СЕМЬЯ УЧАЩЕГОСЯ ПРОФТЕХШКОЛЫ

Найдено 1 определение
СЕМЬЯ УЧАЩЕГОСЯ ПРОФТЕХШКОЛЫ.
В современной педагогической литературе понятие «семья» определяется как малая социальная группа, основанная на любви, брачном союзе и родственных отношениях, объединенная общностью быта и ведения хозяйства, правовыми и нравственными отношениями, рождением и воспитанием детей.
Выделяются следующие функции семьи: общение; организация быта и ведение хозяйства; поддержание физических и духовных сил, создание условий для полноценного развития каждого члена семьи; организация досуга; создание условий для профессиональной деятельности (например, индивидуальной трудовой); создание гармонии интимных отношений супругов; продолжение рода: рождение и воспитание детей.
В разные возрастные периоды жизни ребенка значимость этих функций различна, и их носителями могут быть разные ее члены. Для каждого возраста характерны и определенные особенности проявления этих функций всеми членами семьи.
В частности, функции родителей учащегося профессионального училища, возраст которого определяется как ранняя юность, характеризуются следующим: передачей ответственности и свободы действий ребенку по мере взросления и развития его самостоятельности; подготовкой к новому (взрослому) периоду жизни; определением обязанностей и разделением ответственности между членами семьи; помощью в выборе и освоении профессии; профилактикой вредных привычек; воспитанием взрослеющих детей на достойных образцах, на собственном примере – взрослого мужчины, любящего супруга, любящего отца (взрослой женщины, жены, матери); понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как уникальной личности.Субъективное или объективное отсутствие возможности выполнять эти функции снижает эффективность воспитания в семье. Не все родители и не всегда выполняют свои функции, данные им природой. Это происходит как из-за отсутствия специальной педагогической подготовки, так и из-за специфики семей, неразвитости семейных отношений, которые требуют определенной корректировки педагогов профтехшколы для повышения результативности их влияния на процесс воспитания. Причем в корректировке нуждаются не только так называемые неблагополучные семьи, но и внешне благополучные, имеющие, однако, свои проблемы.
Можно выделить несколько типов таких С.у.п. (по данным текущего архива департамента образования администрации Тульской области):
1. Однодетная семья. 28% учащихся профтехшколы живут в таких семьях. Подобная семья может сформировать как «балованное дитя» с безудержно растущими потребностями, которые в конечном счете нельзя удовлетворить, так и одинокого человека с комплексом неполноценности, уязвимого, неуверенного в себе, неудачливого, а также «узурпированного» безмерной родительской любовью и желающего как можно быстрее вырваться из этой гиперопеки.
2. Многодетная семья (19% учащихся). В подобных семьях растут не только дружные дети-коллективисты, но и, если родители заняты постоянным добыванием средств к существованию, а жизнь и воспитание детей пущены на самотек, педагогически запущенные дети с асоциальным и даже антисоциальным поведением.
3. Семьи с низким материальным достатком. Исходя из прожиточного минимума, установленного в России на 1 января 1997 г., 55% семей учащихся профтехшколы находятся за чертой бедности. Причины этого различны: безработица, низкая заработная плата, алкоголизм родителей, неумение распоряжаться бюджетом семьи и др.
В подобных семьях неблагополучие учащихся может заключаться в следующем: они лишены необходимого в удовлетворении материальных и духовных потребностей (тормозится их развитие), их эксплуатируют в качестве добытчиков материальных средств (вовлекают в торговлю, в трудовую деятельность, не соответствующую возрасту, подготовленности, физическим силам, сопряженную с риском для жизни, учащиеся отрываются от учебы, вовлекаются в деятельность, растлевающую духовно, а иногда и в противоправную, но приносящую доход семье).
4. Неполная семья (35% учащихся). Здесь из-за недостатка материнского или, что чаще, отцовского влияния может произойти маскулинизация девушек и феминизация юношей, возможны проблемы полового воспитания, подготовки к будущей семейной жизни.
5. Семьи с повышенной конфликтностью между ее членами (28% учащихся). Причем конфликтность отношений в некоторых семьях возрастает по мере взросления ребенка, достигая максимального предела именно в юношеском возрасте. Следствием этого может стать уход ребенка из семьи.
6. Семьи, допускающие безнадзорность детей (27% учащихся). В таких семьях родители фактически не занимаются воспитанием детей, а лишь обеспечивают материальные условия их существования. Вхождение учащихся в различные компании сверстников, в неформальные объединения, когда они большую часть суток или даже многие сутки подряд проводят вне дома, значительно уменьшает влияние семьи. В последние годы из- за экономических, социально-политических и других причин зафиксированы и дети- беспризорные, число которых возрастает.
7. Семьи с жестким (жестоким) обращением с детьми (8% учащихся). Причины жестокости родителей могут быть следующими: нервозность родителей из-за бедственного материального положения, безработицы; отклонения в психике; деспотизм родителей из- за невыполненных завышенных требований к детям; усталость и депрессия родителей. Жестокость родителей обязательно порождает жестокость учащихся, их неуживчивость со сверстниками и педагогами профтехшколы.
Возможны и другие типы семей, нуждающихся в корректировке, которые вызывают в детях различные негативные проявления в поведении: физическую и словесную агрессивность,разрушительность, вспыльчивость, непослушание и общую неконтактность, рассеянность и пассивность, регресс в поведении и развитии, стрессы и др.
Существует также много семей, в которых с формальной точки зрения нет ничего плохого, но которые для конкретного учащегося являются неблагополучными. Конечно, семьи, в которых родители пьянствуют, для любого ребенка вредны. Однако понятие «неблагополучная семья» в воспитании возникает лишь в отношении к конкретным учащимся, на кого это неблагополучие действует. Для одного учащегося семья может быть подходящей, а у другого эта же семья вызывает тяжелые душевные переживания и даже психическое заболевание.
Главный показатель неблагополучия в семье – дефекты в воспитании. Ни материальные, ни бытовые, ни иные показатели не характеризуют степень благополучия или неблагополучия – только отношение к ребенку.
Можно выделить следующие последствия для учащихся жизни и воспитания в неблагополучной семье: безнадзорность и беспризорность, побеги из дома, бродяжничество, половая распущенность, правонарушения и преступная деятельность, алкоголизм, наркомания и токсикомания.
В настоящее время действуют десятки всероссийских общественных родительских объединений, имеющих целью решение семейных проблем учащихся: Ассоциация многодетных семей, Благотворительный фонд многодетных семей «Большая семья», Всероссийская благотворительная ассоциация «Забота о семье», Всероссийский благотворительный фонд «Семья», Международная ассоциация «Семья и здоровье», Межрегиональная ассоциация малообеспеченных семей, Межрегиональное объединение «Союз защиты детства и отцовства», Российская ассоциация «Планирование семьи», Российская правозащитная ассоциация «Отцы и дети», Фонд развития внесемейного воспитания детей, Центр социальной помощи многодетным и неполным семьям «Любава» и др.
Лит.: Маленкова Л.И. Педагоги, родители и дети. – М., 1994; Российские и зарубежные общественные и религиозные объединения. – М., 1994.
В.А. Фокин

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.