создание системной гностической базы по отобранным основаниям (критериям – квалификационным характеристикам) и разработке учебно-программной документации по стратам (уровням знаний, навыков и умений) в соответствии с интеллектуально-профессиональными уровнями профессиональной деятельности.
Причиной, в корне меняющей подход к повышению квалификации как к приятной, но не обременительной необходимости, является достаточно рельефно проявляющаяся социальная стратификация общества – знания и умения, профессиональное мастерство становятся основным рычагом, позволяющим человеку рассчитывать на подъем к экономически и социально более высокому уровню.
Наблюдается социальное явление, когда баланс способностей, потребностей, личных качеств людей может быть нарушен, например, за счет таких ярко выраженных качеств личности, как воля, темперамент, направленных на приобретение новых знаний и умений в сфере основной или смежной профессиональной деятельности с целью достижения материального благополучия в настоящем или обозримом будущем. Если традиционное повышение квалификации решало проблему оптимизации выбора содержания повышения квалификации между возможностями и потребностями личности специалиста начального профессионального образования, то в настоящее время на первое место выдвигаются мотивы выбора направления дополнительного образования и повышения квалификации.
Мало того, все чаще встает вопрос о получении дополнительного образования на базе профессиональной переподготовки. Характерным примером этому является профессиональная переподготовка по специальности «Практический психолог для образовательного учреждения» с выдачей диплома о переподготовке.
В этой связи следует четко представлять при анализе спроса на повышение квалификации то, как уровень личностных и интеллектуальных качеств человека идентифицируется с уровнем интеллектуализации профессиональной деятельности работника профессионального образования, его личностными возможностями и способностями.
Эта стратификация по интеллектуально-профессиональным уровням представляется трехуровневой (что в значительной степени идентифицируется с категориями работников образовательных учреждений):
– Первый уровень (страта) – аналитико-синтетический (инструкционно-аналитический). Для этого уровня характерно интенсивное действие анализа через синтез и синтеза через анализ в профессиональной деятельности. Данному уровню соответствует хорошо сформированные умения работать по образцу (по инструкции). Например, для преподавателя этот уровень определяет его умения переложить содержание обучения в дидактическое русло, так чтобы оно было воспринято и усвоено обучаемыми. Уровень предусматривает овладение определенными, не сложными примерами педагогической деятельности. При этом актуализируется способность постоянно анализировать дидактический уровень содержания обучения, свое поведение, поведение учащихся, синтезировать свои знания из теории изученных психолого-педагогических дисциплин, практики других преподавателей, методической литературы, литературы по специальности.– Второй уровень (страта) – алгоритмический (интеллектуально-моторный). Для этого уровня, более высокого профессионально, характерно овладение специалистом банком известных алгоритмов (методов, методик) деятельности. Он (специалист) не только владеет алгоритмами, но и умело интерпретирует эти алгоритмы в своей профессиональной деятельности. Наступает момент, когда овладевший алгоритмами специалист освоил их настолько, что они стали неотъемлемыми от его личной профессиональной деятельности, стали своими собственными алгоритмами, приобрели личный оттенок. Это средний уровень профессионализма, более высокий, чем первый, характерный, например, для преподавателя, мастера производственного обучения.
– Третий уровень (страта) – творческий (интеллектуально-поисковый), характеризуется созданием профессионалом своей собственной системы деятельности, рождением неповторимого рисунка творческого профессионального узора, являющегося самовыражением качеств личности, профессиональных поисков и обретений, который интегрируется в авторскую систему деятельности (высшая категория).
Такая стратификация повышения квалификации по приведенным уровням интеллектуализации профессиональной деятельности придает выделенным стратам психологический и акмеологический оттенок, позволяет осуществлять входной контроль знаний и умений работников различных сфер деятельности, дает возможность отбирать содержание обучения в соответствии с запросами потребителей.
Стратификация повышения квалификации ведет за собой систему мероприятий:
1. Создание профессионально-квалификационных характеристик для работников по должностным категориям.
2. Разработку требований к аттестации по стратифицированным категориям.
3. Конструирование стратифицированных учебных планов и программ.
4. Проектирование и создание диверсифицированных учебных курсов по интересам слушателей и для совершенствования профессионально-педагогического мастерства (особенно для высшей профессиональной категории).
Лит.: Современный словарь иностранных слов. – СПб., 1994; Современная социологическая теория. – М., 1961; Паферова В.В., Мечникова М.А. Социальная стратификация // Социально-политический журнал. 1995. № 5; Карпов В.В. Профессиональная ориентация в условиях рынка. – СПб., 1995.
В.В. Карпов
СТРАТИФИКАЦИЯ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СТРАТИФИКАЦИЯ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.