Толерантность

Найдено 27 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Толерантность
терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению[69, с. 1332].

Источник: Краткий словарь-справочник по гражданско-патриотическому воспитанию. Челябинск. 2014

Толерантность
(лат. tolerantia – терпение) – терпимость к чужим мнениям и верованиям.

Источник: Педагогика и психология высшей школы методика работы с понятийным аппаратом. 2013

Толерантность
1. устойчивость, невосприимчивость; 2. терпимое отношение к людям или событиям.

Источник: Терминологический словарь современного педагога

Толерантность
(лат. tolerantia – терпение) – терпимость, снисходительность к кому-либо, чему-либо.

Источник: Педагогическая диагностика и коррекция в воспитательном процессе.

ТОЛЕРАНТНОСТЬ
способность организмов относительно безболезненно выносить отклонение факторов среды жизни от оптимальных для него.

Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017

ТОЛЕРАНТНОСТЬ
терпеливость, выносливость, психическая устойчивость при наличии фрустраторов и стрессоров, сформировавшихся в результате снижения чувствительности к их повторяющемуся воздействию.

Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.

ТОЛЕРАНТНОСТЬ
1) терпимость к чужому мнению, поведению, образу жизни; 2) способность переносить неблагоприятные физические или психические условия без снижения адаптационных возможностей за счет снижения чувствительности к их воздействию.

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

ТОЛЕРАНТНОСТЬ
(лат. tolerantia – терпение) – 1) Терпимость к разного рода взглядам, нормам поведения, привычкам, отличным от тех, которые разделяет субъект. 2) Открытость для любых идейных течений, отсутствие страха перед конкуренцией идей.

Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005

Толерантность
социально-психологическое качество личности, означающее терпимость, снисходительность к другому, даже если он не оправдывает чьи-то ожидания; характеристика социально зрелой личности; важное профессиональное качество воспитателя.

Источник: Словарик координатора детского движения

Толерантность
(лат. tolerantio – терпение): (1) – способность переносить неблагоприятные физические или психические условия без снижения адаптационных возможностей за счет снижения чувствительности к их воздействию; (2) – терпимость к чужому мнению, поведению, образу жизни.

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

ТОЛЕРАНТНОСТЬ
(от лат. tolerantia – терпение) – терпимость к чужим мнениям и верованиям; снисходительное отношение; способность переносить неблагоприятные физические или психические условия без снижения адаптационных возможностей за счет снижения чувствительности к их воздействию.

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

ТОЛЕРАНТНОСТЬ
это признание единства и многообразия человечества, взаимозависимость всех от каждого и каждого от всех, уважение прав другого (в том числе права быть другим), а также воздержание от причинения вреда, т.к. вред, причиняемый другому, означает вред для всех и для самого себя.

Источник: Словарь педагогического обихода. Псков ПГПИ 2003

Толерантность
терпимость, переносимость чего-либо, устойчивость К воздействию; отсутствие тяжелых переживаний и резких реакций, несмотря на наличие фрустроторов; терпимость к чужому мнению и убеждениям, обеспечивающая право и свободу человека иметь свои суждения и позиции в социальном мире.

Источник: Педагогическая антропология. Словарь

ТОЛЕРАНТНОСТЬ
способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо), то есть допускать, принимать существование чего-то/кого-то, считаться с мнением других, быть снисходительным к чему-либо/кому-либо (Бетти Э. Риэрдон).

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

Толерантность
Толерантность означает терпимость к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. Таким образом, она связана со свободой инакомыслия в широком смысле этого слова, а не в том, который утвердился в политической сфере, близка к понятиям милосердия и снисхождения.

Источник: Основные термины, глоссарий образовательных технологий

ТОЛЕРАНТНОСТЬ
от лат. tolerantia—терпение) — 1) терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам; необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий; является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций; 2) способность организма переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора среды.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

Толерантность
[лат. tolerantia – терпение] – 1) полное или частичное отсутствие иммунологической реактивности, т.е. потеря (или снижение) организмом человека способности к выработке антител в ответ на антигенное раздражение; 2) способность организма переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора среды; 3) терпимость к чужому образу жизни, поведению, взглядам, мнениям.

Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.

ТОЛЕРАНТНОСТЬ
моральное качество, характеризующее отношение к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам и поведению других людей. Выражается в стремлении достичь взаимного понимания и согласования разнородных интересов и т. д. без применения давления, преимущественно методами разъяснения и убеждения. Является формой уважения к другому человеку, признания за ним права на собственные убеждения, на то, чтобы быть иным, чем «я».

Источник: Терминологический словарь-справочник по психолого-педагогическим дисциплинам.

ТОЛЕРАНТНОСТЬ
способность снижать уровень эмоционального реагирования на неблагоприятные факторы межличностного взаимодействия, терпимо или снисходительно (в позитивном смысле слова) относится к другому, к его инакодействию /инакомыслию.
Толерантность педагога — важнейшее профессиональное и личностное качество, позволяющее ему строить отношения с ребенком как товарищеские с целью поддержки его жизненного самоопределения.

Источник: Социально-педагогический словарь. 2016 г.

ТОЛЕРАНТНОСТЬ
(от лат. tolerantia – терпимость). 1. Особенность поведения субъекта в процессе общения. 2. Терпимость человека к кому-либо или к чемулибо. В культурологии и социологии этот термин используется для обозначения понимания и уважения к другой культуре, к отличиям представителя другой культуры – этническим, национальным, расовым, религиозным, языковым. Т. может быть к чужому образу жизни, поведению, обычаям, мнениям, идеям. В коммуникации проявляется в выборе речевого поведения, коммуникативной стратегии, в речевом этикете.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

Толерантность
от латинского tolerantia - терпение) -1) отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор вследствие снижения чувствительности к его воздействию; 2) способность системы (части организма или организма в целом) выдерживать изменения входных воздействий в определенном диапазоне без отказов и без нарушения правильности работы; 3) способность военнослужащего противостоять жизненным трудностям без утраты психологической адаптации на основе адекватной оценки реальной ситуации и возможности предвидеть выход из нее.

Источник: Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

Толерантность
(от лат. tolerantia — терпение) — отсутствие или ослабление реагирования на к.-л. неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию; способность человека противостоять разного рода жизненным трудностям без утраты психологической адаптации. Например, Т. к тревоге проявляется в повышении порога эмоционального реагирования на угрожающую ситуацию, а внешне — в выдержке, самообладании, способности длительно выносить неблагоприятные воздействия без снижения адаптивных возможностей. Т. — одно из важнейших профессиональных качеств педагога. В основе Т. лежит способность учителя адекватно оценивать реальную ситуацию, с одной стороны, и возможность предвидеть выход из ситуации — с другой. Формирование у себя Т. — одна из важных задач профессионального воспитания учителя.

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

Толерантность
(Tolerance) - (от англ. tolerance)- терпимость, ориентирована на взаимоуважительные отношения граждан, на сохранение этнического и культурного разнообразия, выступает как приемлемая основа урегулирования социальных и межэтнических конфликтов, снятия напряжѐнности (интолерантности) и достижения взаимных договорѐнностей относительно несовпадающих интересов и ценностей. При изучении проблем межнациональных отношений часто говорят об этнической толерантности, т.е. позитивном отношении к представителям других этнических групп, иных культур, при одновременном сохранении позитивного отношении к людям своей национальности. Толерантность (в т.ч. этническая) - явление социальное, толерантность не может быть абстрактной, т.к. еѐ уровень и формы проявления в каждой конкретной ситуации в межличностных и межгрупповых отношениях различны.

Источник: Глоссарий терминов по вопросам инклюзивного образования 2015 г.

Толерантность
фр. – терпимый) – положительное нравственно-этическое и волевое качество личности, проявляющееся как терпимость по отношению к людям, как снисхождение, умение прощать, как способность приспосабливаться к неблагоприятной внешней среде. Сущность толерантности состоит в терпимости и умении жить в мире и согласии с людьми другой культуры – другой национальности, веры, убеждений, обычаев и традиций. Толерантность есть показатель социального позитивизма в условиях неравенства, неодинаковости при сохранении своего сознания и культуры, своего достоинства. Обладая такой добродетелью, как толерантность, человек способен сохранить свою индивидуальность, найти себе место в любой среде, повысить свою стрессоустойчивость, не злобиться, не завидовать. С таким личностным качеством человек сохраняет верность себе, делается мудрым и более гармоничным. В условиях конфликта культур это качество особенно востребовано.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Толерантность
(от лат. tolerantia — терпение) — терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. Актуальность данного принципа вызвана сложными проблемами культурного взаимодействия, которые в современную эпоху стали принимать критический характер. Различные формы нетерпимости нередко используются экстремистскими движениями, разжигающими ненависть, национальную рознь и социальные конфликты в обществе. 16 ноября 1995 г. Генеральная конференция ЮНЕСКО (Организация объединенных Наций по вопросам образования науки и культуры) приняла Декларацию принципов толерантности. Принцип Т. требует, с одной стороны, терпимости к иному мнению, культурным традициям, вере и т.д., но, с другой стороны, и твердости в отстаивании своих жизненных позиций и ценностей. Реализация в реальной практике принципа Т. требует не только принятие позиции терпимости, но и формирования у личности особых способностей и умений: культуры переговоров, искусства поиска компромиссов, продуктивной конкуренции и др. Исходя из принципа Т., весь воспитательный процесс должен протекать в условиях уважения к мнению, позиции воспитанника и должен быть ориентирован на воспитание у них умения и способности жить в обществе.

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

ТОЛЕРАНТНОСТЬ
проявление интереса к представителям других культур и, более того, уважительное принятие Другого вне зависимости от его национальной, классовой, религиозной принадлежности.
Наиболее близкое понятие Т. — терпимость. Оно определяется как способность мириться с кем-либо, чем-либо и как терпимое отношение. В русском языке терпимость оценивается негативно, поскольку обычно предполагает терпимость к плохому и связана с понятием «прощать». Т., в отличие от терпимости, не оперирует категориями «хорошо — плохо», она основана на противопоставлении «свой — чужой»: это терпимое отношение к «другому», «иному» при отсутствии враждебности, «готовность принять «других» такими, как они есть, и взаимодействовать с ними на основе понимания и согласия» (Л.М.Дробижева, 2003).
Характер отношений между людьми различных национальностей оценивают путем изучения межэтнических установок — готовности к общению с людьми иной этнической принадлежности в различных сферах — деловой, соседской, дружеской, семейной. При анализе Т. большое значение имеет выяснение границ толерантного отношения к чужим взглядам и особенностям поведения как на межличностном, так и на личностно-групповом и межгрупповом уровнях.
На шкале толерантность — интолерантность М.С.Мацковский выделял следующие уровни:
1. Протекционистская Т.: субъект (институт, организация или индивид) абсолютно непредвзято относится к иному субъекту, делает все возможное, чтобы помогать тем организациям или группам людей, которые, по его мнению, подвергаются интолерантности (ИТ) со стороны общества в целом или его отдельных сегментов.
2. Ценностная Т.: система ценностей и образцов поведения, связанная с неукоснительным следованием этим образцам.
3. Скрытая ИТ: субъект понимает важность принципов Т. и моральную неадекватность идей интолерантности и интолерантных действий, но в силу внутренних симпатий и антипатий относится предвзято к представителям других социально-демографических групп, может думать о нетерпимом отношении или даже действии в отношении них. В то же время, его отношение и высказывания носят непубличный характер и не влияют на общественные настроения.
4. Вербальная ИТ: субъект считает возможным и иногда даже необходимым публичные высказывания по отношению к представителям иных социально-демографических групп. Он считает невозможным для себя какие-либо публичные действия — насилие, запреты и т.д., но не считает необходимым скрывать свои взгляды.
5. Агрессивная поведенческая ИТ: субъект считает оправданным подготовку и совершение действий, направленных на запрет, ограничение деятельности или насилие в отношении субъекта ИТ.
Общественные и педагогические усилия должны быть сосредоточены на том, чтобы воспитывать протекционистскую или ценностную толерантность и не допускать перерастания скрытой интолерантности в открытые формы вербальной и поведенческой.
Д.В.Даен
Литература:
Социология межэтнической толерантности. — М.: Изд-во Инт-та социологии РАН, 2003.
Век толерантности. Вып. 3–4. — М.: Центр СМИ МГУ, 2001.

Источник: Антропологический деятельностный и культурологический подходы. Тезаурус. 2005

ТОЛЕРАНТНОСТЬ
(от англ. tolerance ⇒ лат. tolerantia — ‘терпение, терпимость’) — категория коммуникативной лингвистики. В современном русском языке понимается как 1) высокое душевное качество, способность личности без внутренней агрессии воспринимать другого, имеющего иные/противоположные ценностные установки; 2) терпимое, лояльное отношение к другому, признание его права на существование; терпимое отношение к убеждениям, мнениям и верованиям другого; 3) поведение человека в ситуации конфликта, подчинённое стремлению достичь взаимного понимания и согласования разных установок, не прибегая к насилию, к подавлению человеческого достоинства, а используя гуманитарные возможности.
В толковых словарях XVII—XIX вв. слово не зафиксировано. В 17-томном академическом «Словаре современного русского литературного языка» (1950—1965 гг.) есть сущ. толерантность в значении ‘терпимость’ с пометой «устаревшее». В «Современном словаре иностранных слов» (1992 г.) зафиксировано это сущ. и прил. толерантный (‘терпимый’), которое включено также в 4-томный «Толковый словарь русского языка» под ред. Д.Н. Ушакова (1935—1940 гг.).
Т. многофункциональна, и поэтому её рассмотрение возможно с различных позиций: философской, этической, религиозной, политической, лингвокультурологической, коммуникативной и др. Т. принадлежит к философским категориям, поскольку обозначает способ взаимоотношений, особенности сознания. Поначалу Т. рассматривалась как проблема веротерпимости (примером может служить английский «Акт о толерантности» 1689 г., избавивший религиозные секты от гонений), но затем стала пониматься шире как проявление терпимости ко всякого рода различиям между сторонами. Термин Т. в его современном философском понимании возникает, очевидно, в эпоху Реформации, а развитие получает в философии английского (Локк) и французского (Вольтер) Просвещения. Т. с позиций философии определяется как мировоззренческое явление, отражающее универсальное правило активного отношения к другому. Выделяются различные виды Т., в основе которых, по мнению Л.В. Скворцова, лежат «типы ментальности» [Скворцов 1997], а по мнению И.А. Стернина, «сферы проявления толерантности» [Стернин, Шилихина 2001]: религиозная Т., политическая Т., педагогическая Т., этническая Т., культурная Т. и др.
С лингвистической точки зрения понятие Т. близко понятиям «ненасилие» и «терпимость», однако они не тождественны. Т., в отличие от ненасилия, включает в себя деятельность и ответственность за цели деятельности, Т. требует решимости, внутренней душевной силы.
Нельзя также отождествлять Т. и терпимость. «Терпимость в русском менталитете традиционно оценивается на бытийном уровне в основном неодобрительно, поскольку преимущественно означает терпение к плохому» [Стернин, Шилихина 2001: 18]. Т. не оперирует аксиологическими категориями «хорошо/плохо», она основана на противопоставлении «свой/чужой»; это терпимость к другому, иному, чем у тебя, при отсутствии враждебности или отрицательного отношения к чужому. Поэтому с понятием Т. нужно соотнести не только (и не столько) понятие «терпимость», но и понятия « бесконфликтность», «сочувствие», «миролюбие», «вежливость».
Т. — это категория, регулирующая процесс общения. Вопросы Т. возникают только в ситуации конфликта, или — шире — разногласий. Важным для Т. является поведение субъектов, собственно деятельность участников коммуникации. Т. есть спектр различных типов поведения.
Для того чтобы оценивать отношение одного субъекта к другому как толерантное или интолерантное, необходимо, чтобы субъекты, имеющие разногласия, вступили в диалог. Т. выполняет регулятивную функцию, поскольку предписывает коммуникантам определённую парадигму поведения. В случае толерантного коммуникативного поведения субъект признаёт равноправие сторон в диалоге, отрицает насилие и агрессию как способ разрешения конфликта и выбирает стратегии и тактики, приводящие к гармонизирующему коммуникативному результату.
Коммуникативная категория Т. включает множество прескрипций, которые могут быть предписывающими (что и как надо делать в общении), запретительными (чего нельзя делать в общении), интерпретирующими (как надо понимать в процессе общения те или иные коммуникативные действия) [Стернин, Шилихина 2000: 35]. К основополагающим прескрипциям можно отнести следующие:
— разумно вести себя, не прибегая к насилию в конфликтных ситуациях и не создавая такого рода ситуаций;
— признать, что другая сторона обладает принципиально теми же правами;
— быть согласным/готовым воспринять нечто (духовное, нравственно-идейное, этико-эстетическое, религиозное) даже в том случае, если это нечто противоречит собственным мировоззренческим установкам;
— соблюдать коммуникативные нормы; быть вежливым, т.е. проявлять уважение к партнёру по коммуникации, что выражается в доброжелательном отношении к нему и уместном обращении, соответствующем его личностным и статусным позициям.
Культурные практики Т. «предписывают говорящему не наносить своей речью и своим поведением ущерба другому, а напротив, всячески его поддерживать и создавать тем самым благоприятный климат общения» [Формановская 2003: 348], лишь установка на доброжелательность способна создать атмосферу комфортности и возможности устранения разногласий и разрешения конфликта.
Лит.: Михайлова О.А. Толерантность и терпимость: взгляд лингвиста // Философские и лингвокультурологические проблемы толерантности: коллективная монография. Екатеринбург, 2003; Культурные практики толерантности в речевой коммуникации: коллективная монография. Екатеринбург, 2004; Скворцов Л.В. Толерантность: иллюзия или средство спасения? // Октябрь. 1997. № 3; Стернин И. А., Шилихина К.М. Коммуникативные аспекты толерантности. Воронеж, 2000; Формановская Н.И. Ритуалы вежливости и толерантность // Философские и лингвокультурологические проблемы толерантности: коллективная монография. Екатеринбург, 2003; Хомяков М.Б. Проблема толерантности в христианской философии. Екатеринбург, 2000.
О.А. Михайлова

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.



Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
101.49 кб

Феномен «толерантность»: философский, психологический и педагогический аспект

Постричева Ирина Дмитриевна
Статья посвящена анализу феномена «толерантность» в истории философии, педагогики и психологии.
Читать PDF
300.31 кб

Профессиональная идентификация личности и толерантность

Миронова С. П.
Читать PDF
648.42 кб

Толерантность младших школьников: понятие, модель формирования

Богданова В. В.
В статье подчёркивается теоретический и практический интерес к явлению толерантности как одному из возможных путей преодоления межэтнической напряжённости. Даётся содержательный анализ феномена «толерантность».
Читать PDF
336.65 кб

Толерантность педагога в социальном взаимодействии

Кандаурова А. В., Лабикова М. Н.
В статье рассматривается актуальная проблема формирования у студентов педагогических специальностей и направлений компетентности социального взаимодействия и ее составляющей толерантности как личностного качества, которые обусловл
Читать PDF
196.99 кб

Петербургская программа "Толерантность" и Центр языковой адаптации мигрантов

Лысакова Ирина Павловна, Шубина Наталья Леонидовна
Читать PDF
225.36 кб

Толерантность как основа адаптации иностранных студентов в условиях российского социума

Теремова Римма Михайловна, Артамонова Валентина Викторовна
Читать PDF
277.56 кб

Толерантность профессионально необходимое качество педагога

Погодаева Диана Владимировна
Читать PDF
541.29 кб

Толерантность как социокультурный и педагогический феномен

Маслова Галина Геннадьевна
Читать PDF
267.34 кб

Профессиональная толерантность и субъектно-объектные отношения в деятельности специалиста

Орехов М. Е.
Рассматривается профессиональная толерантность как особый тип толерантности, свойственный профессиональной деятельности, и выявляется зависимость содержания понятия «профессиональная толерантность» от характера субъектно-объектных
Читать PDF
684.87 кб

Толерантность как принцип коммуникативного взаимодействия педагога и учащихся

Балакина Л. Л.
Отмечено, что в современных условиях образование решает задачу формирования толерантного мышления учащихся.
Читать PDF
243.05 кб

Толерантность как непреходящая ценность

Лопухова Юлия Викторовна
В результате проведенного науковедческого анализа категории «ценность» выявлены признаки ценности и показано, что толерантность как ценность отвечает данным признакам.
Читать PDF
365.53 кб

Толерантность личности как проблема профессионального педагогического общения

Чернышёв Алексей Сергеевич
В статье обсуждается подход и результаты исследования по определению социальных и психолого-педагогических факторов, провоцирующих напряженность в системе отношений «учитель-ученик-детский коллектив», и способов проектирования соц
Читать PDF
173.66 кб

Толерантность как педагогическая цель в воспитании личности

Масленникова Валерия Шамильевна, Исмагилова Зухра Альбертована
Читать PDF
203.34 кб

Толерантность: принцип или идеологема?

Читать PDF
0.00 байт

Толерантность феномен образовательного пространства

Рыбак Е. , Коржуев А. , Попков В.

Похожие термины:

  • Толерантность в социологии

    от лат. tolerantia — терпение) — терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. 1. Терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идея
  • Закон толерантности

    (В. Шелфорда) [лат. tolerantia – терпение] – лимитирующим фактором процветания организма (вида) может быть как минимум, так и максимум экологического воздействия, диапазон между которыми определяет вел