СТРАТИФИКАЦИЯ
СТРАТИФИКАЦИЯ
разделение, расчленение общества на страты /общественные слои, группы, объединенные по имущественному, профессиональному или др. признаку/.
Источник: Краткий словарь современной педагогики.
Стратификация
описание структуры определенного множества объектов (например, генеральной совокупности потенциальных участников тестирования), расслоение его на страты.
Источник: Современные средства оценивания результатов обучения
Стратификация
[лат. stratum – настил, слой + facere – делать] – 1) разделение, расчленение общества на страты; социальная С. – структура общества; 2) распределение температуры воздуха в атмосфере с высотой; 3)распределение по вертикали слоев воды различной плотности, обуславливающее теплообмен и другие физические процессы в морях и океанах.
СТРАТИФИКАЦИЯ
(лат. stratum – настил, слой + facere – делать) – разделение, расчленение общества на страты; социальная стратификация – структура общества.
С. как научный термин употребляется в биологии, геологии, исследовании воздушной оболочки земли, социологии. Например, в социологии С. любого типа требует дифференцированной оценки и ранжирования лиц и групп согласно какой-либо шкале ценностей.
Во многих случаях С. отражает развитие одного критерия ранжирования, например, возраста, пола, физических способностей, богатства, статуса семьи и др. Однако, социальная дифференциация – это лишь одна составляющая социальной С. Другой, не менее важной, является социальная оценка. Можно выделить характерные особенности С.:
1. Социально-профессиональная С. по ярусам в виде оценочных категорий. Например, категории (уровни) профессионального мастерства преподавателей (II, I, высшая), ректоров, директоров учебных заведений начального профессионального образования (I, выс-шая) и других категорий образовательных учреждений в соответствии с постановлением Минтруда России от 11 ноября 1992 г. № 33.
2. Экономическая С. работников по ярусам – размерам оплаты труда.3. Юридическая С. по ярусам должностей работников, например, в профессиональных учебных заведениях (мастер, старший мастер, преподаватель, заместитель директора и т.д.).
Подобная С. носит название ранговой С. К ней относится и предлагаемая социологами теория социально-стратифицированного общества в виде вертикальной структуры с тремя уровнями, которые принято называть классами (выс-ший, средний, низший).
С. ранга – следующая за ранговой С. процедура. Она заключается в выделении оснований и построении ярусов, имеющих отличительные уровневые признаки. Например, преподавателей II, I и высшей категории отличает обладание определенными профессиональными знаниями, навыками и умениями разного уровня воспроизведения.
Таким образом, совершенно очевидно, что общество условно стратифицировано по различным основаниям и критериям. А это в свою очередь выдвигает задачи С. по уровням профессионального мастерства и повышение квалификации по стратам.
С. как научный термин употребляется в биологии, геологии, исследовании воздушной оболочки земли, социологии. Например, в социологии С. любого типа требует дифференцированной оценки и ранжирования лиц и групп согласно какой-либо шкале ценностей.
Во многих случаях С. отражает развитие одного критерия ранжирования, например, возраста, пола, физических способностей, богатства, статуса семьи и др. Однако, социальная дифференциация – это лишь одна составляющая социальной С. Другой, не менее важной, является социальная оценка. Можно выделить характерные особенности С.:
1. Социально-профессиональная С. по ярусам в виде оценочных категорий. Например, категории (уровни) профессионального мастерства преподавателей (II, I, высшая), ректоров, директоров учебных заведений начального профессионального образования (I, выс-шая) и других категорий образовательных учреждений в соответствии с постановлением Минтруда России от 11 ноября 1992 г. № 33.
2. Экономическая С. работников по ярусам – размерам оплаты труда.3. Юридическая С. по ярусам должностей работников, например, в профессиональных учебных заведениях (мастер, старший мастер, преподаватель, заместитель директора и т.д.).
Подобная С. носит название ранговой С. К ней относится и предлагаемая социологами теория социально-стратифицированного общества в виде вертикальной структуры с тремя уровнями, которые принято называть классами (выс-ший, средний, низший).
С. ранга – следующая за ранговой С. процедура. Она заключается в выделении оснований и построении ярусов, имеющих отличительные уровневые признаки. Например, преподавателей II, I и высшей категории отличает обладание определенными профессиональными знаниями, навыками и умениями разного уровня воспроизведения.
Таким образом, совершенно очевидно, что общество условно стратифицировано по различным основаниям и критериям. А это в свою очередь выдвигает задачи С. по уровням профессионального мастерства и повышение квалификации по стратам.
Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.