Самореализация
САМОРЕАЛИЗАЦИЯ
претворение в жизнь своих внутренних возможностей и способностей.
Источник: Профессиональное образование. Словарь
САМОРЕАЛИЗАЦИЯ
проба и развертывание в жизни заключенных в человеке возможностей.
Источник: Краткий словарь современной педагогики.
Самореализация
стремление к признанию своего «Я» окружающими, самостоятельное создание условий для полного проявления.
САМОРЕАЛИЗАЦИЯ
Одна из целей педагогического процесса, заключающаяся в помощи учащемуся раскрыть свои задатки и возможности. С. является результатом воспитания и самовоспитания личности.
Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).
Самореализация
претворение в жизнь своих внутренних возможностей и способностей. Самореализация личности – стремление личности к возможно более полному выявлению и проявлению своих личностных и профессиональных возможностей.
Источник: Педагогика досуга терминологический словарь. Уфа. 2007
Самореализация
деятельность человека по наиболее полной реализации своего потенциала, достижению вершины своих возможностей. В этом случае как результат этой деятельности, так и путь к вершине, и шкалы для измерения достигнутого на этом пути не могут назначаться обществом: они являются продуктом деятельности и функцией возможностей самого субъекта, избравшего для своего развития акмеологический путь.
Источник: Определения основных терминов дидактики высшей военной школы
САМОРЕАЛИЗАЦИЯ
стремление наиболее полно проявить свои способности и потенциал и претворить их в жизнь в процессе продуктивной деятельности. Имеет разные формы выражения: активное утверждение в деятельности своих индивидуальных способностей, практическое раскрытие своего потенциала, настойчивость в осуществлении планов, последовательное достижение жизненных целей, умение отстаивать свои права или свою позицию и преодолевать трудности и препятствия при решении личностно значимых задач.
Самореализация
процесс развертывания сущностных сил в единстве самообъектирования и самосубъектирования («созерцание», «узнавание» себя в предметном мире, в многообразии культурно-исторических ценностей, в человеческих отношениях, к созданию которых личность была непосредственно причастна). С. человека как в стихийно-жизненном, так и в институционально-организованном процессе, является самоутверждением не только через создание предметного мира, но и через самосозидание и саморазвитие.
Самореализация
активная жизненная позиция личности по воплощению в деятельности и отношениях своих потенциальных возможностей. Это также действия по использованию имеющихся или созданию вновь условий для самоактуализации. Самореализация личности есть результат и одновременно процесс актуализации своих возможностей. От нее зависит саморазвитие, самовоспитание, самоформирование. Степень самореализации человека влияет на систему семейного и государственного воспитания и образования и является показателем ее эффективности. От степени самореализации зависит удовлетворенность личности жизнью, деятельностью, ее духовно-душевное и нравственное совершенствование.
Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
САМОРЕАЛИЗАЦИЯ
одна из целей педагогического процесса, заключающаяся в помощи личности осуществить свои позитивные возможности, раскрыть задатки и способности. С. является результатом воспитания личности. Человек ощущает себя реализованным в жизни, когда его личностные амбиции удовлетворены, включая полученное образование, служебное положение, творческую состоятельность и пр. Однако с точки зрения интересов общества человек может считать себя реализованным, если его планы имеют общественно полезную направленность, поскольку личность с ярко выраженным антисоциальным поведением также может считать себя реализованной. В этом случае речь идет о С. как результате дизсоциального воспитания.
Источник: Терминологический словарь библиотекаря
САМОРЕАЛИЗАЦИЯ
осознаваемый и субъективно значимый процесс раскрытия личностью своих способностей и возможностей в деятельности и отношениях. Самореализация как процесс предполагает: идентификацию себя с другими; открытость опыту и его принятию; разнообразное восприятие субъектом чувственно-заданных ситуаций; творческий характер активности. В оценке самореализации предлагаются критерии, позволяющие судить об уровне эффективности компонентов: Критерий положительной мотивации к творческой деятельности предполагает ряд показателей: осознанность цели деятельности; интерес к процессу творческой деятельности; стремление к успеху при решении творческих задач; стремление к лидерству в творческой деятельности; познавательные потребности; стремление к самосовершенствованию. Критериями самоорганизации в творческой деятельности являются: умение выделить основные цели и приоритеты; способность к планированию, самоконтролю, самооценке, самоанализу, рефлексии, коррекции; умение преодолевать трудности. Самореализация является процессом и результатом диалектического слияния уникальной, неповторимой личности и объективного мира, которое происходит в результате разнообразной целенаправленной деятельности. См. также: Я-концепция, воспитание самосознания. Литература: [25].
Самореализация
полноценное функционирование личности в обществе, результатом которого является раскрытие всех ее жизненных сил. Теоретические разработки проблемы С. связаны с трудами таких ученых-исследователей, как А. Маслоу, К. Роджерс, Б. Г.Ананьев, А. Н.Леонтьев, Л.С. Рубинштейн, К.А.АбульхановаСлавская. С. это явление социального порядка, поскольку личность должна реализовать себя в том, что значимо не только для нее, но и для социума. С. происходит в процессе деятельности, позволяющей наиболее полно проявлять личностный потенциал. С. связана с творческим отношением к жизни, поскольку творческая деятельность делает человека ориентированным в будущее, способным на созидание самого себя и окружающего мира. С. связана со способностью личности к продуктивным переживаниям. По Маслоу, это Пик-переживания — сильные «космические», божественные эмоции и Плато-переживания — «чистое удовольствие, наслаждение и счастье». С. связана с осознанием ограниченности жизненных ресурсов человека, с тем, чтобы личность могла «успеть воплотить себя в жизни в чем-то непреходящем, человечески ценном, общественно значимом». С. сопровождается социальным и духовным развитием личности. С. личности затрудняется, если человек живет в условиях страха, ощущает свою беззащитность, не получает позитивного внимания, испытывает постоянные негативные внешние оценки.
Источник: Педагогический словарь 2008 г.
САМОРЕАЛИЗАЦИЯ
сознательный целенаправленный процесс всесторонней актуализации, раскрытия и опредмечивания (осуществления) смысложизненных ориентиров (установок), творческих потенций, духовных и физических сил, индивидуальных способностей, моральных качеств личности в ее многообразной деятельности через воплощение целей, планов, программ, жизненных ценностей с пользой для себя и в интересах общества. С. начинается с социального самоопределения и продолжается до конца жизни человека. Она связана с открытием, познанием, созданием своей самости («Я»), развитием своих дарований, преодолением себя, самоограничением, сознательной постановкой целей, свободной самодеятельностью, когда цели не навязаны извне, а являются внутренней детерминантой деятельности человека. С. представляется актами творчества, приносящими человеку удовлетворенность, наслаждение, ощущение полноты жизни, когда в ее ходе раскрываются дарования, способности, когда индивидуальность опредмечивается в продуктах своего труда. Незадействованность личностного потенциала в решении общественных задач, ограничение самодеятельности индивида порождает неудовлетворенность жизнью, вызывает ощущение отчужденности от общества, провоцирует функционализм, конформизм. Формы С. – актуальная, потенциальная, иллюзорная, отрицательная. Сферы С. – профессионально-трудовая, общественно-политическая, семейнобытовая, научно-познавательная, досуговая и др. (Жизненный путь личности: (Вопросы теории и методологии социально-психологического исследования). – К., 1987; Кон И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. – М., 1984; Культура жизни личности: (Проблемы теории и методологии социально-психологического исследования). – К., 1988; Согомонов А. Генеалогия Успеха и Неудач. – М., 2005; Чхеайло І. І. Самореалізація особи (соціально-філософський аналіз): автореф. дис. … канд. філос. наук. – Х., 2000). В. А. Лозовой
Источник: Глоссарий современного образования.