СИСТЕМЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

Найдено 1 определение
СИСТЕМЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
основные положения (принципы), определяющие содержание, формы и методы обучения.
С.п.о. устанавливает последовательность изучения учебного материала, определяется направление, в котором происходит формирование у обучающихся навыков и умений.
Различают несколько систем производственного обучения. Каждой системе присущи свои производственные, педагогические, психологические и физиологические особенности формирования навыков и умений учащихся.
Предметная система производственного обучения возникла в период ремесленного производства, соответствовала уровню развития техники на то время и строилась по видам выпускаемой продукции. В процессе ученичества учащийся выполнял те же работы, что и рабочий-инструктор.
Перечень изделий-предметов, изготовлявшихся на данном производстве (обработка дерева и металлов, кожи, ткани и др.), служил фактически программой обучения. При этом последовательность овладения отдельными компонентами мастерства фиксировалась не строго. Учебное разделение процесса изготовления изделий или выполнения работы, как правило, не было планомерным. Оно полностью зависело от производственных условий, а также от знаний, опыта и стремлений обучающего мастера (инструктора).
Операционная система производственного обучения возникла в период мануфактурного производства и явилась следствием развития машинной техники.
Работая в Московском техническом училище, русский инженер Д.К. Советкин сделал научный анализ содержания труда рабочих ряда профессий (токаря, слесаря и столяра) и произвел поэлементное расчленение содержания их труда на составные части (трудовые приемы, операции), входящие в состав трудовой деятельности.
В основе этой системы обучения лежало последовательное усвоение обучающимися отдельных усложняющихся операций. Учащиеся сначала выполняли все основные операции, характерные для соответствующей профессии. При этом у них формировались первоначальные навыки и умения. Затем они переходили к самостоятельному изготовлению простейших изделий. С переходом на эту систему процесс обучения ускорился.
Однако учащиеся не видели результатов своего труда в готовом изделии, так как в процессе обучения создавались значительные перерывы между изучением элементов трудового процесса и их применением.
Операционно-поточная система трудового обучения. Поточная система организации производства вызвала к жизни и свою систему производственного обучения.
При такой системе обучения работающий выполняет одну операцию и передает обработанную им деталь на следующее рабочее место по постоянному маршруту. Деталь проходит столько рабочих мест, на сколько операций разделен технологический процесс.
Операционно-предметная система производственного обучения – ее сущность составляло изучение трудовых операций в процессе изготовления изделий возрастающей сложности: при изготовлении первых простых изделий осваивались легкие операции, при изготовлении последующих – более сложные. Ценность данной системы обучения заключалась в том, что учащиеся видели результаты своего труда при изготовлении предмета. Это пробуждало у них интерес к выполняемой работе.
Система производственного обучения «ЦИТ». В конце 20-х гг. Центральным институтом труда (ЦИТ) была разработана система производственного обучения, сущность которойзаключалась в делении трудового процесса на составные части – трудовые приемы, отрабатываемые в процессе выполнения специальных упражнений. Для каждого трудового процесса ЦИТ разработал особую методику обучения (анализ двигательных навыков, письменные инструкции и тренажеры). Преимущество данной системы производственного обучения заключалось в том, что она, будучи основанной на глубоком изучении содержания работ по каждой профессии и научном анализе построения трудовых процессов, создавала условия для формирования у учащихся прочных автоматизированных трудовых навыков.
Операционно-комплексная система производственного обучения создана в середине 30-х гг. В ее основу было положено чередование освоения учащимися основных приемов выполнения трудовых операций и постепенно усложняющихся работ комплексного характера.
Первая комплексная работа выполнялась после изучения трех-четырех операций. Затем обучающиеся осваивали несколько более сложных трудовых операций, которые закреплялись при выполнении последующих комплексных работ, включающих в себя все ранее изученные операции.
Однако операционно-комплексную систему производственного обучения нельзя считать совершенной и универсальной, так как рассчитана она на обучение рабочих по преимуществу ручным и машинно-ручным профессиям непосредственно в учебных условиях.
Приемно-комплексно-видовая система производственного обучения. Сущность этой системы состоит в выделении важнейших элементов профессии – приемов труда, видов работ – и в обеспечении прочного овладения приемами работы в пределах каждого ее вида и последующего соединения приемов в комплексы. В отличие от операционно- комплексной в этой системе основным элементом производственного обучения является не операция, а прием работы, что позволяет применять ее при подготовке рабочих по большинству профессий.
Недостатками данной системы являются трудности в отборе приемов в каждом виде работ, включающих несколько способов выполнения, что часто нарушает последовательность осуществления приемов как наименее мелких единиц в технологии обучения.
Инвариантно-модульная система производственного обучения разработана академиком С.Я. Батышевым. Ее основой является стадийная теория профессионального обучения (см. Теория стадийного обучения), разработанная им же в 60-х гг. и опубликованная в 1971 г. Такая система производственного обучения дает возможность преобразовать содержание профессионально-технического образования как в профтехучилищах, так и на производстве – на федеральном уровне, с одной стороны, и региональном уровне, учитывающем требования конкретного производства – с другой.
Процессуальная система производственного обучения предложена доктором педагогических наук А.Е. Шильниковой. Сущностью данной системы является овладение профессией широкого профиля на основе классификации учебного материала по процессуальному признаку, а также освоения способов управления и обслуживания типичных групп процессов (тепло-, массообменных, химических и др.)
Недостатком ее является то, что в основном она применяется в производственных условиях и не охватывает весь процесс производственного обучения.
Проблемно-аналитическая система производственного обучения разработана академиком С.Я. Батышевым.
Трудовой процесс расчленяется на учебные проблемы, причем каждая из них является самостоятельным заданием и состоит из нескольких структурных частей – ситуаций. Изучение проблем проходит не изолированно. Сначала происходит общее ознакомление с технологическим процессом в целом. Затем изучается каждая проблема в отдельности, дается ее общая характеристика, определяется роль и место данной проблемы в технологическом процессе, раскрываются ее структурные части (ситуации), определяется объем изучаемого материала.По каждой теме учебной программы, разделенной на проблемы, разрабатывается методически целесообразная система упражнений, расположенных в порядке возрастающей сложности. Она дает самый короткий путь для приобретения знаний, навыков и умений.
Однако нельзя полагать, будто обучение по данной системе протекает гладко. Уже то, что каждая ситуация обладает элементом новизны для учащихся, создает ряд трудностей, особенно в освоении последовательности выполнения действий.
Следует сказать, что в 50–80-е гг. появился ряд новых систем производственного обучения. В частности, методистами были предложены предметно-комплексная система производственного обучения (Ю.З. Гильбух), операционно-производственная (Л.Б. Ительсон), зональная (М.И. Ковальский), технологическая (Е.А. Милерян). Таким образом, исторически сложилось несколько систем производственного обучения.
Некоторые из них успешно применяются при обучении учащихся в том или ином периоде производственного обучения. Это и понятно. Поскольку структура трудовых функций рабочих в различных типах производств различна, возникла необходимость применения различных систем производственного обучения.
Лит.: Батышев С.Я. Производственная педагогика. – М., 1984; Профессиональная педагогика: Учебник. – М., 1997.
С.Я. Батышев

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

Найдено научных статей по теме — 7

Читать PDF
246.90 кб

Мониторинг в системе работы современного мастера производственного обучения

Ловцов Александр Николаевич
В условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (ФГОС СПО), реализации Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года
Читать PDF
477.01 кб

Подготовка специалистов нефтехимического профиля: системы производственного обучения

Митрофанова Э. П., Корчагин Е. А.
Читать PDF
110.11 кб

Система мониторинга качества производственного обучения в начальном профессиональном образовании

Ибатуллина Елена Юрьевна
Рассматривается система мониторинга качества образования, которая не только позволяет «отслеживать» уровень, характер подготовки, особенности профессиональной деятельности, требования к выпускнику, но и способствует выявлению степ
Читать PDF
265.72 кб

Дидактическая система повышения квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения

Радевская Наталья Станиславовна
В статье рассматриваются элементы дидактической системы, описывается разработанная автором модель системы обучения педагогов (преподавателей и мастеров производственного обучения)
Читать PDF
220.07 кб

Формирование профессиональных компетенций у студентов Колледжа в системе производственного обучения

Забавина Е. Г.
Читать PDF
390.48 кб

Системно-функциональная технология деятельности мастера производственного обучения по формированию у

Корчагин Н. В.
Автор, рассматривает системно-функциональный подход к воспитательной деятельности как основу синергетической модели содержания и методов деятельности мастера производственного обучения по формированию у учащихся правовой культуры.
Читать PDF
259.28 кб

Отношение мастеров производственного обучения ПТУЗ к развитию педагогического мастерства в системе п

Ковальчук Василий Иванович
Охарактеризовано отношение мастеров производственного обучения ПТУЗ к развитию педагогического мастерства в системе повышения квалификации.

Похожие термины: