ТИПОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ

Найдено 1 определение
ТИПОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ
деление педагогической проблематики в зависимости от специфики решаемых вопросов, требований к содержанию информации, которую хотят получить различные группы пользователей для выполнения научной и практической педагогической деятельности в сфере образования. В зависимости от характера решаемых вопросов можно выделить несколько групп педагогических проблем:
Информационные проблемы имеют своей целью ответить на вопрос, как была решена мни решается та или иная проблема отечественными или зарубежными авторами во времени и пространстве (в настоящем или прошлом), в отдельной стране или группе стран. Суть информационных противоречий заключается в том, что лица, заинтересованные в их ранении, не имеют достаточно полной и объективной информации о том, где, когда и кас т образом эта проблема была решена. На омом деле в науке эта информация уже известна и была ранее опубликована, но по разним причинам оказалась недоступной данному кругу пользователей.
Работы, в основе которых лежат информационные проблемы, более точно называть обзорами, а не исследованиями. Фактически они повторяют уже известные в науке положения, хотя и содержат выводы и оценочные знания, а не просто пересказывают ранее опубликованный материал. Они дают пользователям представления о достижениях отечественной и зарубежной науки, экономят силы и средства разработчиков на решении уже выполненных исследований, предупреждают параллелизм и дублирование в научных изысканиях. Информационные работы неоднородны, отличаются по содержанию, объему, характеру, степени детализации материала. Ценность информационных работ состоит в том, что они выполняют некоторую профилактическую функцию, указывают разработчикам то, что уже сделано в науке и практике, возможные пути исследований.
Концептуальные проблемы встречаются значительно реже. Их главная функция- выявить и объяснить взаимосвязь между различными факторами и явлениями, наметить ведущие ориентиры, сформулировать теоретические положения, которыми следует руководствоваться при решении кардинальных вопросов. К такого рода проблемам относятся, например, "Разработка концептуальных основ проектирования образовательной программы инновационной школы", выполняемая под руководством И. С. Якиманской в Институте педагогических инноваций; "Разработка дидактических средств к курсу "Основы управления школой” для подготовки директоров школ по специальности "Менеджер образования"", выполняемая под руководством В. С. Лазарева в Институте управления образованием, и др. Для решения концептуальных проблем необходимо знать хотя бы в общих чертах исходное состояние объекта, на преобразование которого работа направлена, четко себе представить, какой результат (какое состояние объекта) должен быть получен в итоге реализации концепции, какие средства необходимы и достаточны.
Концептуальный тип проблем характерен для исследований в области дидактики и теории воспитания в тех случаях, когда требуется выявить взаимосвязь между различными целями, условиями и планируемыми результатами. При анализе опыта отдельных стран или изучении истории педагогики такого рода проблемы также разрабатываются, однако в процентном отношении к общему числу исследований в этих областях их существенно меньше. Проблемы, в основе которых лежат концептуальные противоречия, могут ставиться и решаться десятки и сотни лет, исчезать из поля зрения ученых и возникать вновь.
Это так называемые "вечные проблемы", над которыми человечество бьется долгие годы: концепции свободного воспитания, развивающего обучения, непрерывного образования и т.д. При этом Надо учитывать социально-экономическую ситуацию в стране, господствующие философские и религиозные представления.
К концептуальным работам относится, например, методическое пособие В.В. Краевского "Повышение квалификации педагога —что это значит сегодня", Бийск, 1996. В этой работе сформулирована концепция курса педагогики, отражающая в явном виде основные положения концепции повышения квалификации педагогов, главным образом педагогов-исследователей, занятых подготовкой учителей и научной работой в области педагогики. Убедительно изложена ведущая идея курса, выполняющая систематизирующую роль по отношению к его содержанию.
Выделены и описаны формальные признаки концептуальности курса педагогики: системность и четкость изложения, иерархичность построения. Раскрыты содержательные принципы концептуальности: соответствие современным требованиям к высшей школе, отраженным в научных публикациях и законодательных документах; полнота предполагаемого содержания профессиональной подготовки студентов педвузов; направленность обучения в педвузе на развитие педагогического мышления студентов; формирование методологической культуры, позволяющей студентам перейти от содержательно-отражательного способа получения научных знаний к деятельностно-конструктивному.
Организационно-методическая проблематика — наиболее распространенный тип проблем, когда исследователи пытаются ответить на вопрос, каким способом получить тот или иной результат с помощью имеющихся сегодня дидактических и методических средств и методов. В этом случае теоретикам и практикам нужно найти средства, помогающие ликвидировать разрыв между целью и результатами обучения, воспитания с помощью известных-комбинаций или новых средств. Противоречия, связанные с организационно-методическими проблемами, часто встречаются в образовательной ситуации, когда цель и технология в общем ясны, но методы и средства их реализации требуют дополнительных исследований. Этот тип проблем доминирует в частных методиках, реже представлен в дидактике и теории воспитания и практически не встречается в работах по истории педагогики.
В качестве примера организационно-методической работы можно назвать диссертацию В. А. Сазонова "Условия эффективного применения полифункционального комплекта технических средств в учебных кабинетах профессиональных образовательных учреждений", в которой определен оптимальный минимум технических условий, необходимых для создания полифункционального комплекта таких средств, выявлены дидактические условия использования полифункционального комплекта с учетом особенностей синхронного функционирования и специфики их дидактических особенностей (носителей учебной информации):
Квалиметрическая проблематика связана с измерением эффективности и качества образования, оценкой методических и дидактических систем, исследованием различного рода личностных характеристик, вопросами оценки и проверки знаний и т.д. Такого рода проблемы разрабатывают специалисты в области Теории обучения и воспитания, в частных методиках.
Главная их цель-найти качественные или количественные способы измерения различных сторон учебно-воспитательного процесса. Результатами подобного рода исследований являются ответы на вопросы, в какой степени данная методика эффективна, насколько и по каким основаниям она превосходит другие, каким образом измерить то или иное качество, уровень знаний, достижения учащихся, уровень их воспитанности, эффективность педагогических систем и организаций. Есть примеры удачных ответов на поставленные вопросы. Например, в кандидатской диссертации Д. С. Горбатова "Критериально-ориентированное тестирование как средство диагностики учебных достижений школьников" (Воронеж, 1996) разработан и применен новый тип тестов для проверки и оценки знаний учащихся по русскому языку.
Проводилось сравнение результатов проверки усвоения материала с Помощью новых процедур тестирования и традиционных инструментов дидактического контроля, выявлялись индивидуальные показатели успеваемости. Организационно-методическая и квалиметрическая проблематика постоянно возникает по мере появления новых средств обучения, тесно связана с уровнем развития общества, его научно-техническим оснащением.
Методологическая проблематика связана с проведением научных исследований в образовании, разработкой критериев оценки качества выполненных работ, определением объекта и проблемы исследования, актуальности, новизны, теоретической и практической значимости выполненных работ, логикой и методикой проведения исследования.

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
244.71 кб

Проблемы типологизации современных педагогических тестов

Ампилогова Н. Г.