СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ И АКТИВНОСТЬ

Найдено 1 определение
СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ И АКТИВНОСТЬ
общедидактический принцип, заключается в активном восприятии учащимися изучаемых явлений, процессов, способов действия, их осмыслении, творческой переработке и применении. Принцип С. и а. обусловлен прежде всего двусторонним характером процесса обучения, в котором учение возможно лишь тогда, когда активен и деятелен учащийся. В то же время процесс учения протекает более эффективно, когда оно умело управляется преподавателем, мастером в непосредственной или опосредованной форме. Когда сливаются воедино активностьпедагога и активность учащихся, создаются условия для достижения больших результатов за меньшее время.
Учение должно быть не только активным, но и сознательным. Это сочетание имеет глубокий смысл: сознательность предполагает осмысление, активность – стремление к знаниям, профессиональному мастерству, включение ведущих мотивов, характеризующих познавательную и учебно-производственную активность. Таким образом принцип С. и а. означает единство мышления и деятельности, сознательную активность. С. и а. учащихся в учении развиваются в тесной взаимосвязи.
С. и а. учащихся в процессе обучения обеспечивается прежде всего разнообразием форм и методов обучения, активным применением учащимися разнообразных типов запоминания, мышления, обобщений и систематизации. В процессе обучения широко применяются эвристические беседы, исследовательские лабораторно-практические работы, создание и разрешение проблемных ситуаций, постановка учащихся перед необходимостью доказывать, аргументировать, убеждать, критически анализировать различные точки зрения, обучение их рациональным приемам учебной и учебно-производственной деятельности и др. При этом необходимо решительно бороться с зубрежкой, неосознанным запоминанием учебного материала, учить учащихся приемам рационального логического заучивания.
Сознательным и активным должен быть подход не только к усвоению знаний, но и выработке навыков и умений, прежде всего в процессе производственного обучения.
Производственное обучение по своей природе является процессом объективно активным и сознательным, имея в виду, что основой его содержания является участие учащихся в производительном труде. Принцип С. и а. применительно к производственному обучению требует такой организации познавательного и учебно-производственного процесса, когда усвоение учащимися профессиональных способов деятельности не является только механическим воспроизведением показанных мастером приемов работы. Учащиеся должны понимать не только как выполнить работу, но и почему так, а не иначе, в каких целях осваивать изучаемые действия. С. и а. играют значительную роль в формировании у учащихся навыков и умений самоконтроля, являющегося важным показателем самостоятельности учащихся, их профессионального мастерства.
Лит.: Ильина Т.А. Педагогика. – М., 1984; Беляева А.П. Дидактические принципы профессиональной подготовки в профтехучилищах. – М., 1991.
В.А. Скакун

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.



Похожие термины:

  • Принцип сознательности и активности

    результатов обучения можно достичь только тогда, когда дети являются субъектами процесса познания, т.е. понимают цели и задачи учения, имеют возможность самостоятельно планировать и организовыва
  • Сознательность, активность, самодеятельность

    принцип, сущность к-рого сводится к тому, что собственная познавательная активность обучаемого и воспитуемого является важным фактором обучаемости и воспитуемости и оказывает решающее влияние н