РОЛЬ
Роль
устойчивый комплекс форм поведения, соответствующий определенной функции личности в социальных отношениях.
Источник: Словарь социального педагога и социального работника
РОЛЬ (СОЦИАЛЬНАЯ)
программа действий и способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в системе социальных отношений.
Роль
понятие, обозначающее поведение человека в определенной жизненной ситуации, соответствующей занимаемому им положению (например, роль руководителя, подчиненного, отца, матери и т. п.).
Источник: Педагогика и психология высшей школы методика работы с понятийным аппаратом. 2013
Роль
художественный, литературный образ, созданный драматургом в пьесе, сценарии и воплощаемый в сценической игре актером. Кроме того, совокупность текста, произносимого актером в пьесе. . С
Источник: Педагогика досуга терминологический словарь. Уфа. 2007
РОЛЬ
(от франц. role – список) – форма поведения человека, социальная функция личности, заключающаяся в выполнении человеком принятых в данной группе норм, правил, предписаний и воспроизведении поведенческих стереотипов.
Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва
Роль
система нормативно одобренных форм поведения и связанных с ней прав и обязанностей члена группы, занимающего определенное положение в ее структуре. Предполагает наличие соответствующих ожиданий со стороны других членов, а человеку, выполняющему определенную Р. в группе, приписываются цели, желания, чувства и социальные установки, связанные с ней.
Роль
[фр. role] – 1) мера влияния, значение, степень участия в чем-л.; 2) в соц. психологии: социальная функция личности; соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений; 3) образ, воплощенный актером; 4) текст пьесы, принадлежащий одному из действующих лиц пьесы.
РОЛЬ
(от фр. rôle). Устойчивый комплекс форм поведения, соответствующий определенной функции человека в социальных отношениях (межличностные, политические, экономические, профессиональные Р.). Человек, вступая в эти отношения, является носителем разных Р. (ученик, покупатель, избиратель). Р. широко используются на занятиях по языку при проведении ролевых игр.
Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).
РОЛЬ
устойчивый комплекс форм поведения, соответствующий определенной функции личности в социальных отношениях. Человек как обществ, существо вступает с др. людьми в разнообразные отношения (межличностные, полит., экон., профессиональные и др.), выступая, т. о., носителем разл. Р. Сочетание последних и составляет специфику его личности. Понятие «Р.» ввел в социальные науки амер. психолог Д. Мид, разработавший социально-психол. концепцию, в к-рой личность рассматривалась как динамичное сочетание Р. Этот подход лег в основу интеракционизма.
В рамках ролевого подхода формирование личности, достижение ею социальной зрелости рассматриваются как освоение определенных Р. Выполнение человеком нек-рой Р. определяется как объективными социальными нормами и требованиями, традиционно в ней заложенными, так и индивидуальными чертами конкретного человека, в частности мерой освоения им определенных знаний и умений, а также субъективными представлениями о характере данной Р. Так, в Р. родителя человек стремится воплотить черты, связанные в обществ, сознании с требованиями к семейному воспитанию, а также проявляет индивидуальные особенности своего темперамента, характера, ценностных установок и т. д. Освоение Р. родителя происходит постепенно, начиная с первых лет жизни ребенка.
В детстве также происходит освоение межличностных Р., характеризующих положение человека в системе общения с др. людьми.
Исполнение человеком разл. Р. может потребовать активизации разных, часто несовместимых черт поведения. В таких случаях наблюдается утрата внутр. гармонии, чреватая невротич. срывами. Устранить подобное противоречие пси-хол. методами затруднительно, т. к. для этого требуется изменение всей структуры ролевых отношений личности.
Ролевой подход к становлению и функционированию личности выявляет мн. характерные черты социального взаимодействия людей, однако не исчерпывает всего многообразия и сложности социальных и психич. процессов.
В рамках ролевого подхода формирование личности, достижение ею социальной зрелости рассматриваются как освоение определенных Р. Выполнение человеком нек-рой Р. определяется как объективными социальными нормами и требованиями, традиционно в ней заложенными, так и индивидуальными чертами конкретного человека, в частности мерой освоения им определенных знаний и умений, а также субъективными представлениями о характере данной Р. Так, в Р. родителя человек стремится воплотить черты, связанные в обществ, сознании с требованиями к семейному воспитанию, а также проявляет индивидуальные особенности своего темперамента, характера, ценностных установок и т. д. Освоение Р. родителя происходит постепенно, начиная с первых лет жизни ребенка.
В детстве также происходит освоение межличностных Р., характеризующих положение человека в системе общения с др. людьми.
Исполнение человеком разл. Р. может потребовать активизации разных, часто несовместимых черт поведения. В таких случаях наблюдается утрата внутр. гармонии, чреватая невротич. срывами. Устранить подобное противоречие пси-хол. методами затруднительно, т. к. для этого требуется изменение всей структуры ролевых отношений личности.
Ролевой подход к становлению и функционированию личности выявляет мн. характерные черты социального взаимодействия людей, однако не исчерпывает всего многообразия и сложности социальных и психич. процессов.
Источник: Российская педагогическая энциклопедия