РАБОТОСПОСОБНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

Найдено 1 определение
РАБОТОСПОСОБНОСТЬ УЧАЩИХСЯ
(см. Работоспособность) – физическое и психическое состояние, позволяющее выполнять учебную и учебно-производственную работу с получением оптимальных результатов.
Р.у. подвержена большим изменениям в течение различных временных интервалов. Так, в течение учебного года наиболее высокие показатели Р.у. отмечаются во второй половине первой его четверти и в начале второй, а в конце второй и особенно в конце третьей четверти и в конце учебного года они значительно снижаются. Каникулы, даже короткие, способствуют восстановлению Р.у. Недельная кривая изменения Р.у. имеет следующие особенности: наиболее низкие показатели отмечаются в первый и предпоследний дни учебной недели.
Р.у. (и в подростковом, и в юношеском возрастах) неодинакова и в течение дня она относительно высока с середины первого и до конца третьего уроков. Это время следует использовать для занятий, требующих от учащихся особо напряженного внимания. Чередование в режиме дня (в «расписании уроков») разнородных учебныхпредметов создает благоприятные условия для восстановления Р.у., поскольку обеспечивает переключение внимания учащихся с одного вида деятельности на другой.
При составлении расписания занятий особого внимания заслуживает планирование сдвоенных уроков. Длительные занятия одним и тем же видом работы приводят к снижению Р.у. на последующих уроках, утомляют (см. Утомление). Однако если учебный материал отличается большим разнообразием содержания и предлагаемых способов работы с ним, то сдвоенные уроки не приводят к снижению Р.у. В этом случае их можно считать целесообразными, необходимыми, и, например, можно в расписании занятий все специальные предметы, а также значительную часть общетехнических проводить сдвоенными уроками, а общеобразовательные – одночасовыми. Особенно важно соблюдать разнообразие содержания, форм и методов учебной работы учащихся при организации учебного процесса методом так называемого погружения в предмет, когда изучение одной дисциплины планируется сразу на 3–4 урока. Однако при любом варианте режима и темпа изучения учебного материала целесообразно делать (для восстановления и поддержания Р.у.) перерывы на 5–10 мин после периодов длительной непрерывной работы, а в середине каждого учебного часа желательны физкультурные разминки.
Уроки производственного обучения (для учащихся старшего подросткового и юношеского возраста) обычно включаются в расписание занятий полными рабочими днями. Динамика Р.у. в такие дни в целом такая же, как и в дни теоретических занятий – пик приходится на 2–4-й часы занятия. Это время целесообразно использовать для наиболее интенсивной учебно-производственной деятельности учащихся. Для поддержания Р.у. большое значение имеют формы и методы обучающей деятельности преподавателя, мастера. Если урок ведется эмоционально, используется разнообразный дидактический материал, соответствующий возрастным особенностям и возможностям учащихся, они лучше усваивают учебное содержание, меньше устают.
Лит.: Алишев Н.В., Збаровский В.С., Богородская Э.Ф. Медико-педагогические требования к режиму труда и отдыха учащихся профтехучилищ. – М., 1983; Физиолого- гигиенические аспекты учебной нагрузки старшеклассников / Под ред. В.И.Козлова, М.В. Антроповой. – М., 1986.
Е.А. Климов

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

Найдено научных статей по теме — 8

Читать PDF
135.26 кб

Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной деятельности

Артеменко О. Н., Макадей Л. И.
В статье анализируется содержание программного обеспечения современной начальной школы, в частности программы повышенной трудности в инновационных образовательных учреждениях.
Читать PDF
435.64 кб

Оценка умственной работоспособности учащихся профессионально-технических лицеев

Приз В. Н., Жиенбекова Асем Жакеновна
В работе представлены сведения об умственной работоспособности учащихся профессионально-технических лицеев города Караганды. В динамике учебной недели количество отлично и хорошо выполненных работ менялось до и в конце занятий.
Читать PDF
237.68 кб

Влияние кинезиологического комплекса на умственную работоспособность учащихся старших классов

Рощин А.В.
Читать PDF
9.36 мб

Физическая работоспособность учащихся 1-2-х классов школ полного дня с разным режимом двигательной а

Баканов И. М.
Читать PDF
293.92 кб

Влияние режима дня на показатели умственной работоспособности учащихся, посещающих организации допол

Грицина Ольга Павловна, Транковская Л.В., Тарасенко Г.А., Черток А.Г.
Дана гигиеническая оценка режима дня и умственной работоспособности детей, занимающихся в учреждениях дополнительного образования.
Читать PDF
263.55 кб

Динамика показателей умственной работоспособности и утомления во время умственного труда у учащихся,

Переверзев Владимир Алексеевич
Цель исследования сравнительный анализ показателей состояния работоспособности и утомления у трезвых респондентов, эпизодически употребляющих алкогольные напитки, и у трезвенников после ночного отдыха и в динамике выполнения ими д
Читать PDF
1.48 мб

Определение умственной работоспособности учащихся профессионально-технического лицея №1 г. Караганды

А. Ж. Жиенбекова, Н. Р. Изденова, Н. Т. Жакетаева, Г. М. Елеусинова
В работе представлены сведения об умственной работоспособности учащихся профессионально-технического лицея г. Караганды. В динамике учебной недели количество отлично и хорошо выполненных ра-бот было различным до и в конце занятий.
Читать PDF
207.72 кб

Физическая работоспособность и функциональные резервы сердечно-сосудистой системы учащихся г. Тюмени

Прокопьев Николай Яковлевич, Марьинских Светлана Георгиевна
. Вопросы, касающиеся состояния здоровья учащихся при переходе из общеобразовательной школы в ВУЗ с разным уровнем двигательной активности (ДА) изучены не достаточно.