РЕГУЛЯЦИЯ

Найдено 1 определение
РЕГУЛЯЦИЯ
(психологический аспект) – общий термин для обозначения процессов уменьшения рассогласований (несоответствий, несвязностей, противоречий), с одной стороны, между организмом (человека, животных) и его внешней средой (у человека при этом имеется в виду также среда информационная, общественная) и, с другой стороны, между разными состояниями, событиями в самой психике и ее развитии (у человека при этом имеется в виду его так называемый внутренний мир, более или менее известный каждому по личному опыту). Р. осуществляется механизмами нервной системы, она приводит к уравновешиванию, с одной стороны, активности организма с требованиями среды и с другой – к некоторому балансу внутренних процессов в организме. Предметом психологии при этом являются высшие процессы познания, ориентировки в среде, накопления опыта, исполнительной активности организма. Психическая Р. – необходимое условие выживания, существования и развития животных организмов; более того, Р. указанных выше обстоятельств и есть основное назначение психики и причина ее возникновения в биологической эволюции.
Если древнейшее белковое образование, способное к обмену веществ, со всех сторон окружено «первородным бульоном» (погружено в некое сплошное благо), то здесь нет необходимости в установлении некоторого баланса со средой, т.е. что-то различать, запоминать, ориентироваться в среде и осуществлять подходящую исполнительную активность.
Но если перед нами пусть почвенный червь или многоножка, то им приходится своевременно распознавать, скажем, признаки засухи, холода и реагировать на это подходящим поведением.
Различают а) наследственно закрепленные средства уравновешивания со средой, б) прижизненно приобретенные. Доля и роль последних по мере эволюции возрастает.
У человека прижизненно приобретенные механизмы активности наиболее многочисленны и сложны. Он рождается беспомощным существом (по сравнению, скажем, с цыпленком, который, едва вылупившись, начинает ходить и клевать). А в результате развития становится способным творить большие дела.
В животном мире есть такие формы уравновешивания со средой, как упорядоченные множества (системы) взаимосвязанных особей (например, муравейник, пчелиный рой, стадо, стая).
Человек – существо принципиально общественное уже в том смысле, что его нормальное развитие с самого раннего детства возможно только в той или иной человеческой культуре. Если ребенка первых лет жизни просто кормить, но исключить или резко уменьшить «обмен ласками», речевые контакты с ним со стороны взрослых, происходят тяжелейшие нарушения умственного и общего развития.
Вот горький пример. Одно наше учреждение ясельного типа (Дом ребенка) во время Отечественной войны с фашистской Германией оказалось в зоне оккупации. Детей удалось прокормить, но не было возможности содержательно с ними общаться. После освобождения эти дети, ставшие четырех-, пятилетними, вели себя, например, так: получив игрушку (скажем, куклу), они удерживали ее, а не играли «в куклы»; их игры сводились к зачерпыванию и высыпанию песочка из ведерка, к беганию и толканию друг друга; они употребляли лишь несколько отдельных слов – «мне», «дай».
Далее речь пойдет о психической Р. человека. При этом важен вопрос о специфике и структуре его среды. Что следует отнести к среде (в психологии и педагогике)?
1. Наше тело является некоторой средой для того, что мы называем «психика» или «душа», или – тем более – «Я». Во внутренних органах, в мышцах, сухожилиях, суставах имеются чувствительные нервные окончания (органы чувств), дающие сигналы о положении и состояниях тела (человек может, не глядя, определить и регулировать рабочую позу, хватку инструмента; например, при рубке металла зубилом слесарьсмотрит не на руки, а на зону резания металла). Обычно сигналы от тела сливаются в нашем сознании в некое общее переживание, обозначаемое как «самочувствие». При заболеваниях возникают разного рода тревожащие ощущения, разнообразные боли, включая и так называемые «фантомные», когда болит то, чего нет, или не там, где расположен предполагаемый нездоровый орган (человек, скажем, наслушался о болезнях и ощущает боль там, где, как он полагает, «должно болеть» в соответствии со сложившимся у него «мифом болезни»).
Не только состояние тела («сомы», «соматических процессов», как выражаются медики) влияет на психику, но есть влияния и обратного рода: «Острое словечко колет сердечко».
Важность вопроса о соотношении психики и телесности становится более заметной, если либо тело, либо психика претерпевают нарушения, приходят в болезненное состояние.
В учебной группе, в классе могут найтись люди злобные, неумные или такие, которым, скажем так, не повезло с воспитанием; и некоторые отклонения в физическом развитии и состоянии других они могут делать предметом осмеяния, оскорбительных прозвищ.
Более того, без оснований (и, быть может, бессознательно) приписывают этим другим также и отрицательные душевные качества. В связи с этим возникают определенные задачи по педагогической Р. поведения членов группы.
Замечено не раз, что стремление человека «встать выше» своего физического недостатка и максимально использовать и развивать имеющиеся возможности позволяет ему найти подходящую, доступную профессиональную деятельность и быть в ней успешным. Классический пример – летчик А. Маресьев, лишившись обеих ступней, тем не менее совершал успешные боевые вылеты.
2. Информационная часть среды отнюдь не проста:
а) сюда отнесем, например, правила внутреннего распорядка учебного заведения, поведения учащихся. Эти правила – реальность, хотя и не вещь. Они – подобие гражданских законов, которыми регулируется жизнь всего общества в целом (незнание закона отнюдь не освобождает человека от ответственности).
Знания об установлениях указанного рода – внутренние регуляторы поведения (там, где физических оград нет);
б) «неписаные законы» семьи, группы сверстников, нормы уважительного отношения к старшим, товарищам, к общественному мнению. Знания о них (пусть в форме соображений о том, «а что подумают люди») – разновидность регуляторов нашей активности;
в) правила личной и общественной безопасности (например на дороге, в пожароопасном помещении и т.п.) – тоже общественная мудрость, с которой приходится считаться;
г) средства наглядности, «бросающиеся в глаза» учащемуся; высказывания людей – как в непосредственном кругу общения, так и по радио, телевидению, как в устной, так и в письменной форме (при чтении); научно-технические идеи; художественные, мифологические, религиозные образы;
д) пока что речь шла об информации, не адресованной персонально определенному учащемуся. Но среду образуют и «прицельные» информационные воздействия – требования, приказы, советы, пожелания, поручения, ложные сообщения, клевета и многие другие возможные преднамеренные воздействия окружающих.
3. Социально-контактная часть среды:
а) личный пример окружающих сверстников и старших, их культура, опыт, образ жизни, деятельность, поведение, взаимоотношения (товарищеского сотрудничества, взаимопомощи, зависимости, господства, подчинения);
б) учреждения, организации, группы и их представители, с которыми учащемуся реально приходится взаимодействовать;в) «устройство» группы (своей) и коллективов, с которыми контактирует учащийся (наличие выделившихся по тем или иным основаниям «лидеров», «преуспевающих», «звезд», отстающих, «отверженных» и т.д.), реальное место данного учащегося в структуре учебной группы, класса, включенность его в другие группы и группировки, мера защищенности его в данном коллективе от различного рода посягательств.
4. Предметная часть среды:
а) материальные условия учебы (книги, оборудование) и быта (жилище, одежда, предметы питания, собственности). Все это, по сути дела, опредмеченный общественный опыт, ибо, например, компьютер или токарный станок сделаны для людей, рассчитаны на разрешенные и запрещенные движения и т.п.;
б) физико-химические, биологические, гигиенические условия (микроклимат, чистота воздуха и пр.). Об этом-то чаще всего и говорят в связи с «экологией» человека. Но не в меньшей степени нуждаются в экологическом улучшении и ранее рассмотренные части среды. Не случайно существует область знания и практики – «психоэкология», ориентированная на анализ и создание условий для психического здоровья людей.
Итак, среда сложна даже применительно к обыденной обстановке (а ведь есть еще и исторические, экономические, политические, а также общие природные условия региона, где мы живем, не говоря уже о воздействиях космического уровня).
Множество регуляторов активности человека («Я») в среде – это сложнейшая система. Это и есть, в сущности, психика. Нельзя рассчитывать, что она сама сформируется в наилучшем варианте. Ее важно изучать, знать и строить. Важной разновидностью психической Р. является сознательная саморегуляция развивающегося человека. Она проявляется и в конкретных ситуациях и в целом при обдумывании (проектировании) и осуществлении своего профессионального жизненного пути. Искусство педагога состоит, в частности, в том, чтобы, руководя самовоспитанием развивающегося человека, формировать у него должные психические регуляторы.
Психические регуляторы активности человека можно упорядочить, например, так.
1. Образы объектов (как находящихся во внешнем по отношению к организму мире, так и относящихся к нашему телу):
а) чувственный образ (ощущение, восприятие). Это знание о том, что непосредственно действует в данный момент на органы чувств. Например, когда человек забивает гвоздь или шьет, то замечает, в нужное ли место входят гвоздь или игла. Сообразно этому или продолжает действовать по-прежнему, или вносит поправку. Движения регулируются не только зрением, но и суставно-мышечным чувством, состояниями усталости, бодрости (скажем, чувство усталости выполняет своего рода роль охранительного регулятора – предотвращает чрезмерное истощение ресурсов организма;
б) репрезентативный конкретный образ (конкретное представление). Это могут быть образы памяти и воображения (см. Память, Воображение). Конкретные представления ориентируют человека и регулируют его поведение не только в предметной, но и в социальной среде. Скажем, подросток припоминает, как любимый киногерой ведет беседу, и сообразно этому выстраивает свое поведение в сходной обстановке; образ памяти помогает здесь регулировать поведение среди людей. Яркий образ сказочного персонажа помогает даже ребенку удерживать в сознании идею добра и зла, поступать должным образом, проявить волю, стойкость. Такова же роль религиозных представлений, литературно-художественных образов. Представления учащегося об устройстве технологического оборудования, о показанных мастером рабочих приемах занимают огромное место в психической Р. его учебно-производственной деятельности;
в) репрезентативный отвлеченный образ. Сюда отнесем общие идеи, понятия, принципы, правила, мысленные схемы решения задач и многое подобное. Они ориентируют человека в разных и притом сложнейших и незримых сторонах жизни и деятельности.
Особенность этой разновидности психических регуляторов в том, что они обеспечивают некоторую «общую линию», «тип», «стратегию» поведения в самых разных, неожиданных ситуациях.Очевидно, что поведение человека не может не зависеть от того, какие принципы он исповедует ( скажем: «Сам пропадай, а товарища выручай» или «Моя хата с краю, я ничего не знаю»).
2. Образ субъекта:
г) актуальный «Я- образ» (знание о своем состоянии в данное время, о своем месте среди людей, о своих «нынешних» возможностях и ограничениях). Например: «Сегодня я плохо выспался, за эту трудную задачу браться не буду, не справлюсь, решу завтра...» или «Пока меня еще считают в команде середнячком, но я буду тренироваться и стану сильнее...»);
д) обобщенный «Я- образ» (знание о своих наиболее типичных качествах и свойствах в тех или иных видах деятельности).
3. Образ субъектно-объектных и субъектно-субъектных отношений;
е) потребности, потребностные состояния. Причем тут термин «образ»? Какое знание дают, например, жажда, голод, желание узнать что-то «новенькое», побыть «среди людей» или состояние, когда хочется что-то делать («руки чешутся») или отдохнуть? Переживания таких состояний ориентируют человека в системе его реальных (но не всегда хорошо осознанных и продуманных) нужд, «нехваток» в жизни;
ж) эмоции, чувства, эмоциональные отношения. Любая активность человека (познавательная, исполнительная, произвольная, непроизвольная, при болезнях и «в полном здравии») идет в сопровождении чувств. Они так или иначе знакомы каждому, хотя и далеко не во всех случаях хорошо осознаются. В общем случае чувства – это сигналы благоприятности или неблагоприятности каких-либо обстоятельств, событий, предметов, действий в контексте жизни и работы человека. Особенность их в том, что они выполняют роль указанных сигналов еще до того, как человек имеет возможность все рационально обдумать и взвесить. Скажем, человек принял какое-то решение, с кем-то поговорил, а в душе «фонит» неприятный «осадок» – неприятное чувство. При обдумывании случившегося человек понимает, что совершил некую оплошность, в спешке не замеченную. Если бы «прислушался» к чувству, поступил бы, быть может, более правильно. Не все в сложных жизненных ситуациях можно «вычислить». Иногда поступок «по сердцу» будет оптимальнее, чем «по уму»;
з) система устойчиво присущих данному человеку отношений к разным сторонам действительности (см. Характер). Это отношения к людям, обществу, к деятельности, вещественному окружению, к самому себе. Характер – обобщенный регулятор, как бы приподнимающий человека над частными, отдельными ситуациями. Например, благодаря своему разумению дела и характеру человек может действовать даже вопреки и наперекор наличной ситуации, не приспосабливаться к среде, а бороться с ней и т.д.;
и) направленность (вся система устойчивых побуждений) личности, мировоззрение (система твердых взглядов). Это область «центральных регуляторов» жизненной активности человека. Все вместе взятые они составляют весьма сложную внутреннюю, душевную, психическую «конструкцию».
Психика, душа человека – это и есть целостная система регуляторов его жизненной активности. А психология – наука об этой очень сложной реальности.
Психические регуляторы сознания, деятельности, поведения не только функционируют, но и выходят из строя, «ломаются». Поскольку они формируются в основном прижизненно в процессе воспитания и обучения, они могут сложиться неудачно. Иной раз возникает необходимость их «ремонтировать» (корректировать, лечить) или перестраивать.
Лит.: Климов Е.А. Психология: Учебник для школы. – М., 1997; Климов Е.А. Введение в психологию труда. –М., 1988; Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. – М., 1980; Практическая психология образования: Учебник для высших и средних специальных учебных заведений / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1997.
Е.А. Климов

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
276.33 кб

Традиции как модель системы моральной регуляции

Яковлева Тамара Владимировна
В статье рассматривается преемственность как философская категория, отражающая объективную закономерность бытия. Анализируются формы традиционно-ориентированной деятельности: обычаи, социальные привычки и навыки.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • РЕГУЛЯЦИЯ МОТИВАЦИОННАЯ

    построение деятельности и поведения личности в целом в соответствии с актуально действующими мотивационными образованиями. В Р.м. деятельности фигурируют нежелательное и желательное состояния
  • Нейрогуморальная регуляция

    [гр. neuron – нерв + лат. humor – жидкость] – совместное действие нервной системы и гуморальных факторов (метаболитов, гормонов, медиаторов), содержащихся в крови, лимфе, тканевых жидкостях, на физиологич
  • РЕГУЛЯЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ

    (человека) – отчасти преднамеренное, отчасти бессознательное согласование исполнительно-двигательной активности с внешними обстоятельствами и личными возможностями и ограничениями. Р.п. обеспе
  • ПОВЕДЕНИЕ РЕГУЛЯЦИИ

    способ воздействия социальной группы (либо ее представителей) на личность, вызывающий изменение степени участия последней во внутригрупповых процессах и групповой деятельности в целом (включени