Роль педагога профессиональная
Роль педагога профессиональная
(от франц. role < лат. rotulus — бумажный свиток (для актеров)) — совокупность требований, предъявляемых к профессиональному поведению педагога, которое контролируется представлением его самого и окружающих о характере этой роли, о необходимых действиях в конкретной педагогической ситуации. Р. п. п. по-разному интерпретируется в различных педагогических концепциях. Гуманистическое направление рассматривает педагога как посредника в передаче общечеловеческих ценностей ученикам, как защитника ребенка, который признается равноценным уважаемым партнером учителя. Для нормативно-функциональной педагогики педагог — носитель определенных профессионально-ролевых функций (обучение, воспитание, оценивание, консультирование, инноватика). Социально-психологическое направление в педагогике рассматривает учителя преимущественно в роли помощника, консультанта, педагогического терапевта, который помогает детям в их индивидуальной и социальной адаптации. Сегодня направленность на акцентирование личностных ориентиров, стремление к тому, чтобы образование по могало человеку обрести не только социальный смысл жизни, помочь в выборе профессии, во вхождении в современную рыночную действительность, но и индивидуальный, собственный смысл жизни, актуализирует такие роли педагога, как роль «актуализатора развития», «Учителя жизни», который обращается к жизненным смыслам, идеалам ученика. Р. п. отличается от ряда других профессиональных ролей тем, что для выявления ее сущности она нуждается в другой роли — роли ученика, для нее характерно отношение взаимодействия, «взаимовнедрения». Кроме того, учитель вступает в профессиональные контакты и с другими людьми: родителями учеников, коллегами, администрацией школы, работниками органов народного образования. Каждый из этих партнеров может предъявлять педагогу свои, подчас противоречивые, ролевые ожидания, что может привести к ролевому конфликту. В качестве предпосылок адекватного исполнения педагогом своей Р. п. выступают глубокое проникновение в сущность Р. п., стремление реализовать профессиональные функции во взаимосвязи с индивидуальными духовными ценностями, в первую очередь нравственно-этическими.
Источник: Педагогический словарь 2008 г.