Гуманистическая психология

Найдено 13 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Психология гуманистическая
направление в психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальное, открытое творческим возможностям духовное начало.

Источник: Педагогический словарь

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
направление в современной психологии, признающее главным своим предметом целостную личность в процессе ее саморазвития(А.Маслоу, Ш.Бюлер, К.Роджерс).

Источник: Краткий словарь современной педагогики.

Гуманистическая психология
направление в западной (преимущественно американской) психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а "открытую возможность" самоактуализации, присущую только человеку.

Источник: Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии

Гуманистическая психология
направление в психологии (преимущественно американской), признающее своим главным предметом личность как уникальное, открытое возможностям, ищущее смыслов и ценностей творческое духовное начало. Основные положения Г.п. разработаны Г. Олпортом, А. Маслоу и К. Роджерсом.

Источник: Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
отрасль психологии, возникшая в первой половине ХХ века, основоположниками которой являются американские ученые Г. Оллпорт, А. Маслоу, К. Роджерс; человек рассматривается как высшее духовное существо, ставящее перед собой цель самосовершенствования и стремящееся к ее достижению.

Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.

Гуманистическая психология
направление психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку. Человек рассматривается как высшее духовное существо, ставящее перед собой цель самосовершенствования и стремящееся к ее достижению. Возникла в середине XX в., основоположниками считаются американские ученые Г. Олпорт, А. Маслоу и К. Роджерс.

Источник: Педагогика и психология высшей школы методика работы с понятийным аппаратом. 2013

Гуманистическая психология
психологическое течение в общественной науке, изучающее психологию личности, как самости, как самоценности человеческого существования. Ее задача – способствовать расширению возможностей сознания человека, его саморазвитию, самоактуализации личности. Гуманистическая психология основывается на идеях гуманизма и служит научной основой развития гуманистической педагогики. В рамках этого направления выросла новая ветвь психологической науки – гуманитарная психология.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
направление в современной (преимущественно американской) психологии, считающее главным предметом изучения личность как уникальную целостную систему, способную к самоактуализации. Основные положения: человек должен изучаться в его целостности; каждый человек уникален; человек открыт миру, переживания человеком мира и себя в мире являются главной психологической реальностью; человек наделен потенциями к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы; человек – это активное, творческое существо.

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

Гуманистическая психология
психологическая теория, в которой человек рассматривается как духовное существо, стремящееся к самоактуализации и раскрытию индивидуального потенциала. Гуманистическая педагогика активно использует потенциал данного направления: принципы недирективного взаимодействия учителя с учеником, создание условий для актуализации личностного творческого потенциала ребенка. К. Роджерс пред-дожил «психотерапевтическую триаду» для построения гуманной среды общения с ребенком: положительное безоценочное отношение (принятие), эмпатические способы познания и конгруэнтность терапевта.

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
направление в современной зарубежной, гл.о. американской, психологии, предметом изучения которого служит целостный человек в его высших, специфических только для человека проявлениях, в т.ч. развитие и самоактуализация личности, ее высшие ценности и смыслы, любовь, творчество, свобода, ответственность и т.п. Г.п. сформировалась как течение в начале 60-х гг. 20 в. Ведущие представители - А. Маслоу, Ш. Бюлер, К. Роджерс. Г.п. противопоставила себя бихевиоризму и фрейдизму, в которых осн. внимание уделяется зависимости личности от ее прошлого. Согласно Г.п., главное в личности - ее устремленность в будущее, к свободной реализации своих способностей. Представители Г.п. стремятся построить новую, принципиально иную методологию познания человека как уникального объекта исследования. Одна из осн. областей практического применения Г.п. - психотерапия. Важный прикладной аспект Г.п. составляют проблемы "гуманистического воспитания" - формирование человека как уникальной личности. Теоретическую основу такого подхода составляет концепция Маслоу иерархии человеческих потребностей, в которых высшее место отводится раскрытию потенциальных возможностей личности. 1

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
(англ. humanistic psychology). Направление в западной, преимущественно американской психологии, предметом изучения которого является человек в его высших, специфических только для него проявлениях: развитие и самоактуализация личности, ее высшие ценности и смыслы, любовь, творчество, свобода, ответственность, автономия, психологическое здоровье, глубинное межличностное общение и т. п. Г. п. сформировалась в начале 1960-х гг., противопоставляя себя, с одной стороны, бихевиоризму, который критиковался за механистичность подхода к психологии человека по аналогии с психологией животных, за рассмотрение человеческого поведения как полностью зависимого от внешних стимулов, и, с другой стороны, психоанализу, критикуемому за представление о психической жизни человека как полностью определяемой неосознаваемыми глубинными влечениями и комплексами. Г. п., объединившая большую группу психологов, уже в 1960-е гг. приобрела большой вес и получила название «третьей силы» в западной психологии. Идеи Г. п. получили развитие в работах А. Маслоу, К. Роджерса и др. Важная область практического приложения Г. п. – гуманитарная педагогика, которая основана на принципах недирективного взаимодействия учителя с учеником и направлена на формирование творческих способностей личности. Идеи Г. п. разрабатываются и в российской педагогике, находя свое выражение в приемах и методах преподавания разных дисциплин, в теории и практике воспитания.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
направление в совр. зарубежной, гл. обр. амер., психологии, признающее своим гл. предметом целостную личность в процессе ее саморазвития. Возникла в 50-х гг. 20 в. Ведущие представители — А. Маслоу, Ш. Бюлер, К. Роджерс. Г. п. противопоставила себя в качестве «третьей силы» бихевиоризму и фрейдизму, в к-рых осн. внимание уделяется зависимости личности от ее прошлого. Согласно Г. п., главное в личности — ее устремленность в будущее, к свободной реализации своих возможностей и способностей, особенно творческих.
Одна из осн. областей практич. применения Г. п. — психотерапия, в к-рой зародились и были развиты мн. идеи Г. п. Не менее важный прикладной аспект Г. п. составляют проблемы воспитания и обучения, что обусловило возникновение нового понятия — «гуманистич. воспитание». Согласно Г. п., осн. задача школы — формирование человека как уникальной личности. Теоретич. основой такого подхода является созданная Маслоу концепция иерархии человеческих потребностей, в к-рой высшее место отводится стремлению к самоактуализации (раскрытию по-тенц. возможностей личности). Г. п. выступает против механистич. принципов обучения, краткосрочных дидактич. целей, «подгонки» обучения под установленные извне, чуждые индивиду цели. В ходе обучения должны быть устранены след. препятствия: недостаток информации о самом себе; непонимание стоящих перед личностью проблем; недооценка ее собств. возможностей, интеллектуального, эмоционального и волевого потенциала. Уч. процесс должен строиться так, чтобы учащийся открывал для себя значение знания, а затем соотносил его с содержанием предмета. Конкретные пед. рекомендации включают постановку на первый план личных интересов учащихся, поощрение дискуссий, коллективных обсуждений, использование лидеров для их стимуляции, занятия со стихийно возникающими малыми группами. Роджерс, по существу, не разделяет обучение и психотерапию, ратует за макс, «свободу учения ».
Нек-рая ограниченность Г. п. обусловлена противопоставлением человеку общества как сугубо внешней силы.
Лит.: Слепова Т. В., Критич. анализ проблемы эмансипированности личности в нек-рых исследованиях «гуманистич.» психологии, ВП, 1976, Кг 5; К с л л с А., Гуманистич. психология — третий путь психологии?, в кн.: Психол. исследования познават. процессов и личности, М., 1983; Г p и и и и г. Т., История и задачи гуманистич. психологии, ВП, 1988, N 4; FrickW. В., Humanistic psychology. Interviews with Maslow, Murphy and Rogers, Columbus, 1971; Patterson C. H., Humanistic education, Englewood Cliffs (№. J.), 1973; M i l l e r J. P., Humanizing the classroom, N. Y., 1976; Greening T. (ed.), Articles on humanistic education, S. F., 1986.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Гуманистическая психология
[гуманность + психология] направление в психологии, признающее главным своим предметом целостную уникальную личность в ее высших, присущих только человеку проявлениях и в процессе ее саморазвития. Целью Г.п. является изучение «здорового творческого индивида» (Д. Буженталь) в совокупности таких его возможностей, как: творчество, любовь, Я, реализация жизненного потенциала, спонтанность, ценностно-смысловая детерминация поведения и др. Развитие Г.п. связано с именами Ш. Бюлер, А. Маслоу, Д. Олпорта, К. Роджерса, Р. Мея, Э. Фромма, К. Хорни, В. Франкла и др. Основные принципы Г.п.: 1) человек всегда обладает внутренней свободой и необходимой для нее независимостью; 2) важнейшим источником информации для человека является его субъективный психический опыт в осознании его «здесь-итеперь»; 3) природа человека определяется тем, как он осознает свое бытие, она «толкает» человека к беспрерывному развитию, реализации его возможностей; 4) человек целостен и уникален, в нем невозможно разделить органическое и психическое, осознаваемое и неосознаваемое; 5) человек несет ответственность за свои поступки, он – творец собственной жизни; 6) каждый человек признает и ценит внутренний субъективный мир другого. Одна из центральных проблем Г.п. – становление человека. Под становлением человека К. Роджерс понимает «сбрасывание маски», движение к цели, которая включает в себя свободу и подлинность чувств и мыслей. Соответствующая суть процесса становления излагается в концепции осуществимости (становления и реализации) индивидуальности и это объединяет педагогическую акмеологию с Г.п. Становление человека в Г.п. означает то, что человек становится самим собой, не маской и личиной, «не конформистом по отношению к другим, не фасадом с интеллектуальной рациональностью, а живым, дышащим, чувствующим, пульсирующим процессом – короче говоря, он становится человеком» (К. Роджерс). Можно добавить: он становится индивидуальностью в результате открытия целостного себя в опыте, а не в социализации, где он в качестве личности – всегда частичный человек. Какой человек находится за фасадом, собственной маской, т.е. что выше личности? Г.п. отвечает на этот вопрос так: это человек, у которого возникает доверие к своему организму как инструменту чувственной жизни, который полагает, что локус оценок лежит внутри него, который совершенствует свою жизнь как участник текущего процесса, сопровождающего становление все новых качеств, как человек, для которого «дверь смысла жизни открывается наружу» (В. Франкл). Ответ на тот же вопрос в педагогической акмеологии лежит в плоскости преобразовательного отношения человека к себе и обстоятельствам жизни. За маской – преобразующий себя человек, т.е. такой, у которого в процессе становления среди закрепленных качеств доминируют моновалентные, т.е. определенно направленные на позитивный ход жизни, безусловно нравственные и подлинные в своей ценностно-смысловой основе. Преобразовательное отношение человека к себе и миру организуется и направляется с помощью акмеологического проектирования процесса восхождения к индивидуальности.

Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
376.72 кб

Гуманистический раздел экономической психологии

Троицкая Ирина Владимировна
Материал статьи базируется на результатах отечественных и зарубежных исследований в области экономической и политической психологии.
Читать PDF
137.78 кб

Еще раз о проблеме метода в гуманистической психологии

Аргентова Татьяна Евгеньевна
Представлен анализ существующих подходов в решении вопроса методологии и методов исследования в гуманистической психологии
Читать PDF
1.78 мб

Проблема мышления в контексте гуманистической психологии

Тараскина И.В.
Читать PDF
175.19 кб

От гуманистической к гуманитарной психологии и психотерапии

Карпова Н. Л.
Читать PDF
476.46 кб

Представления об успехе классиков гуманистической психологии

Гиоева Елена Петровна
В статье рассматриваются взгляды на феномен успеха в трудах А. Маслоу и К. Роджерса.
Читать PDF
293.35 кб

Модель внутреннего конфликта в гуманистической психологии личности

Красильников Игорь Александрович
В статье рассматриваются взгляды основоположников гуманистической психологии на феноменологию и психологические механизмы внутриличностных конфликтов.
Читать PDF
318.13 кб

Гуманистическая психология, качество жизни и ценностное сознание личности

Вассерман Людвиг Иосифович, Трифонова Елена Александровна
Рассматривается роль гуманистической психологии и реабилитационного подхода как основ для понимания психологического содержания понятия качества жизни.
Читать PDF
2.67 мб

Гуманистические ценности в структуре психологической культуры специалиста

Гаранина Ж.Г.
Читать PDF
279.86 кб

Философско-антропологические истоки гуманистической педагогики и психологии

Винтин И. А.
Статья посвящена наследию российских и западных ученых, педагогов и психологов, научно-исследовательские интересы которых были связаны с изучением понятий «саморазвитие», «самоопределение», «самоактуализация» личности.
Читать PDF
234.08 кб

Психология гуманистического обучения в начальной школе: возможности и реалии

Халидов М.М.
Читать PDF
228.98 кб

Возможности применения качественных исследований в гуманистической психологии

Егорова И. А.
Читать PDF
182.14 кб

К вопросу о понимании личностной ответственности в гуманистической психологии

Панькина Е. В.
В статье раскрываются подходы к пониманию личностной ответственности как основы здорового функционирования личности.
Читать PDF
222.82 кб

Гуманистический потенциал художественно-психологических открытий Л. С. Выготского

Гладких З.И.
Исследование посвящено памятной дате 120-летию со дня рождения Л. С. Выготского. В данной статье раскрываются общекультурные истоки и гуманистический потенциал творчества родоначальника культурно-исторической психологии.
Читать PDF
154.43 кб

О педагогическом сознании: от философско-психологических основ к гуманистической практике

Зимянина Елена Владимировна
Статья посвящена отношениям «педагог воспитанник», как в практическом, так и в теоретическом аспектах. Рассмотрены философско-психологические основы диалога между ребенком и взрослым на материале исследований А. Адлера, Ч. Х.
Читать PDF
187.69 кб

Роль образования в сфере психологии здоровья в формировании гуманистической системы ценностей

Васильева Ольга Семеновна
В статье в качестве одного из ведущих факторов профилактики терроризма, и вызываемой им ответной агрессии рассматривается степень сформированности адекватных представлений о себе, мире и путях взаимодействия с ним.