РАБОТОСПОСОБНОСТЬ

Найдено 11 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

РАБОТОСПОСОБНОСТЬ
потенциальная возможность человека выполнять какую-либо деятельность на достаточно высоком уровне эффективности в течение продолжительного времени.

Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.

РАБОТОСПОСОБНОСТЬ
потенциальная возможность индивида выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени [67, c. 331; 80, c. 551; 82, c. 659].

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

РАБОТОСПОСОБНОСТЬ
характеристика лица, обладающего физическим здоровьем и волевыми качествами, позволяющими при наличии необходимой квалификации и компетентности продолжительно и продуктивно заниматься тем или иным видом деятельности.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

Работоспособность
состояние человека, характеризующее уровень и длительность доступных ему условий, необходимых для выполнения той или иной работы и восстанавливаемых нормальным отдыхом и сном. В зависимости от преобладания в работе физических или умственных усилий принято различать Р. физическую и умственную.

Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.

РАБОТОСПОСОБНОСТЬ
способность личности, группы людей заниматься определенной деятельностью на заданном уровне эффективности в определенном временном режиме. Эта способность проявляется в определенном уровне развития как физиологических, так и психических функций. Психический компонент Р. дееспособность.

Источник: Акмеологический словарь

РАБОТОСПОСОБНОСТЬ
Потенциальные возможности человека выполнять какую-л. деятельность на достаточно высоком уровне эффективности в течение продолжительного времени. Рекомендации, основанные на повышении Р., учитываются при составлении лабораторных работ, компьютерных программ. Для повышения Р. необходимо учитывать индивидуальные психологические особенности учащихся, своевременно переключаясь в ходе урока с одного вида деятельности на другой.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

Работоспособность
способность человека к выполнению конкретной трудовой деятельности в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности. Р. человека зависит от внутренних (мотивации, эмоционального состояния, функциональной активности, степени тренированности человека) и внешних факторов (температуры и влажности воздуха, барометрического давления, освещенности, характера взаимоотношений с окружающими и др.). На протяжении рабочего дня, недели и времени года Р. изменяется.

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

Работоспособность
ст.слав.) – это состояние человека, характеризующее его способность выполнять работу (рабочие операции) определенной сложности, объема и длительности, обеспечивающих ее эффективность. А также способность человека быстро восстанавливать свой физический и психологический потенциал после ее выполнения. Принято различать физическую и умственную работоспособность. Работоспособный человек – это усердный человек, работающий с охотой, мало утомляемый, как правило, оптимист.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

РАБОТОСПОСОБНОСТЬ
потенциальная возможность человека эффективно выполнять к.-л. деятельность в течение продолжительного времени. Различают Р. умственную и физическую. Длительная работа неизбежно сопровождается колебаниями Р., обусловленными рядом факторов. Важнейший их них - утомление. Однако возможно сохранить Р. вопреки факторам утомления. И наоборот: Р. может снизиться вопреки отсутствию утомления. Изменения Р. зависят от содержания и характера работы, от внешних условий (объем работы, ее сложность, интенсивность, продолжительность), индивидуальных психологических и физиологических особенностей человека (в частности, характера, темперамента, типа нервной системы и др.), от степени интереса человека к данной работе, специфики биологических ритмов жизнедеятельности человека и пр. Изменение уровня Р. описывается с помощью т.н. кривой Р. Как правило, Р. наиболее эффективна в утренние часы после ночного отдыха, причем наиболее высокий уровень Р. наступает не с самого начала работы, а после определенного периода "врабатывания", когда человек сосредоточивает внимание на трудовой деятельности. Обычно через 3-4 ч (у учащихся несколько раньше) следует спад, обусловленный потребностью в отдыхе и пище (как правило, этот период совпадает с обеденным перерывом, большой переменой в школе). Затем кривая Р. как бы повторяет утренний этап, но на более сниженном уровне. Перед самым концом работы нередко наблюдается подъем. Выделяются типы людей, отличающиеся лучшей Р. в утренние часы ("жаворонки", предпочитающие рано вставать и рано ложиться спать) и в вечерние и даже ночные часы ("совы", любящие утром поспать и поздно ложиться спать). В соответствии с возрастными возможностями учащихся устанавливается определенная длительность учебных занятий. Наиболее трудные уроки рекомендуется проводить в утренние часы, когда Р. учащихся оптимальна. В течение учебного года вводятся каникулы. Разработаны рекомендации по наилучшей организации режима дня и режима образовательного учреждения, соблюдению требований психогигиены.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

РАБОТОСПОСОБНОСТЬ
потенциальная возможность человека выполнять к.-л. деятельность на достаточно высоком уровне эффективности в течение продолжит, времени. В зависимости от преобладания в работе физич. или умственных усилий различают Р. умственную и физическую. Это различение условно: специфичность Р. зависит от удельного веса того или иного фактора в деятельности.
Длительная работа неизбежно сопровождается колебаниями Р., обусловленными действием мн. факторов. Важнейший из них — утомление. Однако между Р. и утомлением нет прямой зависимости, возможны случаи сохранения высокого уровня Р. вопреки действию фактора утомления и наоборот — снижение Р. при слабо выраженном утомлении. Изменения в состоянии Р. зависят от внеш. условий деятельности (ее объем, интенсивность, сложность, продолжительность, непрерывность). и от психол. и психофизиол. особенностей конкретного человека (мотивация, настойчивость, отношение к выполняемой работе, заинтересованность в ней), от индивидуальных особенностей темперамента, характера, типа нервной системы и т. д.
Изменение уровня Р. описывается с помощью т. н. кривой Р., показывающей зависимость эффективности деятельности от времени ее выполнения. При всем многообразии факторов, от к-рых зависит Р., могут быть выделены нек-рые общие характеристики ее динамики, в особенности суточные колебания Р. Как правило, наиб. благоприятны для высокого уровня Р. утренние часы, когда им предшествует нормальный сон. При этом наиб. высокий уровень Р. наступает не с самого начала работы, а несколько позднее, когда заканчивается период «врабатывания», происходит сосредоточение внимания и усилий, освобождение от отвлекающих воздействий. Дальнейшее течение Р. характеризуется относительно устойчивым уровнем («плато» кривой Р.), сменяющимся у взрослого через 3—4 ч (у школьника через меньший промежуток времени). незначит. спадом, обусловленным потребностью в отдыхе и пище (обычно к этому времени приурочивается обеденный перерыв на произ-ве, большая перемена в школе). Последующий ход кривой Р. как бы повторяет тенденцию нач. утренней фазы, но на общем несколько сниженном ср. уровне. Снижение Р. к концу рабочего дня — явление весьма типичное. Однако перед самым концом работы нередко отмечается нек-рый подъем Р. («порыв»), вызываемый сознанием близкого конца работы и соответствующим этому чувством удовлетворения.
В процессе работы происходят мало заметные колебания рабочего тонуса, тем более выраженные, чем напряженнее работа. Эти колебания компенсируются нахождением оптимального ритма и микропаузами, т. к. длительные усилия не могут быть непрерывными. Осн. симптомом ослабления усилий служит изменение интенсивности внимания, выражающееся в отвлекаемости, понижении интереса, в увеличении кол-ва допускаемых ошибок и т. п., что сигнализирует о необходимости введения перерывов в работе. Монотонная работа требует более частых перерывов, как и работа, сопряженная с повышенным напряжением внимания.
В соответствии с возрастными особенностями и возможностями учащихся в уч. заведениях установлена определенная длительность занятий, введены перерывы разной продолжительности. Наиб. трудные уроки рекомендуется проводить в первые часы занятий, когда Р. учащихся оптимальна. Уч. год делится на определенные отрезки, между к-рыми устанавливаются каникулы. Разработаны примерные рекомендации для поддержания нужного уровня Р. при самостоят. работе учащихся (см. Режим школьный, Режим дня).
Рекомендации, направленные на повышение Р., основываются на общеоздоровит. принципах и на выполнении требований психогигиены. Большое значение имеет соблюдение определенного режима труда и отдыха. Поскольку каждый вид труда мобилизует в наиб. степени одни психофизиол. функции и оставляет в сравнительно неактивном состоянии другие, целесообразно строить формы отдыха на основе переключения с одной формы деятельности на другую (активный отдых), исключая те случаи, когда необходим полный покой.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

РАБОТОСПОСОБНОСТЬ
способность человека выполнять работу в соответствии с существующими качественными и количественными нормами, с определенной квалификацией и преодолением трудностей в течение более или менее продолжительного времени, направлять физиологические процессы на формирование и поддержание социально детерминированных рефлекторных систем – рабочих динамических стереотипов (РДС).
Приведенное определение обусловлено особенностью трудовой деятельности, заключающейся в том, что трудовые действия работающего человека направляются сознательной целью – создавать полезные для общества потребительные ценности. Работоспособность рассматривается с позиций функционирования рабочего динамического стереотипа – сложной рефлекторной системы, подкрепляемой достижением полезного результата труда. Изучение закономерностей формирования и изменения РДС в процессе конкретного труда является реальной физиологической основой для научного обоснования рациональных режимов работы и для разработки других мер повышения работоспособности при профессиональном обучении и работе на производстве.
Работоспособность во время любого длительно продолжающегося труда закономерно изменяется. Различают три основные ее стадии: врабатывания, высокой устойчивой работоспособности, снижения работоспособности (утомления). Период врабатывания связан с необходимостью адаптироваться к условиям труда, с процессом формирования специфичного для данного вида труда РДС; работоспособность в этот период еще не достигает высокого уровня. Сущность двух других стадий работоспособности определяется их названиями и не требует особого объяснения.
Длительность каждой стадии работоспособности в течение рабочего дня различна в разных видах труда, в большей мере связана со спецификой условий работы, но зависит и от индивидуальных функциональных особенностей и возможностей организма работающего, его состояния здоровья.
Различают шесть основных типов динамики работоспособности в течение рабочего дня:
1 – постепенное повышение работоспособности от начала к концу рабочего дня (характерен для работ на конвейере в легкой промышленности);
2 – постепенное врабатывание – повышение работоспособности в начале рабочего дня, стабилизация ее на высоком уровне в течение сравнительно продолжительного периода в середине рабочего дня и постепенное снижение ее к концу работы;
3 – характерен сравнительно быстрым развитием утомления; после обеденного перерыва некоторое повышение работоспособности быстро сменяется утомлением;
4 – быстрое врабатывание и быстрое развитие утомления; работа человека в этом случае продолжается довольно долго на фоне пониженной работоспособности;
5 – врабатывание выражено слабо, работа происходит, как правило, на фоне утомления; к концу рабочего дня может проявиться переутомление;
6 – резкое падение работоспособности уже с первого часа или даже получаса работы; преодолев трудности врабатывания, работающий быстро устает и продолжает работу да конца смены благодаря использованию компенсаторных мер организма против утомления.Средства оптимизации Р.:
1. Профессиональный отбор: по медицинским показаниям и в связи с уровнем развития значимых (ключевых) для профессии психофизиологических функций и двигательных качеств. При достаточном уровне развития значимых функций освоение профессии, адаптация к условиям работы будут протекать более успешно, с меньшим напряжением организма, на фоне более высокой работоспособности.
2. Активное, целенаправленное формирование профпригодности у учащихся ПУ, осваивающих массовые рабочие профессии, где работа не связана с риском для жизни самого работающего и окружающих его людей. Применяемые средства: специально разработанная система физических упражнений для развития и совершенствования ключевых значимых функций: тренажеры, производственные задания определенной сложности. Активное формирование профпригодности приводит к повышению уровня работоспособности учащихся ПУ, облегчает вхождение в работу и конец рабочего дня, сокращает сроки освоения профессиональных навыков и умений, повышает производительность труда.
3. Научно обоснованный режим труда – такое чередование периодов работы и отдыха, при котором достигается наибольшая производительность труда на фоне высокого уровня работоспособности и сохранения здоровья.
4. Занятия физической культурой в разных ее формах (см. Физическая культура, Физическое воспитание) с целью активизации защитных сил организма против утомления, против воздействия неблагоприятных условий труда и пр.
5. Гигиенически рациональная организация условий внешней среды в учебных комбинатах ПУ и на производстве, соблюдение норм и требований к воздушно-тепловому режиму, уровням шума и вибрации, к освещенности рабочих мест и др.
6. Соблюдение эргономических требований к рабочим местам, учебным и производственным помещениям, их оборудованию.
7. Рационализация труда (инструмента, органов управления машинами, рабочих движений и поз, рабочего места).
8. Правильная организация суточного распорядка дня, питания, сна, отдыха во вне рабочего времени и во время отпуска.
9. Пропаганда здорового образа жизни среди детей, подростков, молодежи.
Лит.: Косилов С.А., Леонова Л.А. Работоспособность человека и пути ее повышения. – М., 1974; Леонова Л.А. Повышение эффективности производственного обучения подростков. – М., 1980.
Л.А. Леонова

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
207.72 кб

Физическая работоспособность и функциональные резервы сердечно-сосудистой системы учащихся г. Тюмени

Прокопьев Николай Яковлевич, Марьинских Светлана Георгиевна
. Вопросы, касающиеся состояния здоровья учащихся при переходе из общеобразовательной школы в ВУЗ с разным уровнем двигательной активности (ДА) изучены не достаточно.
Читать PDF
135.26 кб

Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной деятельности

Артеменко О. Н., Макадей Л. И.
В статье анализируется содержание программного обеспечения современной начальной школы, в частности программы повышенной трудности в инновационных образовательных учреждениях.
Читать PDF
1.71 мб

Состояние здоровья и работоспособность студентов как факторы учебного и двигательного режима

Ендропов Олег Васильевич
Читать PDF
241.83 кб

Влияние учебно-воспитательного процесса на умственную работоспособность у одарённых детей

Котова Н. В., Олюшина Е. А., Шапошникова М. В.
Читать PDF
237.68 кб

Влияние кинезиологического комплекса на умственную работоспособность учащихся старших классов

Рощин А.В.
Читать PDF
130.87 кб

Влияние уроков физического воспитания на умственную работоспособность школьников

Вербенко М. Н., Калиниченко И. А.
. В статье представленные результаты оценки влияния урока физического воспитания разной интенсивности в общеобразовательных учебных заведениях на умственную работоспособность школьников.
Читать PDF
439.16 кб

Влияние физического воспитания на умственную работоспособность и психоэмоциональную устойчивость сту

Gumenniy V. , Гуменный Виктор Степанович
Рассмотрено влияние физического воспитания на умственную работоспособность и психоэмоциональную устойчивость студентов в зависимости от специфики будущей профессиональной деятельности с помощью корректурной пробы Анфимова.
Читать PDF
401.30 кб

Физическая работоспособность девочек 9-10 лет в процессе учебных занятий физической культурой направ

Samokih I. I., Самокиш Иван Иванович
Раскрывается сущность специфики оценивания физической работоспособности в физическом воспитании девочек. В исследованиях принимали участие 45 девочек в возрасте 9-10 лет.
Читать PDF
1.54 мб

Работоспособность испарителя плоской тепловой трубы при различных ориентациях

Гадельшин Марат Шавкатович, Кибардин Алексей Владимирович, Гадельшин Вадим Маратович
В данной работе выполнено исследование работоспособности испарителя плоской тепловой трубы с использованием тепловизора. Показано, что испаритель работает эффективно при различных ориентациях в пространстве.
Читать PDF
2.33 мб

Умственная работоспособность и ее влияние на повышение эффективности обучения иностранным языкам

Талханова Фатима Дзамболатовна
В рамках комплексной программы оптимизации процесса обучения иностранным языкам был проведен анализ особенностей умственной работоспособности в процессе обучения иностранному языку, который доказывает, что оценки знаний иностранно
Читать PDF
221.80 кб

Психофизическая работоспособность курсантов и слушателей Орловского юридического института МВД имени

Алдошин Андрей Витальевич, Алдошина Евгения Александровна
В статье рассматривается педагогический эксперимент по определению психофизической работоспособности курсантов и слушателей Орловского юридического института МВД России.
Читать PDF
492.98 кб

Средства физического воспитания как основа мероприятий для восстановления умственной работоспособнос

Бышевец Наталья Григорьевна
Цель исследования: выявить влияние средств физического воспитания на показатели умственной работоспособности в условиях информатизации образования. В исследовании принимали участие 140 студентов (106 юношей, 34 девушки).
Читать PDF
475.99 кб

Опыт использования средств физической культуры для повышения умственной и физической работоспособнос

Горелов А.А., Румба О.Г., Кондаков В.Л.
В статье анализируется научный опыт использования средств физической культуры для повышения умственной и физической работоспособности, снижения нервно-эмоционального напряжения студентов с нарушениями в состоянии здоровья.
Читать PDF
435.38 кб

Особенности "часов физической культуры" в группах продленного дня с учетом динамики работоспособност

Гаврилюк А. П.
Статья посвящена особенностям организации физического воспитания в группах продленного дня на основе учета работоспособности детей.
Читать PDF
107.49 кб

Влияние занятий атлетической гимнастикой на показатели умственной работоспособности студентов

Давыдов Олег Юрьевич
У современной студенческой молодежи с каждым годом наблюдается тенденция к понижению двигательной активности и повышению психо-эмоциональной напряженности в процессе учебы.

Похожие термины:

  • Физическая работоспособность

    способность конкретного человека выполнять механическую работу в течение определенного времени. Ф.р. включает в себя целый ряд свойств и особенностей биологических систем, таких напр., как лабиль
  • РАБОТОСПОСОБНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

    (см. Работоспособность) – физическое и психическое состояние, позволяющее выполнять учебную и учебно-производственную работу с получением оптимальных результатов. Р.у. подвержена большим измене
  • РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ДЕТЕЙ

    совокупность физиологических функций организма, обеспечивающих способность ребенка длительное время успешно выполнять умственную и физическую работу
  • УМСТВЕННАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ

    способность эффективно выполнять работу, требующую длительного умственного напряжения.
  • Определение физической работоспособности

    определение степени развития силы, быстроты, выносливости и других физических качеств, уровня технического и тактического мастерства, трудовой установки.