СМЫСЛ ЛИЧНОСТНЫЙ

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ
особый уровень индивидуального сознания, подчеркивающий личностные особенности отражаемой человеком картины мира.

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

Личностный смысл
осознаваемая значимость для субъекта тех или иных явлений действительности, определяемая их истинным местом и ролью в жизнедеятельности субъекта, их жизненным смыслом для него.

Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике

Смысл личностный
отражение соответствующего значения через призму индивидуального опыта; представляет собой субъективную ценность значения, связан с мотивационной стороной личности, определяющей характер ее деятельности. В отличие от значения смысл динамичен (А.Н.Леонтьев). (См. также раздел «Образование и развитие личности».)

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

СМЫСЛ ЛИЧНОСТНЫЙ
действительное индивидуализированное отношение личности к окружающему миру. С. л. осознается как «значение — для меня» усваиваемых человеком безличных знаний о мире, включающих понятия, умения, действия и поступки, совершаемые людьми, соц. нормы, ценности и идеалы. Определение С. л. выступает содержательным элементом культуры жизненного самоопределения личности, формирование к-рой в настоящее время понимается как одна из ведущих задач воспитания.

Источник: Педагогический словарь

Смысл личностный
значение, которое объект, событие или факт приобретают для данного человека в силу его жизненного опыта. С л . — это индивидуализированное отражение действительного отношения личности к тем объектам, ради которых развертывается ее деятельность, осознаваемое как «значение — для — меня» усваиваемых субъектом безличных знаний о мире, включающих понятия, умения, действия и поступки, совершаемые людь ми, социальные нормы, роли, ценности и идеалы. С л . — проекция на личность объективного значения событий, процессов, явлений, их личностная интерпретация.

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

Личностный смысл
специфически индивидуализированное отражение реального отношения личности к тем объектам, ради которых развертывается ее деятельность, осознаваемое как «значение – для – меня» усваиваемых субъектом б личных знаний о мире, включающих понятия, умения, действия; поступки, совершаемые личностью, социальные нормы, роли, ценности и идеалы. Понятие Л.с. исторически связано с понятиями Л.С. Выготского о динамических смысловых системах индивидуального сознания личности, выражающих единство аффективных и интеллектуальных процессов. Введение понятия Л.с. как единицы сознания (А.Н. Леонтьев) сыграло важную роль в преодолении чисто интеллектуальной трактовки сознания как со-знания (суммы знаний о мире), а также для решения проблемы соотношения индивидуального и общественного сознания в жизни личности.

Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.

Смысл личностный
понимание человеком содержания и направленности жизни, своего места в мире, предназначения всего человечества. Осознается как «значение-для-меня» усваиваемых человеком безличных знаний о мире, включающих понятия, умения, действия и поступки, совершаемые людьми, социальные нормы, роли, ценности и идеалы. Определение смысла личностного выступает содержательным элементом культуры жизненного самоопределения личности, формирование которой в настоящее время понимается как одна из ведущих задач воспитания. Смысл личностный – значение, которое объект, событие, факт или слово приобретают для данного человека в результате его личного жизненного опыта, индивидуализированное отражение действительного отношения личности к тем объектам, ради которых развертывается ее деятельность. Понятие введено А. Н. Леонтьевым.

Источник: Педагогика и психология высшей школы методика работы с понятийным аппаратом. 2013

Личностный смысл
особое, пристрастное отношение личности к жизненным ценностям, являющееся устойчивым регулятором ее жизнедеятельности и поведения. Смысл - это то, ради чего человек живет. “Смысловой единицей жизни” (А.Н. Леонтьев) может быть цель, мотив, потребность, чувство, позиция и т.д. Человек не выдумывает смысл, а находит, выбирает его среди ценностей жизни и культуры. Однако, только после того, как эти ценности переживаются личностью, смысл их становится ее достоянием. Задача образования, в связи с этим, состоит в том, чтобы открыть ребенку мир ценностей, ввести его в пространство культуры, где “живут” ценности. Ценности науки, истории, культуры, природы и т.д. могут быть представлены детям, а смыслы - нет. Ценности только тогда становятся смыслами, когда они “прожиты” личностью. Смыслы человек проживает сам: в своих мыслях, переживаниях, намерениях, поступках, отношениях, творческих делах и других “смысловых единицах жизни”, которые должны быть включены в содержание обучения и воспитания.

Источник: Глоссарий по педагогике.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
684.51 кб

Функции личностно-смысловой сферы

Шелехова Людмила Валерьевна, Панеш Азамат Асланович
В статье представлена функциональная составляющая личностно-смысловой сферы, отражающая многообразие механизмов, факторов формирования и развития аксиологической системы социальной ориентации.
Читать PDF
587.38 кб

Структура личностно-смысловой сферы

Шелехова Людмила Валерьевна, Панеш Азамат Асланович
В статье с учетом механизма формирования личностно-смысловой сферы определены ее структурно-содержательные компоненты.
Читать PDF
183.95 кб

Исторический и личностный смысл познания

Макеева Е.А.
Статья посвящена анализу соотношения исторического и индивидуального в реализации осмысления, преобразования и ценностного отношения к окружающей действительности.
Читать PDF
451.74 кб

Модель структурных компонентов личностных смыслов

Барьяхтар О.Ф.
В статье предложена модель структурных компонентов личностных смыслов с учетом пространственной организации жизни человека.
Читать PDF
282.31 кб

Смысловой аспект личностного адаптационного конфликта

Осипчук И. В.
Статья посвящена исследованию нарушений адаптационных механизмов личности и возникновению личностного адаптационного конфликта.
Читать PDF
232.85 кб

Конфликтный смысл жизни как фактор личностного кризиса

Карпинский Константин Викторович
В статье теоретически обоснована и эмпирически доказана гипотеза о том, что внутриличностный конфликт ценностей-источников смысла жизни обусловливает переживание личностью смысложизненного кризиса.
Читать PDF
243.14 кб

Оптимизм: психологическое содержание и личностный смысл

Посохова С. Т.
Оптимизм рассматривается в работе как установка личности на принятие окружающего мира и активную трансформацию негативного в позитивное. Приводятся результаты пилотажного изучения личностного смысла оптимизма.
Читать PDF
4.98 мб

Проблема личностного смысла в инновационной деятельности

Подымова Людмила Степановна, Подымов Н. А.
Читать PDF
305.70 кб

О «Личностном» смысле языковых выражений. Ответ оппонентам

Никифоров А.Л.
Читать PDF
130.87 кб

Психологические противоречия становления личностного смысла

Александрова Н. А.
Созидательный характер реформ проявляется в том, что они подготавливают качественные изменения личности, способствуют переходу к новому состоянию общества.
Читать PDF
370.83 кб

Соотношение личностных и общественных (общезначимых) смыслов

Кравец А. С.
В статье вводится разграничение понятий личностного и общественного смыслов; раскрывается диалектическая взаимосвязь личностных и общественных смыслов общественных индивидов.
Читать PDF
1.20 мб

Смыслы и социальные ресурсы реализации личностного потенциала

Панкова Светлана Николаевна, Архипова Елена Борисовна, Лесина Людмила Александровна
Актуальность. Личностный потенциал заключает в себе способность преодолевать личные трудности, а его качество является важным фактором и показателем развития социальных систем в современных условиях.
Читать PDF
1.36 мб

Личностные смыслы в контексте изучения жизненных планов человека

Поважнюк Елена Александровна
Читать PDF
131.06 кб

Влияние личностных границ на ценностно-смысловую сферу студентов

Буравцова Н.
Читать PDF
652.50 кб

Личностное смыслосозидание как проблема образовательного процесса

Батракова Светлана Николаевна
В статье обсуждается актуальная проблема воспитания смыслообразования и смылотворчества учащихся в образовательном процессе. Для ее решения привлекаются труды философов, психологов и педагогов, отечественных и зарубежных.