РЕЖИМ ОБУЧЕНИЯ В ПУ

Найдено 1 определение
РЕЖИМ ОБУЧЕНИЯ В ПУ
организация учебного процесса в ПУ, включающая в себя теоретические занятия как по общеобразовательным, так и по специальным предметам, а также практические занятия в мастерских ПУ по профилю осваиваемой профессии и производственную практику на предприятии.
Многочисленными исследованиями доказано: любой труд полезен для подростка, если он правильно организован, с учетом функциональных возможностей его организма (см.
Возрастные морфофункциональные особенности; Возрастная периодизация). При этом следует учитывать как минимум три правила:
характер трудовой деятельности и организация труда подростков должны соответствовать возрастно-половым особенностям и состоянию их здоровья;
физические и другие виды нагрузок должны увеличиваться постепенно в ходе производственного обучения;
труд подростков должен осуществляться в благоприятных санитарно-гигиенических условиях, безопасных для их здоровья.
Таким образом, при организации обучения в ПУ большое внимание должно уделяться содержанию, режиму и условиям труда учащихся.
1. Недельная учебно-производственная нагрузка и порядок чередования предметов в течение недели – основной компонент режима обучения в ПУ.
Рекомендуемая недельная нагрузка ограничивается 38–39 ч.
Необходимый ритм учебного процесса, положительно влияющий на педагогическую эффективность занятий, осуществляется с помощью равномерного (в течение недели) распределения занятий по каждому предмету с интервалом 1–2 дня; интервал в 3 дня нежелателен.
Рациональное сочетание теоретических и практических занятий в недельном цикле варьирует и зависит от особенностей осваиваемой профессии и года обучения (курса).
Профессии без контакта с профессиональными вредностями: на I курсе при 6 ч практики в неделю в мастерских ПУ целесообразно проводить ее по 3 ч в разные дни недели с интервалом 1–2 дня или 1 раз по 6 ч во вторник, среду или четверг; на II курсе – 2 дня по 6 ч с интервалом 1–2 дня (в мастерских ПУ); при переходе на базовоепредприятие и с увеличением практики до 18 ч в неделю рекомендуется следующая схема чередования дней теории и практики: практика – практика – теория – практика – теория – теория или практика – практика – практика – теория – теория – теория.
Рекомендация обусловлена изменением характера практической работы – учащимся теперь требуется больше времени для выполнения задания, и частые перерывы в работе могут нарушать рабочий стереотип, требовать переадаптации к условиям труда, неблагоприятно влиять на работоспособность учащихся и эффективность их обучения.
Профессии, связанные с тяжелыми и вредными условиями труда: рациональным является режим, при котором теория и практика сочетаются в течение одного дня (4 ч практики и 2 ч теории), так как лицам до 18 лет запрещено находиться в неблагоприятных условиях среды более 4 ч в день.
2. Режим теоретических занятий предусматривает рациональное расписание уроков: равномерное распределение в течение недели разных предметов (специальных, гуманитарных, естественно-математических, уроков физкультуры). Проведение в течение дня однотипных предметов, а также сдвоенных уроков физкультуры (кроме лыжной подготовки и плавания) нерационально. Уроки по одному и тому же предмету рекомендуется ставить в расписание с интервалами в один день (если в неделю – 3 ч по этому предмету), с интервалом в два дня (если в неделю – 2 ч по этому предмету) и в середине недели (если на предмет отведен 1 ч в неделю). При составлении расписания следует учитывать недельную динамику работоспособности: в начале (понедельник) и конце недели (пятница, суббота) она относительно низкая, во вторник, среду, четверг – высокая. Ставить очень трудные предметы и проводить контрольные работы в дни сниженной работоспособности не рекомендуется. В середине учебного дня обязателен обеденный перерыв (40–45 мин). Между уроками необходимы перерывы, длительностью по 10 мин каждый.
3. Режим производственного обучения. Основные требования: постепенность увеличения объема нагрузки и длительности выполнения производственных заданий; исключение или ограничение контактов с неблагоприятными факторами производственной среды.
Комплекс мероприятий, направленных на предупреждение раннего контакта подростков с неблагоприятными факторами производства:
– проведение практических занятий на I курсе только в мастерских училища, отвечающих гигиеническим требованиям;
– в ПУ горного профиля учебно-производственная практика должна проводиться в условиях училища до достижения учащимися 20-летнего возраста, так как работа лиц моложе этого возраста в горных выработках и местах, опасных по пневмокониозу, запрещена;
– учебные мастерские должны отвечать не только санитарно-гигиеническим требованиям, но и педагогическим требованиям с учетом специфики осваиваемой профессии.
4. Режим работы и отдыха в течение дня в ПУ должен постепенно приблизиться к режиму дня на соответствующем производстве: на первом этапе необходимы перерывы по 10 мин через каждые 45–50 мин работы, затем – перерывы через 1,5–2 ч работы с последующим переходом к режиму работы на данном производстве, но с более ранним (после 3 ч работы) обеденным перерывом.
Режим работы при освоении отдельных профессий.
Структура рабочего дня и его длительность зависят от характера осваиваемой профессии и условий труда. Однако согласно Санитарным правилам и нормам 2.4.6.664–97 максимальная фактическая продолжительность рабочего дня при 6-дневной рабочей неделе для подростков до 16 лет должна равняться 4 ч, до 18 лет – 6 ч; допускается двухсменная работа (без ночной смены).
Для слесарных профессий, освоение которых сопровождается высокими энерготратами, статическим напряжением мышц ног, спины, шеи, нагрузками на мышцы плечевого пояса, рекомендуются дополнительные перерывы (10 мин) после 1,5–2,0 ч работы.Работа на конвейере, сборка мелких деталей относятся к монотонным видам труда, сопровождающимся значительным зрительным напряжением и гиподинамией. Для борьбы с утомлением в этих видах труда эффективны 10-минутные перерывы через каждые 50 мин работы, производственная гимнастика (7–8 мин) до работы, через 2 часа после ее начала и за 2 часа до окончания рабочего дня; функциональная музыка; чередование рабочей позы сидя – стоя (если возможно), смена и чередование рабочих операций, периодическое изменение скорости конвейера с уменьшением ее к концу рабочего дня.
Для профессий, при освоении которых требуется выработка тонко координируемых движений, частые перерывы могут нарушать процессы врабатывания, снижать работоспособность. Поэтому, например, для станочников ткацкого производства целесообразен один перерыв после 3,0–3,5 ч работы.
При обучении профессиям химического профиля следует иметь в виду, что подростки особенно чувствительны к воздействию химических веществ, их организм не обладает способностью адаптироваться к химическим веществам; даже при непродолжительном контакте с химическими веществами в концентрациях ниже предельно допустимых у них наблюдаются неблагоприятные реакции неспецифического характера (снижение защитных сил организма – иммунобиологической реактивности; анемия, функциональные нарушения со стороны нервной и сердечно-сосудистой систем, аллергические реакции). К мерам предупреждения неблагоприятного влияния химических веществ на организм подростков относятся способы по предотвращению раннего контакта с ними, по ограничению длительности и величины их воздействия: проведение производственного обучения и практики на I курсе только в мастерских, лабораториях и кабинетах ПУ, на II–III курсах – на рабочих местах, соответствующих санитарно-гигиеническим нормам и правилам; регулярный контроль за составом воздуха и эффективностью вентиляции; запрещение допуска подростков к работам по ремонту технологического оборудования; проведение производственной практики на предприятиях, в цехах, на участках с прогрессивной технологией; чередование теоретических и практических занятий в течение дня, чтобы длительность пребывания в производственных условиях не превышала 4 ч в день; соблюдение возрастного ценза при приеме на обучение по профессиям, по которым не разрешается работать до 18 лет; проведение комплекса оздоровительных мероприятий (ежедневная витаминизация пищи, ультрафиолетовое облучение, прогулки на воздухе не менее 3 ч в день, сбалансированное питание).
Санитарными правилами в ряде случаев, связанных с опасностью для здоровья, работа подростков до 18 лет запрещается (см. Профессии, запрещенные для подростков).
Строительные профессии связаны с высокими физическими нагрузками, вынужденной рабочей позой, воздействием низких температур и других неблагоприятных метеорологических факторов. Поскольку охлаждение организма подростков наступает значительно быстрее, чем у взрослых, практические мероприятия целесообразно направить на предупреждение переохлаждения: рациональная одежда, дополнительные перерывы (не менее 15 мин) через каждый час работы, обеденный перерыв (не менее 40 мин) с приемом горячей пищи, обогревание после окончания рабочего дня в теплом помещении (20 мин). Дополнительные перерывы проводятся в теплых помещениях (24– 25оС), расположенных поблизости (не далее 25 м) от строительной площадки.
Профессии механизаторов сельского хозяйства и строительного профиля связаны с освоением учащимися работы на различного рода машинах (тракторы, комбайны, экскаваторы, бульдозеры и др.). Основным неблагоприятным фактором при работе на них является вибрация, к воздействию которой подростки более чувствительны, чем взрослые. Вибрация влияет на изменения в центральной и периферической нервной системе, сосудах, мышцах, суставах, связанных с расстройством трофики тканей. Под влиянием систематического воздействия вибрации развиваются полиневриты, миозиты, ангиоспастический синдром и др. Меры профилактики нарушений здоровья: использование машин современных марок с мягкими, хорошо амортизирующими сиденьями; разработка графика работы на машинах для учащихся I–II курса с ограничением длительности вождения 2–3 ч в день; в условиях полевых работ во время практики на III курсе работу организовывать только в одну смену с 35–45-минутным обеденным перерывом, а в жаркие дни – более длительным (до 3–4 ч); в напряженные периоды сельскохозяйственных работ (посев, уборка) допускается двухсменная работа, но за каждой машиной закрепляется по 2 учащихся, чтобы, работая по очереди, каждый водил машину не более 6 ч; к самостоятельной работе на тракторе допускаются подростки с17 лет, получившие удостоверение на право вождения самоходных сельскохозяйственных машин.
Работа с виброоборудованием и виброинструментами в ходе производственного обучения запрещается для подростков до 18 лет.
Работа в условиях вибрации допустима для подростков лишь в тех случаях, когда общая вибрация равна или меньше ПДК (категория 3), если локальная (местная) вибрация равна (или меньше) 0,2 ПДУ.
Производственный шум – широко распространенный фактор в разных отраслях промышленности. Подростки по сравнению со взрослыми более чувствительны к воздействию шума. Изменения со стороны различных органов и систем под влиянием шума у них наступают значительно раньше и при более низких уровнях шума. Величина снижения слуховой чувствительности у них к концу рабочего дня превышает ее снижение у взрослых в 2–4 раза; ежедневная работа в условиях воздействия интенсивного шума может вызвать у подростков необратимые изменения в слуховом органе уже через 1–2 года. Особо неблагоприятно воздействует на организм высокочастотный шум. Работа подростков в условиях производственного шума строго нормируется. Предельно допустимым уровнем (ПДУ) шума (эквивалентного уровня звука – дБА) для них является уровень в 70 дБА. Подростки допускаются к работе в условиях шума, если его уровень не превышает 70 дБА. При уровнях шума выше 80 дБА работа подростков запрещается, а при уровнях от 70 до 80 дБА длительность работы резко сокращается.
Лит.: Гигиенические критерии допустимых условий и видов работ для профессионального обучения и труда подростков // Санитарные правила и нормы – СанПиН. 2.4.6.644–97 //
2.4.6. Гигиена труда детей и подростков. – М., 1997; Фокина Н.С. Гигиена трудового воспитания, обучения и профессионального образования учащихся // В кн.: Гигиена детей и подростков / Под ред. Г.Н. Сердюковской и А.Г. Сухарева. – М., 1986.
Л.А. Леонова

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.