Смысл жизни

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Смысл жизни
разумное основание, назначение, цель жизни. Восхождение к индивидуальности связано с расширением смысла жизни человека.

Источник: Педагогическая антропология. Словарь

СМЫСЛ ЖИЗНИ
более или менее осознанное переживание интенциональной направленности и результативности собственной жизни, критерий ее субъективного оценивания и источник удовлетворенности или неудовлетворенности жизни.

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

Смысл жизни
толкование сущности человека и его земной миссии, т.е. цели пребывания на Земле. Православие считает, что смысл жизни содержит в себе высшее предназначение человека, определяемое независимо от него самого, а Богом. Этот смысл – в подготовке себя к жизни вечной, в спасении души от страстей и пороков, в бесконечном духовно-нравственном преобразовании себя. Смысл жизни – вечная проблема, волнующая каждого человека и человечество. Суть ее – в личном поиске и понимании цели своего кратковременного земного существования. Человек сам, с помощью Бога, ищет ответ, который примирил бы его с мыслью о смерти, соединил бы временное с вечным, конечное с бесконечным. Поиск смысла – это и есть духовная жизнь человека. «Смысл жизни», как понятие, входит в состав мировоззрения: исходя из него складываются нравственные нормы, цели и назначение жизнедеятельности в ее различных проявлениях.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

СМЫСЛ ЖИЗНИ
комплекс ценностных представлений, посредством которых человек соотносит себя и свои поступки с высшими ценностями, идеалом (высшим благом). В С.ж. отражается образ не реально случившейся и осуществляющейся, но должной жизни. Смысл не выводится из жизни, но привносится в нее - путем ее осмысления; неосмысленная жизнь абсурдна. В моральной философии, начиная с Демокрита и Сократа, С.ж. связывается с представлением не просто о должной, но о необходимо достойной жизни, отвечающей высшим (духовным) ценностям. C моральной точки зрения (см.Аскетизм, Совершенство) С.ж. заключается в воплощении человеком идеала во всем разнообразии своих отношений с другими людьми, с отечеством и с миром. В психологии 20 в., в частности в постфрейдистском психоанализе, прояснялись социально-психологические механизмы формирования у индивида представления о С.ж. как выражения особого рода ориентировочной потребности - потребности в С.ж. Эта потребность формируется под влиянием: а) условий, в которых осуществляется изначальная активность ребенка: действия ребенка должны соответствовать не только конкретным практическим целям, но тем требованиям, которые предъявляют ребенку взрослые; б) ожиданий самого человека в отношении результатов конкретных видов своей деятельности, обобщаемых со временем на основе практического опыта в представления о желаемом успехе; в) требований и ожиданий окружения, группы; г) договоренностей с конкретными другими людьми; д) личного стремления быть полезным другим ради них самих; е) требования личности к самой себе: быть совершенной. Такой подход к С.ж. дает возможность раскрыть в этом представлении внутреннюю ценностную динамику и тем самым показать, что помимо фундаментальной оппозиции осмысленности и бессмысленности (абсурдности) жизни, выявляемой в экзистенциальном противопоставлении жизни и смерти, продуктивным оказывается и анализ процесса осмысления жизни с точки зрения степени ее нравственного совершенствования и духовного возвышения. См. также Аскетизм, Совершенство, Суицид, Человекознание

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

СМЫСЛ ЖИЗНИ
понятие, широко трактуемое в философии, этике, художественной литературе, в самом обобщенном виде обозначающее наличие у человека основной жизненной идеи, цели, ценность которой эквивалентна всей жизни. Для философов и гуманитариев, как правило, важно определение содержания С.ж. С.ж. – субъективное обобщение жизни по критериям ее подлинности-неподлинности, полноты самовыражения личности, относящееся к прошлому, настоящему и будущему. С точки зрения акмеологии и психологии более значимы личностные механизмы образования С.ж. (или его отсутствия). В этом отношении выделяются три вопроса: имеет ли такая жизнь (имеется в виду жалкая, трудная, неудовлетворяющая человека) какой-либо смысл, т.е. стоит ли жить дальше такой жизнью; почему жизнь становится бессмысленной, пустой, говоря терминами экзистенциализма «неподлинной», каковы личностные механизмы, поддерживающие ее переживание С.ж., осознания, что жизнь ее осмысленна. Пользуясь понятиями Ш.Бюлер и А.Маслоу, можно сказать, что жизнь приобретает смысл при постоянном удовлетворении потребности личности в самореализации.
С.ж. – есть способность сознания к ценностному обобщению личностью способов реализации своих притязаний, потребностей как субъектом в формах деятельности, общения, жизни. С.ж. как правило рассматривается как будущее, как проекция, цель. Он изменяется по ходу жизни, представляет интеграл и прошлых и настоящих объективаций личности в жизни, по мере осуществления которых она все более способна адекватно осознать себя, свои возможности, степень их реализованности, свои ограничения и ограничения, накладываемые на нее обществом, людьми, жизнью. В С.ж. воплощен весь интеграл притязаний, достижений, целей, оценка того, что человек смог сделать из своей жизни. Однако механизм образования С.ж. включает не только сумму целей и результатов, оцененных с точки зрения личностных и социальных критериев, но внутреннюю потребность личности в саморазвитии, самодвижении, которая осуществляется через разрешение противоречий. Способность субъекта разрешать жизненные противоречия переживается и рефлексируется им как подлинность жизни, как ее смысл. В противоположном случае образуется личностный интеллектуально-эмоционально-деятельностный вакуум, который выражается в чувстве пустоты жизни, скуки, тоски.

Источник: Акмеологический словарь