Сравнение

Найдено 12 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

СРАВНЕНИЕ
мыслительная операция, состоящая в сопоставлении объектов с целью выявления сходства и различия между ними.

Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017

СРАВНЕНИЕ
познавательная операция, лежащая в основе суждений о сходстве или различии объектов [67, c. 382; 80, c. 646; 91, c. 650].

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

Сравнение
суть соотнесение объектов или содержания суждений по фиксированному критерию с определением преимущества той или иной стороны сопоставляемой "пары".

Источник: Методологический словарь для стратегов

СРАВНЕНИЕ
один из основных логических приемов познания внешнего мира. Познание любого предмета и явления начинается с того, что мы его отличаем от всех других предметов и устанавливаем сходство его с родственными предметами.

Источник: Терминологический словарь-справочник по психолого-педагогическим дисциплинам.

СРАВНЕНИЕ
установление сходства или различия между предметами и явлениями или их отдельными признаками. Для глубокого и точного познания деятельности особенно большое значение имеет такое качество мышления, как способность находить различие в наиболее сходных предметах и сходство — в различных.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

СРАВНЕНИЕ
Одна из логических операций мышления, состоящая в сопоставлении предметов, явлений, их свойств и установления тождества или различия между ними. С. высоко ценил К. Д. Ушинский: он считал, что вся познавательная деятельность учащегося опирается на С. уже известного с неизвестным, на выделение неизвестных элементов и их усвоение. В практике преподавания иностранных языков широко используется принцип С. изучаемого языка с родным языком учащегося. Наиболее последовательно С. реализуется в рамках сознательно-сопоставительного и грамматико-переводного методов обучения.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

СРАВНЕНИЕ
деятельность по мысленному установлению сходства или различий между некоторыми объектами (воспринимаемыми или представляемыми, включая и отвлеченные идеи как объекты мысли). Проще всего сравнивать объекты на основе их свойств, доступных органам чувств (на основе чувственной поддержки). По мере овладения умственной операцией сравнения подрастающему человеку становятся доступными сопоставления также отсутствующих (не воспринимаемых в данный момент) объектов – технологических цепочек, исторических событий, перетоков мощностей в электрических цепях и т.п. Как и любая практическая или теоретическая операция, С. может быть сформировано и усовершенствовано в учебной и трудовой деятельности.
Лит.: Тихомиров О.К. Психология мышления. – М., 1984.
Е.А. Климов

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

Сравнение
это метод познания, позволяющий установить сходство и различие предметов и явлений действительности. В результате сравнения устанавливается то общее, что присуще двум или нескольким объектам. Сравнительно-исторический метод - способ исследования и объяснения различных явлений, при котором на основе установления сходства этих явлений по форме делается вывод об их генетическом родстве, т.е. об их общем происхождении. Особенность сравнительно-исторического метода, применяемого при исследовании явлений культуры, состоит в том, что его исходным пунктом служит восстановление и сравнение древнейших элементов, общих для различных областей материальной культуры и знания. В современном научном исследовании сравнительно-исторический метод используется с другими методами.

Источник: Исследовательская деятельность

СРАВНЕНИЕ
одна из мыслительных операций, лежащая в основе суждений о сходстве или различии объектов. С помощью сравнения выявляются количественные и качественные характеристики объектов, осуществляется их классификация, упорядочение и оценка. Сравнение – это сопоставление одного с другим. При этом важную роль играют основания, или признаки сравнения, которые определяют возможные отношения между объектами. Сравнение имеет смысл только в совокупности однородных объектов, образующих класс. Сравнение объектов в том или ином классе осуществляется по принципам, существенным для данного рассмотрения. При этом объекты, сравнимые по одному признаку, могут быть несравнимы по другим признакам. Чем точнее оценены признаки, тем основательнее возможно сравнение явлений. Составной частью сравнения всегда является анализ, так как для любого сравнения в явлениях следует вычленить соответствующие признаки сравнения. Поскольку сравнение – это установление определенных отношений между явлениями, то, естественно, в ходе сравнения используется и синтез. (См. также мышление). Сравнение – один из теоретических методов-операций, присущий любой деятельности, в т.ч. образовательной деятельности обучающегося и педагогической деятельности. Литература: [19].

Источник: Педагогика. Словарь системы основных понятий.

СРАВНЕНИЕ
одна из мыслительных операций; состоит в сопоставлении познаваемых объектов по некоторому основанию с целью выявления сходства и различия между ними. С помощью С. выявляются количественные и качественные характеристики предметов, устанавливаются связи между предметами и явлениями, классифицируется, упорядочивается и оценивается содержание бытия и познания. С. используется также как средство для пояснения одного понятия (абстрактного) другим, более конкретным. В процессе познания и обучения С. выступает в качестве его исходной формы, лежащей в основе всякого знания. С. неотделимо от других мыслительных операций и осуществляется на основе выделения определенных качеств и свойств (анализ) с последующим установлением связи между ними (синтез); в процессе С., вычленяющего сходное в ряде предметов и явлений, возникают некоторые формы обобщения. С. - необходимое средство как чувственного, так и рационального познания. На уровне чувственного познания С. протекает в форме наглядного сопоставления объектов. При рациональном познании задачей С. является определение внутренних связей и существенных свойств объектов; оно принимает форму рассуждения с опорой на логические принципы и предметные абстракции. Приемом развития собственно С. является противопоставление, т.е. подчеркивание специфики изучаемого явления, связанного в некотором отношении с другими. Обучение С. является важным условием умственного, сенсорного и нравственного воспитания.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

СРАВНЕНИЕ
одна из мыслит, операций, состоит в сопоставлении познаваемых объектов по нек-рому основанию с целью выявления сходства и различия между ними. С помощью С. выявляются количеств, и качеств, характеристики предметов, устанавливаются связи между предметами и явлениями, классифицируется, упорядочивается и оценивается содержание бытия и познания. С. используется также как средство для пояснения одного понятия (абстрактного). другим, более конкретным. В процессе познания и обучения С. выступает в качестве его исходной формы, лежащей в основе всякого знания: С. объектов по определенным параметрам приводит к выделению в первоначально глобальном восприятии вещи ее отд. сторон (длины, объема, формы, цвета и т. п.). С. неотделимо от др. мыслит, операций и осуществляется на основе выделения определенных качеств и свойств (анализ). с последующим установлением связи между ними (синтез); в процессе С., вычленяющего сходное в ряде предметов и явлений, возникают нек-рые формы обобщения.
С. - необходимое средство как чувственного, так и рационального познания. На уровне чувственного познания С. протекает в форме наглядного сопоставления объектов и направлено на установление сходства и различия вещей по цвету, форме, величине и т. п. внешним, непосредственно воспринимаемым качествам. При рациональном познании задачей С. является определение внутр. связей и существенных свойств объектов; оно принимает форму рассуждения с опорой на логич. принципы и предметные абстракции.
С. формируется в процессе индивидуального развития человека. В практич. и игровой деятельности детей, в общении со взрослыми происходит стихийное усвоение системы свойств окружающих вещей (форм предметов, звуков языка и др.), с к-рыми ребенок соотносит воспринимаемые объекты. Напр., при С. предметов по форме дети сопоставляют одни предметы с другими, известными им, к-рые теперь выступают в качестве эталонов. Результаты С. выражаются в речи: «такой же, как..». Стихийная практика выделения эталонов для С. должна быть дополнена процессом специально организованного обучения, направленного на овладение общественно выработанными объективными средствами С. (системы геом. форм, звуковысотных и ритмич. отношений, норм и правил поведения и др.). и способами их использования при С.
С. занимает большое место в процессе шк. обучения и воспитания. К. Д. Ушин-ский подчеркивал исключит. важность С. как «..основы всякого понимания и всякого мышления» (Собр. соч., т. 7, 1949, с. 332). При объяснении и опросе необходимо в уч. материале обобщать сходное и направлять внимание учащихся на выделение отличного. Учителю важно четко сформулировать общую цель С., затем (если это необходимо). конкретизировать ее, продумать систему заданий, отвечающих поставленной цели. Осознание сходства и различия может представлять трудность для учащихся. Они легче устанавливают различие между предметами, чем сходство. Если учащимся трудно найти сходство между 2 объектами, полезно использовать 3-й. Вовлечение в процесс С. 3-го объекта позволяет заметить неосознаваемые до этого сходные черты первых 2 объектов. Указанный прием полезно применять во всех случаях, когда учащиеся должны подметить к.-л. трудновыделяемые общие признаки предметов и явлений. Особенно важное значение использование 3-го объекта для С. приобретает при обучении умственно отсталых школьников.
Так как С. почти всегда выступает в единстве с др. мыслит, операциями, его эффективность в значит. мере зависит от умения анализировать, выделять существенные признаки, следовать выбранному для С. основанию. Приемом развития собственно С. является противопоставление, т.е. подчеркивание специфики изучаемого явления, связанного в нек-ром отношении с другими. Так, в процессе обучения необходимо противопоставлять тому или иному житейскому понятию, имеющемуся у учащегося, науч. понимание соответствующего явления. Противопоставление может быть одновременным (напр., в опыте одновременного изучения арифметич. действий сложения - вычитания). или последовательным, когда изучение сравниваемых объектов отделено друг от друга во времени (напр., в курсе истории сравнительное рассмотрение разл. эпох в порядке их ист. развития и установление связей и отношений между ними в целях постижения общей логики ист. процесса в целом). Обучение С. является важным условием умственного, сенсорного и нравств. воспитания.
Лит.: Сенсорное воспитание дошкольников, под ред. А. В. Запорожца, А. П. Усовой, М., 1963; Выбор методов обучения в ср. школе, под ред. Ю. К. Бабанского, М., 1981, гл. 4, § 2; Фридман Л. М., Волков К. Н., Пси-хол. наука - учителю, М., 1985. А. Н. Ждан.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

СРАВНЕНИЕ
важнейший интеллектуальный процесс и способ мышления, направленный на познание мира. Человеку свойственно сравнивать всё и со всем,. См. общеизвестное суждение всё познаётся в сравнении и авторское «Нет бытия вне сравнения, ибо само бытие есть сравнение» (О. Мандельштам). Учитывая глубинные связи языка, речи, мышления и культуры, следует признать закономерным семантическое, формальное и функциональное разнообразие С., неоднозначность его терминологической трактовки и квалификации, вырабатываемой на основе разных научных интересов и точек зрения на данное явление.
Традиционно С. рассматривается в стилистике и поэтике, где определяется как стилеобразующее средство, как изобразительный и выразительный речевой ресурс (троп, фигура речи), как стилистический приём, «заключающийся в сопоставлении одного предмета или явления (субъекта сравнения) с другим предметом или явлением (объектом сравнения) на основании каких-л. признаков (основа сравнения) с целью более точного и одновременно образного описания первого...» [Культура ... 2007: 669], напр.: А уж речь-то говорит — словно реченька журчит... (А. Пушкин).
Потребность в С. возникает тогда, когда человек обнаруживает дефицит языковых средств для прямого выражения своих субъективных представлений о предмете речи. Такая недостаточность может быть как объективной (отсутствие в языке подходящего языкового средства), так и субъективной (незнание такого средства или же неготовность к его ментальному поиску, а также стремление к новизне, выразительности и поэтичности своей речи).
Основанием для С. является сходство и различие между субъектом и объектом С. При этом признаки, по которым происходит С., проступают лишь при условии предварительного образного (не прямого) сближения и переосмысления субъекта и объекта С.
Русская лексика и грамматика располагают широким репертуаром языковых средств для выражения идеи С. Напр., лексических: подобно (чему?кому?), похожий (на что?кого?) напоминает (что?кого?), вроде (чего?кого?), почти (что? кто? какой?), наподобие (чего? кого?); морфологических: формы сравнительной степени качественных прил. и наречий (читать больше, слушать внимательнее); предложно-падежные формы существительных (первый блин комом); синтаксических и композиционных структур: сравнительные (как с гуся вода — о человеке), предикативные (дорога как стиральная доска; студент как собака, всё понимает, а сказать не может); отрицательные (человек — не остров в океане, человек не может без друзей (И. Ургант); работа не волк, в лес не убежит) и другие конструкции, выражающие отношения подобия.
В современных условиях прагматизации жизни и науки С. рассматривается как средство экономии речевых усилий. При этом возможности и типы С. связываются с различными коммуникативными потребностями адресанта речи. Во-первых, С. соотносятся с ситуациями, когда прямое описание предмета речи не соответствует задачам, мнению и коммуникативным интересам говорящего. Так, если он считает, что сказать просто Иван красив, а Петя упрям — значит сказать мало или же ничего не сказать, то может прибегнуть к сравнению с эталоном, напр., Иван красив, как Аполлон, а Петя упрям, как осёл, что будет выразительно.
Во-вторых, возможности и типы С. связываются с ситуациями, когда углублённые, сугубо специализированные суждения говорящего о предмете речи могут стать, по его мнению, коммуникативным барьером для менее подготовленного или неподготовленного слушателя (аудитории), напр.: Слово постепенно стирается, подобно старой монете, побывавшей во многих руках, и уходит из языка. Слова даже в словаре не лежат грудой, подобно ягодам в корзине (В. Колесов). В таких случаях С. становится удобным и экономным средством популяризации, основой для перевода исходно сложного содержания на доступный для адресата язык.
В-третьих, С. активно используется сегодня как инструмент манипулятивного речевого воздействия на массовую аудиторию в журналистике и рекламе, в сфере РR-деятельности: Вы получите наш ответ быстрее, чем остынет Ваш кофе или Наш ассортимент больше, чем жителей в Ватикане.
От адресанта и адресата С. требует общих фоновых знаний и творческого сотрудничества. С. способно прояснить коммуникативную позицию адресанта, его убеждения и мнения о предмете речи. Адресат же должен интуитивно почувствовать условность С., понять, на каком основании оно делается, доверяя при этом коммуникативной состоятельности адресанта, вовремя вспомнить и со-образ-итъ, что предлагаемое С. требует не логического, а образного осмысления: Весна, пасмурная и неприветливая, как старухина дочка из русской сказки (А. Эфрон, цит. по [Маслова 2001]), где эффективным С. будет только тогда, когда адресат, зная и помня сказку, сможет мысленно сопоставить пасмурную весну и старухину дочку. В условиях же эмоционально или интеллектуально затруднённого взаимопонимания, при конфликтном общении и общении с носителями другого языка и иной культуры возможности С. ограничены, поскольку в таких условиях С. может стать источником коммуникативных неудач.
«Тянь-Шань похож на спящего верблюда.
А средь хребтов в горбатом их кольце
Сверкает Иссык-Куль — живое чудо —
Как родинка на девичьем лице. (Дж. Бокомбаев, киргизский поэт),
где сравнение Тянь-Шаня с верблюдом коммуникативно успешно, поскольку кто же сегодня не сможет представить себе спящего верблюда, тогда как уподобление Иссык-Куля родинке интересно как артефакт иной национальной культуры, но малопонятно для русской культуры, поскольку родинка не имеет для нас того условно-символического значения, что зафиксировано киргизским поэтом.
Лит.: Камышова А.Е. Сравнение и его функции в структуре прозаического текста (на материале прозы В. Брюсова): АКД. СПб., 2006; Колесов В.В. История русского языка в рассказах, СПб., 2007; КРРЭСС. М. 2007; Лебедева Л.А. Человек в зеркале сравнений: Внешность человека. Краткий русско-английский словарь. Краснодар, 2009; Кузнецова Т.Н., Стрельникова Н.И. Ораторское искусство в Древнем Риме. М., 1976. Маслова В.А. Человек в зеркале сравнения // Маслова В.А. Лингвокультуроло-гия: учеб. пособие, 2001; Матвеева Т.В. Полный словарь лингвистических терминов. Ростов н/Д., 2010; Мокиенко В.М. Словарь сравнений русского языка. СПб., 2003; Огольцев В.М. Устойчивые сравнения в системе русской фразеологии. Л., 1978; Панкова И.М. Сравнение как смыслообразующая доминанта рекламного текста: АКД, Ставрополь, 2006.
О.П. Жданова

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
318.71 кб

Сравнение методик преподавания физики в российских и грузинских школах на современном этапе

Замтарадзе Н. А.
Статья посвящена сравнению образовательных систем России и Грузии, а также методик обучения физике на современном этапе их развития в контексте проводимых реформ.
Читать PDF
229.95 кб

Сравнение личностных особенностей российских и американских студентов

Винокурова Е. В.
Читать PDF
401.68 кб

Изучение языка в контексте культуры: сравнение американской и Российской методик

Малько В. А.
Целью этого этнографического исследования было пролить свет на несовместимость поведенческих характеристик русскоговорящих студентов и методик, используемых преподавателями на занятиях английским как вторым языком в американских в
Читать PDF
165.83 кб

Учет качества знаний учащихся: сравнение подходов М. М. Пистрака и А. П. Пинкевича

Леонтьева Наталья Владимировна
Учет качества знаний является одной из наиболее существенных проблем обучения. В данной работе проанализированы позиции известных ученых М.М. Пистрака и А.П. Пинкевича в отношении учета качества знаний.
Читать PDF
536.95 кб

96. 01. 026. Боттани Н. Сравнение результатов образования (страны ОЭСР). Bottani N. comparing educat

Можаева Л. Г.
Читать PDF
202.61 кб

Непрерывное обучение и доказательная Стоматология: кросс-культурное сравнение

Бурлуй Василе, Даскэлу Кристина-Эмануэла
Читать PDF
1.42 мб

Сравнение показателей высшего образования в России и в странах мира

Лелюх Елена Михайловна
Сравнение Индекса образования по странам (Топ-50 стран).
Читать PDF
388.86 кб

Сравнение особенностей высшего образования России и Италии

Гугелев Александр Владимирович, Семченко Анжелика Ахмеджанова
В статье на примере Италии определены и рассмотрены методологические основы развития системы высшего профессионального образования, раскрывающиеся через исследование особенностей развития высшего образования как самостоятельной от
Читать PDF
994.42 кб

Сравнение открытых и выборочных тестов

Карпова И. П.
Статья посвящена сравнению выборочных тестов и тестов со свободно-конструируемой формой ответа. Описаны некоторые методы по оценке свободно-конструируемых ответов.
Читать PDF
523.25 кб

Коллективная научная деятельность в России: сравнение эффективности отечественной и зарубежной форм

Васильев Андрей Анатольевич, Марков Владимир Александрович
В статье определены преимущества форм организации коллективной научной работы.
Читать PDF
502.94 кб

Сравнение субъективных и объективных оценок компьютерного тестирования

Альтшулер Ольга Генриховна, Колесников Олег Михайлович, Павлова Татьяна Юрьевна
В данной работе проанализированы результаты анкетирования студентов по вопросам применения компьютерного тестирования для итоговой оценки знаний и статистические характеристики проведенного тестирования.
Читать PDF
524.82 кб

Сравнение механизмов решения диагностико-проблемных и стратегических задач учителями разных уровней

Виноградова Нина Иннокентьевна, Касьянова Евгения Ивановна
Читать PDF
0.00 байт

Сравнение проектов ФГОС для старшей школы

Наумов Леонид Анатольевич
Автор сравнивает Проекты ФГОС, представленные Институтом стратегических исследований в образовании (руководители проекта Л.П.Кезина, А.М.Кондаков) и Президиумом РАО (Президент РАО Н.Д.
Читать PDF
0.00 байт

Проблемы российского образования: сравнение представлений преподавателей и студентов (часть II)

Саганенко Галина Иосифовна, Сидорин Алексей Александрович, Степанова Елена Игоревна
Задача данного раздела – обнаружить специфические особенности ситуации в российском образовании через сравнение ее восприятия со стороны двух ключевых субъектов – преподавателей и студентов.
Читать PDF
0.00 байт

Видеоанализ как современный инструмент учителя физики. Сравнение программных продуктов, представленн

Филиппова Илзе Яновна
Статья посвящена видеоанализу записи и обработке видеоинформации о движениях. Использование видеоанализа позволяет превратить видеозапись в источник количественных данных о движении.

Похожие термины:

  • СОЦИАЛЬНОЕ СРАВНЕНИЕ

    оценивание своих мнений и способностей путем сравнения себя с другими.
  • СЛОВАРИ СРАВНЕНИЙ

    специализированные словари, в которых собраны наиболее яркие Сравнения (см.), встречающиеся как у классиков, так и у современных авторов. По словам К.С. Горбачевича: «Сравнения — недостаточно изуче
  • ШКОЛЬНЫЕ сравнения

    жанр школьного фольклора. То же, что «Школьный словарь»; «Словарик школяров». См.: «Освоение окружающего мира проявляется в означении, наименовании явлений с точки зрения определения их места в че