РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ
РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ
мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникации, который направлен на реализацию конкретной, жизненной целевой установки, протекает на основе обратной связи в конкретных видах речевой деятельности [92].
Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины
РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ
Общение с помощью речи, направленное на достижение цели коммуникации; форма взаимодействия двух или более людей посредством языка, включающая обмен информацией познавательного или аффективно-оценочного (см. аффект) характера. В Р. о. выделяется пять компонентов: ситуация общения, отправитель речи, получатель речи, условия протекания речевого действия и речевое сообщение. Признаками Р. о. являются: 1) наличие партнеров по общению; 2) наличие мотива как побуждения к общению (в учебном процессе основной мотив – это мотив учения, стремление как можно лучше овладеть предметом); 3) наличие ситуации общения. Можно говорить о трех типах Р. о. в зависимости от условий, в которых общение протекает: 1) учебное общение (реализуется на уроке, когда участники имеют фиксированные роли: преподаватель – учащийся; 2) имитативно-подражательное общение (воспроизведение готовых речевых образцов, принадлежащих другим лицам); аутентичное общение – общение на свободную тему. К умениям Р. о. относят: 1) собственно речевые умения (начать беседу, поддержать общение, переспросить собеседника, соблюдать нормы языка; 2) умения, относящиеся к речевому этикету; 3) умения, относящиеся к невербальному поведению (мимике, жестам, телодвижениям). Обучение Р. о. протекает в рамках различных сфер общения. Функции Р. о. представлены на занятиях следующих набором: 1) информативная (обеспечивает возможность получения информации), 2) регулятивная, или побудительная (обеспечивает побуждение к действию); 3) эмоционально-оценочная (позволяет выразить чувства, мнения, доказать что-л., убедить в чем-л. и др.). Р. о. в современной лингвистике и лингводидактике исследуется в рамках таких направлений, как культура речи, функциональная лингвистика, прагматика, теория речевой деятельности, психолингвистика. Начало изучения проблем Р. о. было положено в работах В. Гумбольдта. В отечественном языкознании Р. о. стало предметом исследования в работах Л. П. Якубинского, М. М. Бахтина, Л. В. Щербы, Л. С. Выготского. Для лингводидактики большое значение имели исследования Р. о. с позиций теории деятельности, предпринятые А. Н. Леонтьевым и получившие методическое обоснование в публикациях А. А. Леонтьева и И. А. Зимней. Необходимым условием Р. о. является заинтересованность в общении и способность к диалоговому взаимодействию, обусловленная личностными характеристиками коммуникантов. Эффективность общения при этом зависит от нацеленности говорящего на слушателя, от способности слушателя принять доводы и аргументы говорящего, его способности прогнозировать смысловое развитие речи, терпимо относиться к речевым недочетам говорящего и критически оценивать личную коммуникативную и социокультурную компетенцию. В процессе Р. о. творческий характер имеет не только деятельность говорящего, но и деятельность слушающего, который конструирует диалог, прогнозируя результат коммуникативного взаимодействия (Винокур, 1993; Зимняя, 1985; Леонтьев, 1997; Пассов, 1989).
Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).
РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ
это мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникации, который направлен на реализацию конкретной, жизненной целевой установки, протекает на основе обратной связи в конкретных видах речевой деятельности. Оно органически включается во все другие виды деятельности человека (трудовую, общественную, познавательную и т. п.). Р. о. осуществляется между многими, несколькими или двумя людьми, каждый из которых является носителем активности и предполагает ее в своих собеседниках. Р. о. обоюдно. Как всякая социальная активность человека, Р. о. социально и целенаправленно. Формой проявления Р. о. является речевое поведение собеседников, а содержанием — их речевая деятельность. Поведение есть превращение внутреннего состояния человека в его поступки по отношению к окружающему миру, людям и т. п. Выделяются два вида поведения: вербальное (словесное) к реальное. Вербальное поведение — это система высказываний, мнений, суждений, доказательств и др., которые могут быть зафиксированы как явные признаки психических состояний. Реальное поведение — это система взаимосвязанных поступков, осуществляемых человеком с целью адаптации к среде. Существенным различительным признаком речевого поведения и речевой деятельности представляется уровень мотивации и соответствующая ему мера осознанности мотивов акта поведения (в рамках поведения) и речевого действия (в рамках деятельности). Поэтому, если речевая деятельность — это осознанно мотивированная целенаправленная человеческая активность, то речевое поведение — это малоосознанная активность, проявляющаяся в образцах и стереотипах действий, усвоенных человеком либо на основе подражания чужим образцам и стереотипам, либо на основе собственного опыта. Как видим, в речевой деятельности «задействованы» глубинные структуры сознания, а в речевом поведении стремление (а порой необходимость) к осознанию мотивов тех или иных поступков отсутствует. Кроме того, речевая деятельность и речевое поведение отличаются друг от друга своими результатами. Результатом речевой деятельности являются мысль и текст, а результатом речевого поведения выступают отношения между людьми (доброжелательные, недоброжелательные и др.) и эмоции, вызываемые тем или иным речевым поведением собеседников. Следовательно, формирование социально-активной личности ребенка предполагает развитие Р. о. в диалектическом единстве двух его сторон: речевой деятельности и речевого поведения. Иными словами, задача сводится к формированию у школьников «коммуникативной компетентности», которая охватывает знания не только языковой системы и владение языковым материалом (речью), но и соблюдение социальных норм Р. о., правил речевого поведения. Лит.: Антон Э. Исследования проблемы речевого взаимодействия на уроке в некоторых зарубежных странах // Измерения в исследовании проблем воспитания. — Тарту, 1973. — С. 154—170; Леонтьев А.А. Психология речевого общения: Автореф. докт. дис. — М., 1975; Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида // Психологические проблемы социальной регуляции. — М., 1978; Роовет Э.И. Обучение речевому общению (теоретические основы). — Таллин, 1984. ОМ. Казарцева
РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ
взаимная связь, коммуникация между людьми посредством речи. Аналогично определяется речевое общение в специализированных словарях: «Общение с помощью речи для достижения целей коммуникантов» [Культура... 2003: 570]. Иногда такие определения даются в более конкретизированном виде, напр.: «форма взаимодействия двух или более людей посредством языка, включающая обмен информацией познавательного или аффективно-оценочного характера» [Азимов, Щукин 1999: 293]; «Речевое общение — это обмен информацией (текстами), в таком обмене действуют по крайней мере двое — передающий и воспринимающий. Поэтому, изучая общение, мы оцениваем речевые взаимодействия коммуникантов — адресанта и адресата: достижение ими поставленных целей, удачи и неудачи коммуникации, применяемые партнёрами языковые средства и тактику речевых ходов. В сущности, в любой речевой деятельности так или иначе происходит общение: читая научную статью или рассказ, я "общаюсь" с автором в том или ином жанре и стиле» [Формановская 2010: 9]. Р.о. — сложное явление, требующее междисциплинарного подхода и изучаемое целым рядом наук: психологией, социологией, лингвистикой, этнолингвистикой, риторикой и др. Можно сказать вслед за А.А. Леонтьевым, что «нет ни малейшего сомнения в той огромной роли, которую играет общение (как бы мы его ни определяли), в жизни и деятельности общества. Уже сам процесс социализации человеческой личности, процесс становления отдельного человека как "общественного человека" (К. Маркс), невозможен без общения...» [Леонтьев 1997: 10].
P.O. возможно только при наличии у коммуникантов общего социального опыта, при понимании ими собственной социальной роли и роли партнёра в конкретном социальном взаимодействии, ориентировке коммуникантов в ситуации общения [Тарасов 2007: 86]. Для эффективного P.O. необходимо соблюдение языковых, этических и коммуникативных норм (см. соответствующие статьи), коммуникативных качеств речи и, прежде всего, постулатов, максим речевого общения (см. Коммуникативные постулаты, а также [Клюев 1998: 78—126]). Надо иметь в виду, что эффективность Р.о. во многом зависит от умелого использования так называемых невербальных средств общения: зрительного контакта, мимики, жестов, позы, коммуникативного пространства, интонации (см. Невербальные средства общения, а также [Крейдлин 2004; Рогов 2007: 80-138; Матвеева 2003: 168]). Для успешности P.O. большое значение имеет выбор стратегии и тактики общения, а также речевого жанра (см. Речевая стратегия, Речевая тактика, Речевой жанр, а также [Иссерс 2008: 109—110; Шмелёва 2007: 81—89]).
Эффективность Р.о. обеспечивается также заинтересованностью в общении, личностными особенностями коммуникантов, в частности, толерантностью общающихся, их взаимной Эмпатией (см.), способностью слушать и слышать партнера и учитывать его интересы, прогнозировать его речевые реакции, критически оценивать своё речевое поведение.
Речевое поведение, отвечающее вышеозначенным критериям, сближается с современным представлением об элитарной речевой культуре (см. Культура речи, а также [Гольдин, Сиротинина 1997: 413—415; Сковородников 2008: 51—59]).
Лит:. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Словарь методических терминов (Теория и практика преподавания языков). СПб., 1999; Гольдин В.Е., Сиротинина О.Б. Речевая культура // РЯЭ. М., 1997; Головин Б.Н. Основы культуры речи: учебник для вузов по спец. «Рус.яз и лит.». М., 1998; Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. М., 2008; Клюев Е.В.Речевая коммуникация. М., 1998; Крейдлин Т.Е. Невербальная семиотика: Язык тела и естественный язык. М., 2004; КРРЭСС. М., 2003; Леонтьев А.А. Психология общения. М., 1997; Матвеева Т.В. Учебный словарь: русский язык, культура речи, стилистика, риторика. М., 2003; Рогов Е.И. Психология общения. М., 2007; Сковородников А.П. Об элитарном (полнофункциональном) типе речевой культуры и культуре речи // Мир русского слова. 2008. № 2; Тарасов Е.Ф. Место речевого общения в коммуникативном акте // Социальная психолингвистика: Хрестоматия. Учеб. пособие. М., 2007; Формановская Н.И. Культура общения и речевого поведения. М., 2010; Шмелёва Т.В. Модели речевого жанра // Антология речевых жанров: повседневная коммуникация. М., 2007.
А.П. Сковородников
P.O. возможно только при наличии у коммуникантов общего социального опыта, при понимании ими собственной социальной роли и роли партнёра в конкретном социальном взаимодействии, ориентировке коммуникантов в ситуации общения [Тарасов 2007: 86]. Для эффективного P.O. необходимо соблюдение языковых, этических и коммуникативных норм (см. соответствующие статьи), коммуникативных качеств речи и, прежде всего, постулатов, максим речевого общения (см. Коммуникативные постулаты, а также [Клюев 1998: 78—126]). Надо иметь в виду, что эффективность Р.о. во многом зависит от умелого использования так называемых невербальных средств общения: зрительного контакта, мимики, жестов, позы, коммуникативного пространства, интонации (см. Невербальные средства общения, а также [Крейдлин 2004; Рогов 2007: 80-138; Матвеева 2003: 168]). Для успешности P.O. большое значение имеет выбор стратегии и тактики общения, а также речевого жанра (см. Речевая стратегия, Речевая тактика, Речевой жанр, а также [Иссерс 2008: 109—110; Шмелёва 2007: 81—89]).
Эффективность Р.о. обеспечивается также заинтересованностью в общении, личностными особенностями коммуникантов, в частности, толерантностью общающихся, их взаимной Эмпатией (см.), способностью слушать и слышать партнера и учитывать его интересы, прогнозировать его речевые реакции, критически оценивать своё речевое поведение.
Речевое поведение, отвечающее вышеозначенным критериям, сближается с современным представлением об элитарной речевой культуре (см. Культура речи, а также [Гольдин, Сиротинина 1997: 413—415; Сковородников 2008: 51—59]).
Лит:. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Словарь методических терминов (Теория и практика преподавания языков). СПб., 1999; Гольдин В.Е., Сиротинина О.Б. Речевая культура // РЯЭ. М., 1997; Головин Б.Н. Основы культуры речи: учебник для вузов по спец. «Рус.яз и лит.». М., 1998; Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. М., 2008; Клюев Е.В.Речевая коммуникация. М., 1998; Крейдлин Т.Е. Невербальная семиотика: Язык тела и естественный язык. М., 2004; КРРЭСС. М., 2003; Леонтьев А.А. Психология общения. М., 1997; Матвеева Т.В. Учебный словарь: русский язык, культура речи, стилистика, риторика. М., 2003; Рогов Е.И. Психология общения. М., 2007; Сковородников А.П. Об элитарном (полнофункциональном) типе речевой культуры и культуре речи // Мир русского слова. 2008. № 2; Тарасов Е.Ф. Место речевого общения в коммуникативном акте // Социальная психолингвистика: Хрестоматия. Учеб. пособие. М., 2007; Формановская Н.И. Культура общения и речевого поведения. М., 2010; Шмелёва Т.В. Модели речевого жанра // Антология речевых жанров: повседневная коммуникация. М., 2007.
А.П. Сковородников
Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.