РЕПОРТАЖ

Найдено 1 определение
РЕПОРТАЖ
(фр. reportage < англ. to report — ‘сообщать’) — жанр журналистики, основанный на оперативных сообщениях о событиях, участниками или очевидцами которых является автор. Р. даёт «оперативное наглядное представление о событии через призму мировоззрения автора, его участника или очевидца» [Кройчик 2000: 142]. Журналист при подготовке Р. следит за поэтапным развитием события, фиксирует его ключевые моменты, описывает поведение участников события.
Основные признаки Р. как жанра: оперативность; динамичность в описании события; информативность, позволяющая аудитории ощутить всю полноту события. Р. должен вызывать у читателя эффект присутствия, словно он сам находится в центре события. Причём эффект присутствия — не имитационный приём, а реальное доказательство того, что публицист описывает событие, лично им наблюдавшееся [Шостак 1998: 40]. Время в Р. дискретно: автор концентрирует внимание на тех моментах, которые помогают максимально полно воссоздать объективную картину события. Работа репортёра предполагает также — при необходимости — использование метода включённого наблюдения.
Виды Р.: событийный — оперативное отражение события в хронологической последовательности, когда от репортёров требуется способность быстро ориентироваться в обстановке и мгновенно оценивать важность или второстепенность деталей; проблемный — анализ события, где задача репортера обрисовать проблему, которая стала причиной того или иного события (напр., дорожный коллапс, массовые нарушения при сдаче ЕГЭ), и сделать выводы; отличительный признак проблемного Р. — привлечение эксклюзивных сведений, документов, свидетельств участников процесса, подтверждающих выводы корреспондента; познавательный — упор делается на познавательных моментах, а оперативность отходит на второй план; поводом для такого репортажа может стать как событие, так и любая актуальная тема (напр., рассказ о том, как проходит эксперимент в НИИ, какие новые методы применяют при спасательных работах сотрудники МЧС); экспериментальный — репортёр моделирует ситуацию, которая позволит ему глубже проникнуть в суть события или исследуемого явления, причём участники эксперимента не должны знать, что стали объектами изучения. В данном случае репортёр чаще всего применяет метод включённого наблюдения, «нелегально» внедряясь в изучаемую среду. Один из классиков жанра, в арсенале которого метод «включённого наблюдения», — немецкий журналист Гюнтер Вальраф. Для сбора информации репортёр перевоплощался в студента-бунтаря, преуспевающего бизнесмена, турка-гастарбайтера, чернокожего выходца из Сомали. Авторитет и мастерство этого репортёра настолько высоки, что журналистское сообщество придумало глагол wallrafen — работать, как Вальраф.
Лит.: Вальраф Г. Нежелательные репортажи. М., 1982; Вальраф Г. Репортёр обвиняет. М., 1988; Гиляровский В.А. Мои скитания. М., 2001; Кройчик Л.Е. Система журналистских жанров // Основы творческой деятельности журналиста / под ред. С. Корконосенко. СПб., 2000; Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. М., 1998; Словарь иностранных слов и выражений / авт.-сост. Е.С. Зенович. М., 2000; Шостак М.И. Журналист и его произведение. М., 1998.
Л.А. Винская

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.

Найдено научных статей по теме — 7

Читать PDF
289.03 кб

Репортаж с празднования 200-летия Казанского университета

Сокерина Н.
Читать PDF
619.56 кб

Репортаж о праздновании 35-летия стоматологического факультета ГБОУ ВПО УГМА Минздравсоцразвития Рос

Жолудев С. Е.
Читать PDF
393.10 кб

Репортаж с последнего рубежа обороны учреждений дополнительного образования детей

Куприянов Борис Викторович
В обстоятельствах существенных изменений в функционировании учреждений дополнительного образования детей на первый план выходит проблема определения общественно-государственного заказа внешкольным учреждениям на муниципальном уров
Читать PDF
488.02 кб

Репортаж с конференции по экономике

Луговская Анна
Читать PDF
632.31 кб

Педагогика А. И. Дулова в свете реалий нашего времени философский репортаж (2001)

Коноплёв Николай Сергеевич
Настоящим текстом, созданным при жизни выдающегося советского педагога А.И. Дулова, раскрывается то новое, что развивал в своей широкой и яркой научно-практической деятельности неутомимый воспитатель подрастающего поколения.
Читать PDF
490.41 кб

Science Slam в ТГПУ им. Л.Н. Толстого: репортаж с места событий

Ларшина Светлана Николаевна
Читать PDF
125.45 кб

Методика подготовки телевизионного репортажа на базе университетской телерадиокомпании «ЮУрГУ-ТВ»

Шестёркина Людмила Петровна
В статье раскрывается система методов, организационных форм, способов профессионального обучения студентов навыкам создания репортажа на базе единственной в России университетской вещательной телерадиокомпании «ЮурГУ-ТВ».