИЯ К ОБУЧЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

Найдено 1 определение
ТРЕБОВАНИЯ К ОБУЧЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ.
В современных условиях возникает необходимость в перестройке подготовки и повышении квалификации инженеров- педагогов. Эта перестройка должна базироваться на следующих методологических положениях:
1. Осознание инженерно-педагогическими работниками общественных требований к новому типу рабочего. Инженер-педагог, готовящий рабочую смену, во-первых, должен иметь высшее образование (инженерно-педагогическое) с глубокой педагогической, дидактической и методической подготовкой; во-вторых, владеть рабочей квалификацией по одной из рабочих профессий по профилю не ниже II–I класса или 5 разряда.
2. Процесс обучения на инженерно-педагогических факультетах должен быть направлен на подготовку студентов к профессионально-педагогической деятельности, к преподаванию на высоком научно-теоретическом уровне общетехнических н специальных дисциплин, к проведению практических занятий, к выполнению функций по трудовому и нравственному воспитанию учащихся.
3. Эффективность подготовки инженеров-педагогов обеспечивается:
наличием и уровнем кадрового потенциала (преимущественно психолого-педагогического и методического циклов обучения);
наличием и качеством учебной материально-технической базы специализированных кабинетов, аудиторий, лабораторий (в частности, кабинетов и лабораторий по профессиональной педагогике, методике преподавания общей, педагогической и инженерной психологии; компьютерного обучения; технических средств и программированного обучения, эргономики и др.);
актуальностью научно-исследовательской тематики, высоким уровнем соответствующего ей кадрового потенциала.
4. Важнейшей составной частью квалификации инженера-педагога является его методическая подготовка, сущность которой состоит в вооружении студентов знанием методических основ процесса формирования у обучающихся технических знаний и умений, знанием общей методики преподавания технических дисциплин. Вместе с тем очень важно глубокое овладение студентами частными методиками преподавания ведущих технических предметов.
5. Чрезвычайно актуальным является оптимальное соотношение в подготовке инженера- педагога общего, инженерно-технического и профессионально-педагогического образования. Органическое соединение точных и прикладных наук.
6. Знания и умения инженера-педагога должны быть системными, в содержание технических дисциплин необходимо включить методологические знания о структуре дисциплин, о логике изложения предмета в целом и отдельных его разделов, вариантах организации знаний, их системы в рамках данного предмета и всех дисциплин учебного процесса и др.
Для развития у студентов творческого педагогического мышления следует постоянно применять такие формы обучения, как анализ конкретных педагогических ситуаций, теоретических работ по проблемам педагогики, составление рефератов по актуальным проблемам профессионального образования. Необходимо активизировать деятельность научных кружков по педагогике, студенческих научно-технических обществ, практических конференций по проблемам профессиональной педагогики.
7. Студентов необходимо активно привлекать к участию в таких важных формах практического освоения педагогической науки, как лабораторные занятия по психологии, педагогике, методике преподавания технических дисциплин в профтехучилищах, организовывать для них экскурсии в лучшие ПУ и техникумы и на базовые предприятия, практиковать непосредственное изучение педагогического опыта лучших педагогов профессиональных учебных заведений.
8. Модель инженера-педагога должна отражать особенности его педагогической деятельности в профучилищах и техникумах. Эта модель должна:раскрывать сущность творческого характера деятельности инженера-педагога ПУ и техникума, выявлять способности, которыми он должен владеть для ее осуществления;
определять, какими знаниями, навыками и умениями должен овладеть инженер-педагог ПУ и техникума;
выявлять специфические виды деятельности.
Речь идет о проектировании содержания образования, адекватного профилю инженерно- педагогической специальности и профессиональной деятельности.
Методологическим ориентиром, исходя из которого следует проводить перестройку профессионального обучения рабочих, должен служить принцип психологической перестройки педагогических кадров в условиях перехода к рыночной экономике. К сожалению, до сих пор психологическая наука не интересовалась проблемами психологической перестройки. Она исследовала лишь процесс поступательного развития личности, начиная с младенческого возраста до взрослости. Проблема перестройки сложившейся личности осознана и вышла на социальную арену только сегодня и сразу стала практической задачей, приковавшей к себе внимание всего общества.
Речь идет:
о переориентации учебного процесса на формирование творческого отношения преподавателей и мастеров производственного обучения к своей деятельности, на четкое знание ими современных достижений отечественной и зарубежной педагогики и психологии, самостоятельности и творческой оценки передового и новаторского педагогического опыта;
о раскрытии перспективных проблем подготовки педагогических кадров для работы в условиях рыночной экономики и коренной модернизации учебно-материальной базы, компьютеризации учебного процесса, применения разнообразных комплексов технических средств, видеотехники и др.;
о разработке нового содержания, форм и методов подготовки мастеров и преподавателей;
об интеграции общетехнических дисциплин;
об усилении профилирующей направленности дисциплин психолого-педагогического цикла;
о разработке дидактической системы проведения деловых игр и разрешения педагогических ситуаций;
о компьютеризации учебно-воспитательного процесса;
о дифференциации содержания методической подготовки педагогов.
Предстоит также создать и гибкую, индивидуальную систему непрерывного образования работников отделов технического обучения (ОТО) предприятий. Для этого необходимо:
все формы переподготовки и повышения квалификации рабочих свести в единую взаимодействующую систему, определив четкое место каждой из них в общей системе;
для определения содержания обучения разработать профессиограммы для всех категорий инженерно-педагогических кадров ОТО;
придать практическую значимость содержанию повышения квалификации (содержание должно моделировать производственную деятельность обучаемого);
содержание курсового обучения должно быть дифференцировано в зависимости от стажа, опыта работы, уровня квалификации и т.п., увязано с программами самообразования, предкурсовой и послекурсовой индивидуальной работой.В этих условиях представляется важным обосновать содержание, методы, средства и организационные формы повышения квалификации работников, новые психолого- педагогические технологии организации системы повышения квалификации, обеспечивающие повышение продуктивной деятельности слушателей в их практической работе непосредственно на производстве по окончании курсов.
Важнейшим средством повышения квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения является образ результата или модель продуктивной деятельности (коллективной, групповой и индивидуальной) в отличие от непродуктивной и малопродуктивной. Образ результата является итогом самосовершенствования деятельности, развития профессионального мышления, средством формирования процессов адаптации. В связи с этим важнейшими задачами являются:
1) выявление продуктивных моделей деятельности тех контингентов слушателей, которые проходят систему повышения квалификации;
2) использование этих моделей в системе повышения квалификации;
3) изучение влияния нововведений в систему повышения квалификации на конечные результаты (усовершенствование деятельности слушателей, улучшение качества профессионального обучения рабочих).
Итогом реализации изложенных методологических положений должно стать создание общей теории и методики прогнозирования профессиональной деятельности органов образования, создание единой системы непрерывного профессионального образования, охватывающей все звенья профессионального образования от школы до повышения квалификации и переподготовки кадров как в учебных заведениях, так и на предприятии, развитие самообразования, пополнение знаний через разнообразные формы обучения, в том числе через экстернат, систему экономической учебы и др.
Лит.: Батышев С.Я. Реформа профессиональной школы: опыт, поиск, задачи, пути реализации. – М., 1987; Проблемы подготовки и повышения квалификации инженерно- педагогических кадров. – С., 1992.
С.Я. Батышев

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.