РАБОТОСПОСОБНОСТЬ
РАБОТОСПОСОБНОСТЬ
потенциальная возможность человека выполнять какую-либо деятельность на достаточно высоком уровне эффективности в течение продолжительного времени.
РАБОТОСПОСОБНОСТЬ
потенциальная возможность индивида выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени [67, c. 331; 80, c. 551; 82, c. 659].
Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины
РАБОТОСПОСОБНОСТЬ
характеристика лица, обладающего физическим здоровьем и волевыми качествами, позволяющими при наличии необходимой квалификации и компетентности продолжительно и продуктивно заниматься тем или иным видом деятельности.
Источник: Профессиональное образование. Словарь
Работоспособность
состояние человека, характеризующее уровень и длительность доступных ему условий, необходимых для выполнения той или иной работы и восстанавливаемых нормальным отдыхом и сном. В зависимости от преобладания в работе физических или умственных усилий принято различать Р. физическую и умственную.
РАБОТОСПОСОБНОСТЬ
способность личности, группы людей заниматься определенной деятельностью на заданном уровне эффективности в определенном временном режиме. Эта способность проявляется в определенном уровне развития как физиологических, так и психических функций. Психический компонент Р. дееспособность.
Источник: Акмеологический словарь
РАБОТОСПОСОБНОСТЬ
Потенциальные возможности человека выполнять какую-л. деятельность на достаточно высоком уровне эффективности в течение продолжительного времени. Рекомендации, основанные на повышении Р., учитываются при составлении лабораторных работ, компьютерных программ. Для повышения Р. необходимо учитывать индивидуальные психологические особенности учащихся, своевременно переключаясь в ходе урока с одного вида деятельности на другой.
Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).
Работоспособность
способность человека к выполнению конкретной трудовой деятельности в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности. Р. человека зависит от внутренних (мотивации, эмоционального состояния, функциональной активности, степени тренированности человека) и внешних факторов (температуры и влажности воздуха, барометрического давления, освещенности, характера взаимоотношений с окружающими и др.). На протяжении рабочего дня, недели и времени года Р. изменяется.
Источник: Педагогический словарь 2008 г.
Работоспособность
ст.слав.) – это состояние человека, характеризующее его способность выполнять работу (рабочие операции) определенной сложности, объема и длительности, обеспечивающих ее эффективность. А также способность человека быстро восстанавливать свой физический и психологический потенциал после ее выполнения. Принято различать физическую и умственную работоспособность. Работоспособный человек – это усердный человек, работающий с охотой, мало утомляемый, как правило, оптимист.
Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
РАБОТОСПОСОБНОСТЬ
потенциальная возможность человека эффективно выполнять к.-л. деятельность в течение продолжительного времени. Различают Р. умственную и физическую. Длительная работа неизбежно сопровождается колебаниями Р., обусловленными рядом факторов. Важнейший их них - утомление. Однако возможно сохранить Р. вопреки факторам утомления. И наоборот: Р. может снизиться вопреки отсутствию утомления. Изменения Р. зависят от содержания и характера работы, от внешних условий (объем работы, ее сложность, интенсивность, продолжительность), индивидуальных психологических и физиологических особенностей человека (в частности, характера, темперамента, типа нервной системы и др.), от степени интереса человека к данной работе, специфики биологических ритмов жизнедеятельности человека и пр. Изменение уровня Р. описывается с помощью т.н. кривой Р. Как правило, Р. наиболее эффективна в утренние часы после ночного отдыха, причем наиболее высокий уровень Р. наступает не с самого начала работы, а после определенного периода "врабатывания", когда человек сосредоточивает внимание на трудовой деятельности. Обычно через 3-4 ч (у учащихся несколько раньше) следует спад, обусловленный потребностью в отдыхе и пище (как правило, этот период совпадает с обеденным перерывом, большой переменой в школе). Затем кривая Р. как бы повторяет утренний этап, но на более сниженном уровне. Перед самым концом работы нередко наблюдается подъем. Выделяются типы людей, отличающиеся лучшей Р. в утренние часы ("жаворонки", предпочитающие рано вставать и рано ложиться спать) и в вечерние и даже ночные часы ("совы", любящие утром поспать и поздно ложиться спать). В соответствии с возрастными возможностями учащихся устанавливается определенная длительность учебных занятий. Наиболее трудные уроки рекомендуется проводить в утренние часы, когда Р. учащихся оптимальна. В течение учебного года вводятся каникулы. Разработаны рекомендации по наилучшей организации режима дня и режима образовательного учреждения, соблюдению требований психогигиены.
Источник: Терминологический словарь библиотекаря
РАБОТОСПОСОБНОСТЬ
потенциальная возможность человека выполнять к.-л. деятельность на достаточно высоком уровне эффективности в течение продолжит, времени. В зависимости от преобладания в работе физич. или умственных усилий различают Р. умственную и физическую. Это различение условно: специфичность Р. зависит от удельного веса того или иного фактора в деятельности.
Длительная работа неизбежно сопровождается колебаниями Р., обусловленными действием мн. факторов. Важнейший из них — утомление. Однако между Р. и утомлением нет прямой зависимости, возможны случаи сохранения высокого уровня Р. вопреки действию фактора утомления и наоборот — снижение Р. при слабо выраженном утомлении. Изменения в состоянии Р. зависят от внеш. условий деятельности (ее объем, интенсивность, сложность, продолжительность, непрерывность). и от психол. и психофизиол. особенностей конкретного человека (мотивация, настойчивость, отношение к выполняемой работе, заинтересованность в ней), от индивидуальных особенностей темперамента, характера, типа нервной системы и т. д.
Изменение уровня Р. описывается с помощью т. н. кривой Р., показывающей зависимость эффективности деятельности от времени ее выполнения. При всем многообразии факторов, от к-рых зависит Р., могут быть выделены нек-рые общие характеристики ее динамики, в особенности суточные колебания Р. Как правило, наиб. благоприятны для высокого уровня Р. утренние часы, когда им предшествует нормальный сон. При этом наиб. высокий уровень Р. наступает не с самого начала работы, а несколько позднее, когда заканчивается период «врабатывания», происходит сосредоточение внимания и усилий, освобождение от отвлекающих воздействий. Дальнейшее течение Р. характеризуется относительно устойчивым уровнем («плато» кривой Р.), сменяющимся у взрослого через 3—4 ч (у школьника через меньший промежуток времени). незначит. спадом, обусловленным потребностью в отдыхе и пище (обычно к этому времени приурочивается обеденный перерыв на произ-ве, большая перемена в школе). Последующий ход кривой Р. как бы повторяет тенденцию нач. утренней фазы, но на общем несколько сниженном ср. уровне. Снижение Р. к концу рабочего дня — явление весьма типичное. Однако перед самым концом работы нередко отмечается нек-рый подъем Р. («порыв»), вызываемый сознанием близкого конца работы и соответствующим этому чувством удовлетворения.
В процессе работы происходят мало заметные колебания рабочего тонуса, тем более выраженные, чем напряженнее работа. Эти колебания компенсируются нахождением оптимального ритма и микропаузами, т. к. длительные усилия не могут быть непрерывными. Осн. симптомом ослабления усилий служит изменение интенсивности внимания, выражающееся в отвлекаемости, понижении интереса, в увеличении кол-ва допускаемых ошибок и т. п., что сигнализирует о необходимости введения перерывов в работе. Монотонная работа требует более частых перерывов, как и работа, сопряженная с повышенным напряжением внимания.
В соответствии с возрастными особенностями и возможностями учащихся в уч. заведениях установлена определенная длительность занятий, введены перерывы разной продолжительности. Наиб. трудные уроки рекомендуется проводить в первые часы занятий, когда Р. учащихся оптимальна. Уч. год делится на определенные отрезки, между к-рыми устанавливаются каникулы. Разработаны примерные рекомендации для поддержания нужного уровня Р. при самостоят. работе учащихся (см. Режим школьный, Режим дня).
Рекомендации, направленные на повышение Р., основываются на общеоздоровит. принципах и на выполнении требований психогигиены. Большое значение имеет соблюдение определенного режима труда и отдыха. Поскольку каждый вид труда мобилизует в наиб. степени одни психофизиол. функции и оставляет в сравнительно неактивном состоянии другие, целесообразно строить формы отдыха на основе переключения с одной формы деятельности на другую (активный отдых), исключая те случаи, когда необходим полный покой.
Длительная работа неизбежно сопровождается колебаниями Р., обусловленными действием мн. факторов. Важнейший из них — утомление. Однако между Р. и утомлением нет прямой зависимости, возможны случаи сохранения высокого уровня Р. вопреки действию фактора утомления и наоборот — снижение Р. при слабо выраженном утомлении. Изменения в состоянии Р. зависят от внеш. условий деятельности (ее объем, интенсивность, сложность, продолжительность, непрерывность). и от психол. и психофизиол. особенностей конкретного человека (мотивация, настойчивость, отношение к выполняемой работе, заинтересованность в ней), от индивидуальных особенностей темперамента, характера, типа нервной системы и т. д.
Изменение уровня Р. описывается с помощью т. н. кривой Р., показывающей зависимость эффективности деятельности от времени ее выполнения. При всем многообразии факторов, от к-рых зависит Р., могут быть выделены нек-рые общие характеристики ее динамики, в особенности суточные колебания Р. Как правило, наиб. благоприятны для высокого уровня Р. утренние часы, когда им предшествует нормальный сон. При этом наиб. высокий уровень Р. наступает не с самого начала работы, а несколько позднее, когда заканчивается период «врабатывания», происходит сосредоточение внимания и усилий, освобождение от отвлекающих воздействий. Дальнейшее течение Р. характеризуется относительно устойчивым уровнем («плато» кривой Р.), сменяющимся у взрослого через 3—4 ч (у школьника через меньший промежуток времени). незначит. спадом, обусловленным потребностью в отдыхе и пище (обычно к этому времени приурочивается обеденный перерыв на произ-ве, большая перемена в школе). Последующий ход кривой Р. как бы повторяет тенденцию нач. утренней фазы, но на общем несколько сниженном ср. уровне. Снижение Р. к концу рабочего дня — явление весьма типичное. Однако перед самым концом работы нередко отмечается нек-рый подъем Р. («порыв»), вызываемый сознанием близкого конца работы и соответствующим этому чувством удовлетворения.
В процессе работы происходят мало заметные колебания рабочего тонуса, тем более выраженные, чем напряженнее работа. Эти колебания компенсируются нахождением оптимального ритма и микропаузами, т. к. длительные усилия не могут быть непрерывными. Осн. симптомом ослабления усилий служит изменение интенсивности внимания, выражающееся в отвлекаемости, понижении интереса, в увеличении кол-ва допускаемых ошибок и т. п., что сигнализирует о необходимости введения перерывов в работе. Монотонная работа требует более частых перерывов, как и работа, сопряженная с повышенным напряжением внимания.
В соответствии с возрастными особенностями и возможностями учащихся в уч. заведениях установлена определенная длительность занятий, введены перерывы разной продолжительности. Наиб. трудные уроки рекомендуется проводить в первые часы занятий, когда Р. учащихся оптимальна. Уч. год делится на определенные отрезки, между к-рыми устанавливаются каникулы. Разработаны примерные рекомендации для поддержания нужного уровня Р. при самостоят. работе учащихся (см. Режим школьный, Режим дня).
Рекомендации, направленные на повышение Р., основываются на общеоздоровит. принципах и на выполнении требований психогигиены. Большое значение имеет соблюдение определенного режима труда и отдыха. Поскольку каждый вид труда мобилизует в наиб. степени одни психофизиол. функции и оставляет в сравнительно неактивном состоянии другие, целесообразно строить формы отдыха на основе переключения с одной формы деятельности на другую (активный отдых), исключая те случаи, когда необходим полный покой.
Источник: Российская педагогическая энциклопедия
РАБОТОСПОСОБНОСТЬ
способность человека выполнять работу в соответствии с существующими качественными и количественными нормами, с определенной квалификацией и преодолением трудностей в течение более или менее продолжительного времени, направлять физиологические процессы на формирование и поддержание социально детерминированных рефлекторных систем – рабочих динамических стереотипов (РДС).
Приведенное определение обусловлено особенностью трудовой деятельности, заключающейся в том, что трудовые действия работающего человека направляются сознательной целью – создавать полезные для общества потребительные ценности. Работоспособность рассматривается с позиций функционирования рабочего динамического стереотипа – сложной рефлекторной системы, подкрепляемой достижением полезного результата труда. Изучение закономерностей формирования и изменения РДС в процессе конкретного труда является реальной физиологической основой для научного обоснования рациональных режимов работы и для разработки других мер повышения работоспособности при профессиональном обучении и работе на производстве.
Работоспособность во время любого длительно продолжающегося труда закономерно изменяется. Различают три основные ее стадии: врабатывания, высокой устойчивой работоспособности, снижения работоспособности (утомления). Период врабатывания связан с необходимостью адаптироваться к условиям труда, с процессом формирования специфичного для данного вида труда РДС; работоспособность в этот период еще не достигает высокого уровня. Сущность двух других стадий работоспособности определяется их названиями и не требует особого объяснения.
Длительность каждой стадии работоспособности в течение рабочего дня различна в разных видах труда, в большей мере связана со спецификой условий работы, но зависит и от индивидуальных функциональных особенностей и возможностей организма работающего, его состояния здоровья.
Различают шесть основных типов динамики работоспособности в течение рабочего дня:
1 – постепенное повышение работоспособности от начала к концу рабочего дня (характерен для работ на конвейере в легкой промышленности);
2 – постепенное врабатывание – повышение работоспособности в начале рабочего дня, стабилизация ее на высоком уровне в течение сравнительно продолжительного периода в середине рабочего дня и постепенное снижение ее к концу работы;
3 – характерен сравнительно быстрым развитием утомления; после обеденного перерыва некоторое повышение работоспособности быстро сменяется утомлением;
4 – быстрое врабатывание и быстрое развитие утомления; работа человека в этом случае продолжается довольно долго на фоне пониженной работоспособности;
5 – врабатывание выражено слабо, работа происходит, как правило, на фоне утомления; к концу рабочего дня может проявиться переутомление;
6 – резкое падение работоспособности уже с первого часа или даже получаса работы; преодолев трудности врабатывания, работающий быстро устает и продолжает работу да конца смены благодаря использованию компенсаторных мер организма против утомления.Средства оптимизации Р.:
1. Профессиональный отбор: по медицинским показаниям и в связи с уровнем развития значимых (ключевых) для профессии психофизиологических функций и двигательных качеств. При достаточном уровне развития значимых функций освоение профессии, адаптация к условиям работы будут протекать более успешно, с меньшим напряжением организма, на фоне более высокой работоспособности.
2. Активное, целенаправленное формирование профпригодности у учащихся ПУ, осваивающих массовые рабочие профессии, где работа не связана с риском для жизни самого работающего и окружающих его людей. Применяемые средства: специально разработанная система физических упражнений для развития и совершенствования ключевых значимых функций: тренажеры, производственные задания определенной сложности. Активное формирование профпригодности приводит к повышению уровня работоспособности учащихся ПУ, облегчает вхождение в работу и конец рабочего дня, сокращает сроки освоения профессиональных навыков и умений, повышает производительность труда.
3. Научно обоснованный режим труда – такое чередование периодов работы и отдыха, при котором достигается наибольшая производительность труда на фоне высокого уровня работоспособности и сохранения здоровья.
4. Занятия физической культурой в разных ее формах (см. Физическая культура, Физическое воспитание) с целью активизации защитных сил организма против утомления, против воздействия неблагоприятных условий труда и пр.
5. Гигиенически рациональная организация условий внешней среды в учебных комбинатах ПУ и на производстве, соблюдение норм и требований к воздушно-тепловому режиму, уровням шума и вибрации, к освещенности рабочих мест и др.
6. Соблюдение эргономических требований к рабочим местам, учебным и производственным помещениям, их оборудованию.
7. Рационализация труда (инструмента, органов управления машинами, рабочих движений и поз, рабочего места).
8. Правильная организация суточного распорядка дня, питания, сна, отдыха во вне рабочего времени и во время отпуска.
9. Пропаганда здорового образа жизни среди детей, подростков, молодежи.
Лит.: Косилов С.А., Леонова Л.А. Работоспособность человека и пути ее повышения. – М., 1974; Леонова Л.А. Повышение эффективности производственного обучения подростков. – М., 1980.
Л.А. Леонова
Приведенное определение обусловлено особенностью трудовой деятельности, заключающейся в том, что трудовые действия работающего человека направляются сознательной целью – создавать полезные для общества потребительные ценности. Работоспособность рассматривается с позиций функционирования рабочего динамического стереотипа – сложной рефлекторной системы, подкрепляемой достижением полезного результата труда. Изучение закономерностей формирования и изменения РДС в процессе конкретного труда является реальной физиологической основой для научного обоснования рациональных режимов работы и для разработки других мер повышения работоспособности при профессиональном обучении и работе на производстве.
Работоспособность во время любого длительно продолжающегося труда закономерно изменяется. Различают три основные ее стадии: врабатывания, высокой устойчивой работоспособности, снижения работоспособности (утомления). Период врабатывания связан с необходимостью адаптироваться к условиям труда, с процессом формирования специфичного для данного вида труда РДС; работоспособность в этот период еще не достигает высокого уровня. Сущность двух других стадий работоспособности определяется их названиями и не требует особого объяснения.
Длительность каждой стадии работоспособности в течение рабочего дня различна в разных видах труда, в большей мере связана со спецификой условий работы, но зависит и от индивидуальных функциональных особенностей и возможностей организма работающего, его состояния здоровья.
Различают шесть основных типов динамики работоспособности в течение рабочего дня:
1 – постепенное повышение работоспособности от начала к концу рабочего дня (характерен для работ на конвейере в легкой промышленности);
2 – постепенное врабатывание – повышение работоспособности в начале рабочего дня, стабилизация ее на высоком уровне в течение сравнительно продолжительного периода в середине рабочего дня и постепенное снижение ее к концу работы;
3 – характерен сравнительно быстрым развитием утомления; после обеденного перерыва некоторое повышение работоспособности быстро сменяется утомлением;
4 – быстрое врабатывание и быстрое развитие утомления; работа человека в этом случае продолжается довольно долго на фоне пониженной работоспособности;
5 – врабатывание выражено слабо, работа происходит, как правило, на фоне утомления; к концу рабочего дня может проявиться переутомление;
6 – резкое падение работоспособности уже с первого часа или даже получаса работы; преодолев трудности врабатывания, работающий быстро устает и продолжает работу да конца смены благодаря использованию компенсаторных мер организма против утомления.Средства оптимизации Р.:
1. Профессиональный отбор: по медицинским показаниям и в связи с уровнем развития значимых (ключевых) для профессии психофизиологических функций и двигательных качеств. При достаточном уровне развития значимых функций освоение профессии, адаптация к условиям работы будут протекать более успешно, с меньшим напряжением организма, на фоне более высокой работоспособности.
2. Активное, целенаправленное формирование профпригодности у учащихся ПУ, осваивающих массовые рабочие профессии, где работа не связана с риском для жизни самого работающего и окружающих его людей. Применяемые средства: специально разработанная система физических упражнений для развития и совершенствования ключевых значимых функций: тренажеры, производственные задания определенной сложности. Активное формирование профпригодности приводит к повышению уровня работоспособности учащихся ПУ, облегчает вхождение в работу и конец рабочего дня, сокращает сроки освоения профессиональных навыков и умений, повышает производительность труда.
3. Научно обоснованный режим труда – такое чередование периодов работы и отдыха, при котором достигается наибольшая производительность труда на фоне высокого уровня работоспособности и сохранения здоровья.
4. Занятия физической культурой в разных ее формах (см. Физическая культура, Физическое воспитание) с целью активизации защитных сил организма против утомления, против воздействия неблагоприятных условий труда и пр.
5. Гигиенически рациональная организация условий внешней среды в учебных комбинатах ПУ и на производстве, соблюдение норм и требований к воздушно-тепловому режиму, уровням шума и вибрации, к освещенности рабочих мест и др.
6. Соблюдение эргономических требований к рабочим местам, учебным и производственным помещениям, их оборудованию.
7. Рационализация труда (инструмента, органов управления машинами, рабочих движений и поз, рабочего места).
8. Правильная организация суточного распорядка дня, питания, сна, отдыха во вне рабочего времени и во время отпуска.
9. Пропаганда здорового образа жизни среди детей, подростков, молодежи.
Лит.: Косилов С.А., Леонова Л.А. Работоспособность человека и пути ее повышения. – М., 1974; Леонова Л.А. Повышение эффективности производственного обучения подростков. – М., 1980.
Л.А. Леонова
Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.