ШКОЛА-ИНТЕРНАТ
ШКОЛА-ИНТЕРНАТ
общеобразовательное учреждение с общежитием для учащихся, преимущественно для детей-сирот или детей с физическими или умственными недостатками.
Источник: Краткий словарь современной педагогики.
Школа-интернат
учреждение, созданное для круглосуточного пребывания воспитанников с целью обеспечения более благоприятных условий для развития ребенка, оказания помощи семье.
Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.
Школа-интернат
учреждение, созданное для круглосуточного пребывания воспитанников с целью обеспечения более благоприятных условий для развития и воспитания ребенка, оказание помощи семье. Воспитанники школы–интерната - дети из семьи (на выходные и каникулы могут ее покидать), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (находятся в ней постоянно). (1)
Школа-интернат
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – учреждение общего среднего образования, функционирующее в составе I–XI классов, в котором осуществляются обучение и воспитание на I, II и III ступенях общего среднего образования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, реализуются образовательная программа дошкольного образования, программа воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, создаются условия для проживания, питания, гармоничного развития и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также могут реализовываться образовательные программы специального образования, образовательная программа дополнительного образования детей и молодежи, образовательная программа профессиональной подготовки рабочих (служащих), программа воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении, и в целях спортивной подготовки учащихся может организовываться учебно-тренировочный процесс по видам спорта.
Источник: Справочник методиста. ч. 1
ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТЫ
общеобразовательные учреждения, в которых созданы условия для постоянного пребывания учащихся, не имеющих необходимых условий для воспитания в семье, а также для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Основные типы Ш.-и.: общего типа – для детей из семей, не имеющих возможностей обеспечить им нормальное воспитание (в т. ч. неполные, многодетные семьи, семьи, где родители страдают тяжелыми заболеваниями, и пр.); санаторного типа – для детей с различными заболеваниями; специальные – для детей с нарушениями в психофизическом развитии; специализированные – с углубленным изучением отдельных предметов (математики, иностранных языкови пр.) для одаренныхдетей. В отдельных случаяхдети проживают в семьях, многие проводят в семье выходные дни и каникулы. В Ш.-и. учебно-воспитательный процесс основывается на рациональном режиме учения труда и отдыха. Образовательные программы и учебные планы соответствуют обычным школам, а формы воспитания – детским домам (Режим доступа: http://www.dictionary.fio.ru). В. В. Ильченко
Источник: Глоссарий современного образования.
ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТЫ
общеобразовательные учреждения для постоянного пребывания учащихся, не имеющих необходимых условий для воспитания в семье, а также для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В Рос. Федерации создаются с 1956. Осн. типы Ш.-и.: общего типа - для детей из семей, не имеющих возможностей обеспечить детям нормальное воспитание (в т.ч. неполные, многодетные семьи, семьи, где родители страдают тяжелыми заболеваниями, и пр.); санаторного типа (см.Санаторно-лесная школа) - для детей с различными заболеваниями; специальные - для детей с нарушениями в психофизическом развитии; специализированные - с углубленным изучением отдельных предметов (математики, иностранных языков и пр.) для одаренных детей. В отдельных случаях дети проживают в семьях, многие проводят в семье выходные дни и каникулы. Дети направляются в Ш.-и. по путевкам отделов образования. Часть детей обучается бесплатно, остальные вносят плату в зависимости от доходов семьи. В Ш.-и. учебно-воспитательный процесс основывается на рациональном режиме учения труда и отдыха. Образовательные программы и учебные планы соответствуют обычным школам, а формы воспитания - детским домам. В сельской местности, особенно в северных территориях, создаются пришкольные интернаты для детей, живущих далеко от школы.
Источник: Терминологический словарь библиотекаря
Школа-интернат
общеобразовательная школа с общежитием для учащихся. Общеобразовательная Ш.-и. организует обучение, воспитание и проживание воспитанников — детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей из малообеспеченных семей. Ш.-.и. стали создаваться в СССР с начала 60-х гг. X X в. путем реорганизации детских домов. На основе решений XX съезда КПСС (1956) для улучшения воспитания детей был создан новый тип школы — Ш.-и. Их создание мотивировалось стремлением улучшить обучение и воспитание так называемых трудных детей. В районах Крайнего Севера Ш.-и. обслуживали всех детей, для которых затруднен регулярный подвоз к месту обучения. Практика показала, что концентрация трудных детей в крупных воспитательных учреждениях напротив затрудняет их социальную реабилитацию, подготовку к самостоятельной жизни. Поэтому с середины 80-х гг. Ш.-и. стали разукрупняться с целью создания детских домов семейного типа. В настоящее время Ш.-и. подразделяются на Ш.-и. общего типа, Ш.-и. для детей-сирот и Ш.-и. для детей с ограниченными возможностями здоровья (коррекционные школы-интернаты). В Ш.-и. общего типа принимаются дети без отклонений в развитии, не имеющие медицинских показаний, несовместимых с пребыванием в школе-интернате. В Ш.-и. для детей сирот принимаются детисироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Коррекционные Ш.-и. подразделяются на восемь видов: I вид — для глухих детей, 1) вид — для слабослышащих и позднооглохших детей, III вид — для незрячих детей, IV вид — для слабовидящих детей, V вид — для детей с тяжелыми нарушениями речи, VI вид — для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, VII вид — для детей с трудностями в обучении — задержкой психического развития; VIII вид — для детей с умственной отсталостью.
Источник: Педагогический словарь 2008 г.
ШКОЛА-ИНТЕРНАТ
общеобразоват. учреждение обществ, воспитания для учащихся, не имеющих необходимых материальных и моральных условий в семье. Создавались в СССР. с 1956. Существуют неск. типов общеобразоват. Ш.-и.: общего типа - для детей из семей, не имеющих необходимых условий воспитания; для детей-сирот.н. детей, оставшихся без попечения родителей вследствие их смерти, лишения родительских прав и т. п.; санаторного типа - для детей, страдающих разл. заболеваниями; специальные - для имеющих недостатки в физич. или умственном развитии, препятствующие обучению в обычной общеобразоват. школе. Особый тип III.-и. - специализиров. общеобразоват. уч. заведения для углубленного изучения ряда предметов (напр., математики, химии, спорта, иск-ва и т. д.).
В общеобразоват. Ш.-и, принимаются также дети одиноких матерей, из многодетных семей, родителей с тяжелыми хронич. заболеваниями и т. п. В отд. случаях дети, находящиеся на содержании в Ш.-и., могут проживать в семьях. Учащиеся направляются в Ш.-и, по путевкам органов образования. За ребенка вносится плата в зависимости от дохода семьи. Часть детей обучается бесплатно.
Как правило, Ш.-и, образуются с полным комплектом классов. Наполня-емость классов для Ш.-и, общего типа составляет 30—35 чел., для детей с разл. заболеваниями - 25 чел., для санаторных Ш.-и. - 20 чел., для детей с недостатками в физич. развитии - 16 чел.
Для воспитат. работы во внеуч. время воспитанники Ш.-и, объединяются в классы-группы, иногда - в разновозрастные отряды. Гл. преимущество Ш.-и. - завершенность уч.-воспитат. процесса, основанного на рациональном режиме учения, труда и отдыха. Общеобразоват. Ш.-и, работают по тем же уч. планам и программам, что и образоват. школы. Формы воспитат. работы, самообслуживающего труда и организации свободного времени такие же, как в детских домах. В пед. коллектив Ш.-и, наряду с учителями входят воспитатели.
Уч.-воспитат. работа Ш.-и, направлена на профориентацию учащихся, на помощь сознат. выбору воспитанниками будущей профессии. Ш.-и, осуществляют контакты с проф. уч. заведениями, предприятиями и др. орг-циями, заинтересованными в принятии на работу или учебу выпускников Ш.-и. В летнее время Ш.-и, стремятся организовать отдых детей в оздоровит, лагерях. Нек-рые из Ш.-и, имеют свои загородные базы.
В сел. местности создаются также пришк. интернаты для учащихся, проживающих на значит. расстоянии от школы и не имеющих возможности каждый день возвращаться домой. Дети в таких интернатах объединяются в группы, в каждой группе имеется воспитатель. Режим и воспитат. работа такие же, как в Ш.-и. Для подготовки педагогов и воспитателей для Ш.-и, в ряде пед. вузов и уч-щ ведутся факультативные курсы.
В общеобразоват. Ш.-и, принимаются также дети одиноких матерей, из многодетных семей, родителей с тяжелыми хронич. заболеваниями и т. п. В отд. случаях дети, находящиеся на содержании в Ш.-и., могут проживать в семьях. Учащиеся направляются в Ш.-и, по путевкам органов образования. За ребенка вносится плата в зависимости от дохода семьи. Часть детей обучается бесплатно.
Как правило, Ш.-и, образуются с полным комплектом классов. Наполня-емость классов для Ш.-и, общего типа составляет 30—35 чел., для детей с разл. заболеваниями - 25 чел., для санаторных Ш.-и. - 20 чел., для детей с недостатками в физич. развитии - 16 чел.
Для воспитат. работы во внеуч. время воспитанники Ш.-и, объединяются в классы-группы, иногда - в разновозрастные отряды. Гл. преимущество Ш.-и. - завершенность уч.-воспитат. процесса, основанного на рациональном режиме учения, труда и отдыха. Общеобразоват. Ш.-и, работают по тем же уч. планам и программам, что и образоват. школы. Формы воспитат. работы, самообслуживающего труда и организации свободного времени такие же, как в детских домах. В пед. коллектив Ш.-и, наряду с учителями входят воспитатели.
Уч.-воспитат. работа Ш.-и, направлена на профориентацию учащихся, на помощь сознат. выбору воспитанниками будущей профессии. Ш.-и, осуществляют контакты с проф. уч. заведениями, предприятиями и др. орг-циями, заинтересованными в принятии на работу или учебу выпускников Ш.-и. В летнее время Ш.-и, стремятся организовать отдых детей в оздоровит, лагерях. Нек-рые из Ш.-и, имеют свои загородные базы.
В сел. местности создаются также пришк. интернаты для учащихся, проживающих на значит. расстоянии от школы и не имеющих возможности каждый день возвращаться домой. Дети в таких интернатах объединяются в группы, в каждой группе имеется воспитатель. Режим и воспитат. работа такие же, как в Ш.-и. Для подготовки педагогов и воспитателей для Ш.-и, в ряде пед. вузов и уч-щ ведутся факультативные курсы.
Источник: Российская педагогическая энциклопедия
ШКОЛА-ИНТЕРНАТ
общеобразовательная школа с общежитием для учащихся. В феврале 1956 г. на ХХ съезде КПСС тогдашний первый секретарь ЦК КПСС и председатель Совета Министров СССР Н.С. Хрущев «выдвинул идею создания школ-интернатов – учеб.-восп. учреждений нового типа». 15 сент. 1956 г. вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР об орг-ции школ-интернатов. 13 апр. 1957 г. Совет Министров РСФСР утвердил «Положение о школах-интернатах». «В 1956–1957 гг. в РСФСР было открыто 183 школы с числом воспитанников свыше 35 тысяч… В следующем году число воспитанников возросло до 105 тысяч» (ПС, 1960–2; 630, 700). «В течение 1957–1958 учеб. года в стране было открыто 1990 школ-интернатов. В них воспитывалось 500 тыс. детей. В последующие 3 года кол-во этих школ увеличилось в 4 раза, а число воспитанников – в 5 раз» (Очерки, 1988, 75).
О вт. пол. 1950-х гг.: «[В пьесе Е. Рысса] “Случай в интернате” (1959)]… намечен конфликт, связанный со специфич. условиями жизни школ-интернатов и, несомненно, заслуживающий обществ. внимания. Среди нормальных, здоровых детей, по тем или иным обстоятельствам живущих не в семье, а в школеинтернате, действительно нередко встречаются юнцы, запущенные до такой степени одичания и жестокости, что их пребывание в ребячьем коллективе становится мучительным и даже опасным для остальных воспитанников. Как быть в таких случаях? Выгнать из интерната – значит предоставить такому подростку еще большую свободу действий, заранее зная, что из него получится бандит: “Воровать он через полгода будет, а грабить начнет через год”. Оставить в интернате – значит ставить под угрозу нормальную жизнь и развитие остальных детей. Евгений Рысс изображает именно такой случай. Его Стригунов… – это пятнадцатилетний изувер, который с явным наслаждением запугивает и мучает младших товарищей. Дома он избивал братишек и сестренок, в интернате – изощренно, с тонким психолог. расчетом, издевается над новичками, подчиняет своему влиянию малышей, портит и ломает вещи, крадет, вымогает и чувствует себя совершенно безнаказанным. Он знает, что его обязаны воспитывать по нормам советской педагогики, и нагло на этом спекулирует, да еще и ханжит и лицемерит, если это ему выгодно» (Тамарченко, 1961 80–81). До 1964 г. цель существование школ-интернатов трактовались следующим образом: «Создание школинтернатов отвечает важной задаче периода развёрнутого стр-ва коммунист. об-ва: повышению роли гос-ва в воспитании детей» (ПС, 1960–2, 700). С 1964 г. акцент смещается на особые индивидуальные и социальные качества воспитанников школинтернатов. Из издания 1967 г.: «Как правило, школыинтернаты создаются по типу восьмилетних школ... Учащиеся выполняют работы по самообслуживанию: убирают учебные и жилые помещения, помогают на кухне и в столовой, ремонтируют свою одежду и обувь… Зачисление детей в школы-интернаты производится исключительно по желанию родителей или лиц их заменяющих. В перв. очередь принимаются дети одиноких матерей, инвалидов войны и труда, сироты, а также дети, для восп. кот. нет необх. условий в семье. Таким образом, советские школы-инт. не имеют ничего общего с закрыт. привилегированными учеб. заведенииями дорев. России и бурж. стран» (СВ, 1967, 316–317).
О середине 1970-х гг.: «Школа-интернат – общеобразоват. школа, в которой дети учатся и живут. Школы-интернаты организуются для сирот, детей инвалидов войны и труда и для тех детей, родители которых не могут уделять им достаточно времени для воспитания в семье. Дети с отклонениями в физическом и умственном развитии учатся в спец. школах-интернатах (спецшколах)… В зависимости от местных условий они бывают либо восьмилетними, либо десятилетними. Учеб. процесс организован так же, как в обычной школе, но занятия проводятся только в одну смену, и в каждом классе бывает не больше тридцати человек. Так как после уроков школьники не расходятся по домам, они могут уделить больше внимания факультативным занятиям, участию в кружках, спортивных секциях. Обучение в школах-интернатах, как и во всех других школах страны, бесплатное. Работу с детьми проводят квалифиц. учителя и воспитатели (педагоги, которым поручена забота о школьниках после уроков). Как и в обычной школе, создаётся пед. совет. Большое внимание уделяется труд. восп. детей: работе в учеб. мастерских, на пришкольном учебно-опытном участке, самообслуживанию учащихся. С родителей воспитанников школыинтерната взимается небольшая плата. Однако детисироты и дети из многодетных семей, а также учащиеся с отклонениями в развитии находятся на полном гос. обеспечении. Существуют также школы-интернаты для одарённых детей. Так, при Новосибирском университете работает физ.-мат. школа-интернат, в которой учатся и живут школьники из разл. населённых пунктов Новосибирской обл.» (Денисова, 1978, 230). По материалам 1970-х – начала 1990-х гг.: «Школыинтернаты создаются (с 1956 года) для детей различных категорий: сирот, из малообесп. семей, с недостатками умств. и физ. развития, а также в условиях, где затруднён регулярный подвоз учащихся в школу, например, в условиях Крайнего Севера» (Мокиенко, 1998, 670).
О вт. пол. 1950-х гг.: «[В пьесе Е. Рысса] “Случай в интернате” (1959)]… намечен конфликт, связанный со специфич. условиями жизни школ-интернатов и, несомненно, заслуживающий обществ. внимания. Среди нормальных, здоровых детей, по тем или иным обстоятельствам живущих не в семье, а в школеинтернате, действительно нередко встречаются юнцы, запущенные до такой степени одичания и жестокости, что их пребывание в ребячьем коллективе становится мучительным и даже опасным для остальных воспитанников. Как быть в таких случаях? Выгнать из интерната – значит предоставить такому подростку еще большую свободу действий, заранее зная, что из него получится бандит: “Воровать он через полгода будет, а грабить начнет через год”. Оставить в интернате – значит ставить под угрозу нормальную жизнь и развитие остальных детей. Евгений Рысс изображает именно такой случай. Его Стригунов… – это пятнадцатилетний изувер, который с явным наслаждением запугивает и мучает младших товарищей. Дома он избивал братишек и сестренок, в интернате – изощренно, с тонким психолог. расчетом, издевается над новичками, подчиняет своему влиянию малышей, портит и ломает вещи, крадет, вымогает и чувствует себя совершенно безнаказанным. Он знает, что его обязаны воспитывать по нормам советской педагогики, и нагло на этом спекулирует, да еще и ханжит и лицемерит, если это ему выгодно» (Тамарченко, 1961 80–81). До 1964 г. цель существование школ-интернатов трактовались следующим образом: «Создание школинтернатов отвечает важной задаче периода развёрнутого стр-ва коммунист. об-ва: повышению роли гос-ва в воспитании детей» (ПС, 1960–2, 700). С 1964 г. акцент смещается на особые индивидуальные и социальные качества воспитанников школинтернатов. Из издания 1967 г.: «Как правило, школыинтернаты создаются по типу восьмилетних школ... Учащиеся выполняют работы по самообслуживанию: убирают учебные и жилые помещения, помогают на кухне и в столовой, ремонтируют свою одежду и обувь… Зачисление детей в школы-интернаты производится исключительно по желанию родителей или лиц их заменяющих. В перв. очередь принимаются дети одиноких матерей, инвалидов войны и труда, сироты, а также дети, для восп. кот. нет необх. условий в семье. Таким образом, советские школы-инт. не имеют ничего общего с закрыт. привилегированными учеб. заведенииями дорев. России и бурж. стран» (СВ, 1967, 316–317).
О середине 1970-х гг.: «Школа-интернат – общеобразоват. школа, в которой дети учатся и живут. Школы-интернаты организуются для сирот, детей инвалидов войны и труда и для тех детей, родители которых не могут уделять им достаточно времени для воспитания в семье. Дети с отклонениями в физическом и умственном развитии учатся в спец. школах-интернатах (спецшколах)… В зависимости от местных условий они бывают либо восьмилетними, либо десятилетними. Учеб. процесс организован так же, как в обычной школе, но занятия проводятся только в одну смену, и в каждом классе бывает не больше тридцати человек. Так как после уроков школьники не расходятся по домам, они могут уделить больше внимания факультативным занятиям, участию в кружках, спортивных секциях. Обучение в школах-интернатах, как и во всех других школах страны, бесплатное. Работу с детьми проводят квалифиц. учителя и воспитатели (педагоги, которым поручена забота о школьниках после уроков). Как и в обычной школе, создаётся пед. совет. Большое внимание уделяется труд. восп. детей: работе в учеб. мастерских, на пришкольном учебно-опытном участке, самообслуживанию учащихся. С родителей воспитанников школыинтерната взимается небольшая плата. Однако детисироты и дети из многодетных семей, а также учащиеся с отклонениями в развитии находятся на полном гос. обеспечении. Существуют также школы-интернаты для одарённых детей. Так, при Новосибирском университете работает физ.-мат. школа-интернат, в которой учатся и живут школьники из разл. населённых пунктов Новосибирской обл.» (Денисова, 1978, 230). По материалам 1970-х – начала 1990-х гг.: «Школыинтернаты создаются (с 1956 года) для детей различных категорий: сирот, из малообесп. семей, с недостатками умств. и физ. развития, а также в условиях, где затруднён регулярный подвоз учащихся в школу, например, в условиях Крайнего Севера» (Мокиенко, 1998, 670).
Источник: Энциклопедический словарь русского детства В двух томах.