Самоопределение личности
Самоопределение личности
осознание человеком своего места в жизни, в обществе.
Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.
Самоопределение личности
сознательный выбор и утверждение личностью своей позиции в разнообразных проблемных ситуациях.
Самоопределение личности
самостоятельный выбор человеком своего будущего пути, целей, ценностей, нравственных норм, будущей профессии и условий жизни.
Источник: Словарик координатора детского движения
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ
процесс и результат сознательного выбора личностью собственной позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни.
Источник: Педагогический словарь
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ
процесс и результат осознанного выбора личностью собственной позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни; выраженное отношение к чемуто, комуто, определенное отстаивание личной точки зрения на чтолибо.
Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва
Самоопределение личности
сознательная активность личности по выявлению и отстаиванию отчетливо субъектной позиции в ситуациях, не имеющих жестко нормативных решений, например – самостоятельный выбор человеком своего жизненного пути, целей, ценностей, нравственных норм, будущей профессии и условий жизни. Особыми формами являются самоопределение личности в группе и профессиональное самоопределение.
Источник: Педагогика и психология высшей школы методика работы с понятийным аппаратом. 2013
Самоопределение личности
процесс поиска личностью своего места в системе общественных отношений; выражается в стремлении иметь собственное мировоззрение и отсюда свою позицию по отношению к тому или иному вопросу, в умении простраивать межличностные отношения с другими людьми, в самостоятельном выборе своего жизненного пути, целей и нравственных норм. Самоопределение личности основывается на самооценке, самоуправлении, саморегуляции и в то же время оно ведет к формированию личности самодостаточной, способной отвечать за себя и других, жизненного мужества. Самоопределение личности – это проблема человеческого бытия и духа, это проблема воспитания чувства личностного достоинства.
Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
ЛИЧНОСТИ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
универсальный механизм сознательного выбора личностью способа бытия по траекториям: человек – мир (путь в вечность, универсум – смысл жизни); человек – профессия (путь в историю – миссия деятеля); человек – человек (путь к себе – открытие собственного Я).
Самоопределение включает в себя: познание мира (миропонимание); рефлексию (мирочувствование, самопознание); выработку концепции (стратегии) жизни, жизненных целей (мироотношение), жизненного кредо (выбор для себя, экзистенция).
Содержательное совпадение трех траекторий Л.с. –акмеологический акт, находящий выражение в становлении личности как авторского субъекта, творческого деятеля (путь к акме).
Психолого-акмеологический ключ к проблеме Л.с. – в неразрывности соотнесенности человека с миром и обособленности от него («внешнее действует через внутреннее…»). Самоопределение может быть положено в основу моделирования процесса акмеологического развития личности.
Самоопределение включает в себя: познание мира (миропонимание); рефлексию (мирочувствование, самопознание); выработку концепции (стратегии) жизни, жизненных целей (мироотношение), жизненного кредо (выбор для себя, экзистенция).
Содержательное совпадение трех траекторий Л.с. –акмеологический акт, находящий выражение в становлении личности как авторского субъекта, творческого деятеля (путь к акме).
Психолого-акмеологический ключ к проблеме Л.с. – в неразрывности соотнесенности человека с миром и обособленности от него («внешнее действует через внутреннее…»). Самоопределение может быть положено в основу моделирования процесса акмеологического развития личности.
Источник: Акмеологический словарь
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ личности
сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях (личностных, профессиональных, жизненных, индивидуальных, коллективных).
Учащиеся профессионального учебного заведения находятся на пороге вступления в самостоятельную трудовую жизнь. Для них приобретают особую актуальность фундаментальные задачи социального и личностного С. как определения себя и своего места в мире. Юношу и девушку должны волновать многие серьезные вопросы: как найти свое место в жизни, выбрать дело в соответствии со своими возможностями и способностями, в чем смысл жизни, как стать настоящим человеком и многие другие. Не случайно многие исследователи этого возраста связывают переход от подросткового к раннему юношескому возрасту с резкой сменой внутренней позиции, заключающейся в том, что устремленность в будушее становится основной направленностью личности и проблема выбора профессии, дальнейшего жизненного пути находится в центре внимания, интересов, планов юношества.
Многие исследователи считают основным новообразованием в старшем подростковом и раннем юношеском возрастах личностное и профессиональное С., так как именно в С., в обстоятельствах жизни в период раннего юношеского возраста, в ее требованиях к молодому человеку кроется самое существенное, что во многом характеризует условия, в которых происходит формирование его личности. В психологической готовности к С. ведущую роль играет самосознание.
Готовность к С. предполагает формирование у учащихся устойчивых, сознательно выработанных представлений о своих обязанностях и правах по отношению к обществу, другим людям, моральных принципов и убеждений, понимания долга, ответственности, умения анализировать собственный жизненный опыт, наблюдать за явлениямидействительности и давать им оценку и пр. Иными словами, психологическая готовность к С. предполагает формирование у молодых людей неких психологических образований и механизмов, обеспечивающих им в дальнейшем сознательную, активную, творческую и созидательную жизнь.
Профессиональное С. – самостоятельный выбор профессии, осуществляемый в результате анализа человеком своих внутренних ресурсов, в том числе своих способностей, и соотнесения их с требованиями профессии. В процессе профессионального С. человек действует как субъект, а не объект воспитательных воздействий.
Профессиональное С. – сложный, порой противоречивый процесс, в основе которого лежит естественное стремление к самостоятельности, в то время как молодежь нуждается в помощи со стороны школы, родителей при выборе дальнейшего жизненного пути. Личность в этом процессе выступает как фокус противоречий на всех уровнях.
Осуществляя профессиональное С., человек стремится к тому, чтобы выбранная профессия удовлетворяла его интеллектуально и эмоционально. Кроме того, человек выбирает такое дело, которое он в состоянии выполнять.
Не реализовав свои первоначальные профессиональные устремления, человек обычно обращается к «резервному намерению». Не сумев поступить в один, выпускник устремляется в другой институт или техникум, профтехучилище – туда, где требования к абитуриентам и обучающимся ниже, иначе говоря, человек ведет поиск той профессии, требования которой соответствуют его способностям и возможностям. И человек выбирает то дело, которое ему понятнее, доступнее при данных обстоятельствах и которое может обеспечить ему, по его мнению, успех.
Выбирая профессию, молодежь сталкивается и с затруднениями личного порядка. Молодые люди, вступающие в жизнь, по ряду причин (широта способностей и склонностей, отсутствие психологических знаний, неумение анализировать, недостаточная информация о профессиях и т.д.) не всегда в состоянии дать объективную оценку своим способностям, а следовательно, и правильно выбрать профессию. Отсюда еще одно рассогласование, а именно: несоответствие требований случайно избираемой профессии, с одной стороны, и личных качеств, особенностей человека, с другой. Именно это рассогласование является одной из причин текучести кадров и отсева учащихся профтехучилищ, студентов средних специальных и высших учебных заведений.
Содержание деятельности личности в процессе профессионального С. представляет собой разрешение этих противоречий. Профессиональная ориентация призвана помочь этому процессу.
На процесс профессионального С. можно оказывать влияние, если помочь личности понять себя, оценить свои способности. Профессиональное С. – управляемый процесс. Необходимо изучение оценочных суждений учащихся о качествах своей личности, их профессиональных намерений и мотивации выбора профессии, удовлетворенности уже избранной и осваиваемой профессией и учебой в профессиональном учебном заведении.
Не менее сложным, а порой и болезненным является социальное С. – выбор своей роли и позиции в общей системе отношений, предполагающей ее включенность в эту систему на основе сформированных интересов и потребностей, отражающих уровень социальной готовности к выполнению системы социальных ролей.
Педагогический аспект социального С. как фактора социального воспитания заключается в реализации двух важнейших условий: обеспечение включенности молодых людей в реальные социальные отношения; обеспечение возможности саморазвития личности в процессе социального взаимодействия.
В области социального С. перед педагогами профессиональной школы стоит более сложная и тонкая задача – помочь личности понять самое себя, для чего необходимо помочь молодым людям ответить не только на вопрос «Кем быть?», но и на вопрос «Каким быть?».Лит.: Кухарчук А.М., Ценципер А.Б. Профессиональное самоопределение учащихся. – Мн., 1976; Формирование личности старшеклассника / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1989; Климов Е.А. Как выбирать профессию. – М., 1990.
П.Н. Осипов
Учащиеся профессионального учебного заведения находятся на пороге вступления в самостоятельную трудовую жизнь. Для них приобретают особую актуальность фундаментальные задачи социального и личностного С. как определения себя и своего места в мире. Юношу и девушку должны волновать многие серьезные вопросы: как найти свое место в жизни, выбрать дело в соответствии со своими возможностями и способностями, в чем смысл жизни, как стать настоящим человеком и многие другие. Не случайно многие исследователи этого возраста связывают переход от подросткового к раннему юношескому возрасту с резкой сменой внутренней позиции, заключающейся в том, что устремленность в будушее становится основной направленностью личности и проблема выбора профессии, дальнейшего жизненного пути находится в центре внимания, интересов, планов юношества.
Многие исследователи считают основным новообразованием в старшем подростковом и раннем юношеском возрастах личностное и профессиональное С., так как именно в С., в обстоятельствах жизни в период раннего юношеского возраста, в ее требованиях к молодому человеку кроется самое существенное, что во многом характеризует условия, в которых происходит формирование его личности. В психологической готовности к С. ведущую роль играет самосознание.
Готовность к С. предполагает формирование у учащихся устойчивых, сознательно выработанных представлений о своих обязанностях и правах по отношению к обществу, другим людям, моральных принципов и убеждений, понимания долга, ответственности, умения анализировать собственный жизненный опыт, наблюдать за явлениямидействительности и давать им оценку и пр. Иными словами, психологическая готовность к С. предполагает формирование у молодых людей неких психологических образований и механизмов, обеспечивающих им в дальнейшем сознательную, активную, творческую и созидательную жизнь.
Профессиональное С. – самостоятельный выбор профессии, осуществляемый в результате анализа человеком своих внутренних ресурсов, в том числе своих способностей, и соотнесения их с требованиями профессии. В процессе профессионального С. человек действует как субъект, а не объект воспитательных воздействий.
Профессиональное С. – сложный, порой противоречивый процесс, в основе которого лежит естественное стремление к самостоятельности, в то время как молодежь нуждается в помощи со стороны школы, родителей при выборе дальнейшего жизненного пути. Личность в этом процессе выступает как фокус противоречий на всех уровнях.
Осуществляя профессиональное С., человек стремится к тому, чтобы выбранная профессия удовлетворяла его интеллектуально и эмоционально. Кроме того, человек выбирает такое дело, которое он в состоянии выполнять.
Не реализовав свои первоначальные профессиональные устремления, человек обычно обращается к «резервному намерению». Не сумев поступить в один, выпускник устремляется в другой институт или техникум, профтехучилище – туда, где требования к абитуриентам и обучающимся ниже, иначе говоря, человек ведет поиск той профессии, требования которой соответствуют его способностям и возможностям. И человек выбирает то дело, которое ему понятнее, доступнее при данных обстоятельствах и которое может обеспечить ему, по его мнению, успех.
Выбирая профессию, молодежь сталкивается и с затруднениями личного порядка. Молодые люди, вступающие в жизнь, по ряду причин (широта способностей и склонностей, отсутствие психологических знаний, неумение анализировать, недостаточная информация о профессиях и т.д.) не всегда в состоянии дать объективную оценку своим способностям, а следовательно, и правильно выбрать профессию. Отсюда еще одно рассогласование, а именно: несоответствие требований случайно избираемой профессии, с одной стороны, и личных качеств, особенностей человека, с другой. Именно это рассогласование является одной из причин текучести кадров и отсева учащихся профтехучилищ, студентов средних специальных и высших учебных заведений.
Содержание деятельности личности в процессе профессионального С. представляет собой разрешение этих противоречий. Профессиональная ориентация призвана помочь этому процессу.
На процесс профессионального С. можно оказывать влияние, если помочь личности понять себя, оценить свои способности. Профессиональное С. – управляемый процесс. Необходимо изучение оценочных суждений учащихся о качествах своей личности, их профессиональных намерений и мотивации выбора профессии, удовлетворенности уже избранной и осваиваемой профессией и учебой в профессиональном учебном заведении.
Не менее сложным, а порой и болезненным является социальное С. – выбор своей роли и позиции в общей системе отношений, предполагающей ее включенность в эту систему на основе сформированных интересов и потребностей, отражающих уровень социальной готовности к выполнению системы социальных ролей.
Педагогический аспект социального С. как фактора социального воспитания заключается в реализации двух важнейших условий: обеспечение включенности молодых людей в реальные социальные отношения; обеспечение возможности саморазвития личности в процессе социального взаимодействия.
В области социального С. перед педагогами профессиональной школы стоит более сложная и тонкая задача – помочь личности понять самое себя, для чего необходимо помочь молодым людям ответить не только на вопрос «Кем быть?», но и на вопрос «Каким быть?».Лит.: Кухарчук А.М., Ценципер А.Б. Профессиональное самоопределение учащихся. – Мн., 1976; Формирование личности старшеклассника / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1989; Климов Е.А. Как выбирать профессию. – М., 1990.
П.Н. Осипов
Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.