(см. Работоспособность) – физическое и психическое состояние, позволяющее выполнять учебную и учебно-производственную работу с получением оптимальных результатов.
Р.у. подвержена большим изменениям в течение различных временных интервалов. Так, в течение учебного года наиболее высокие показатели Р.у. отмечаются во второй половине первой его четверти и в начале второй, а в конце второй и особенно в конце третьей четверти и в конце учебного года они значительно снижаются. Каникулы, даже короткие, способствуют восстановлению Р.у. Недельная кривая изменения Р.у. имеет следующие особенности: наиболее низкие показатели отмечаются в первый и предпоследний дни учебной недели.
Р.у. (и в подростковом, и в юношеском возрастах) неодинакова и в течение дня она относительно высока с середины первого и до конца третьего уроков. Это время следует использовать для занятий, требующих от учащихся особо напряженного внимания. Чередование в режиме дня (в «расписании уроков») разнородных учебныхпредметов создает благоприятные условия для восстановления Р.у., поскольку обеспечивает переключение внимания учащихся с одного вида деятельности на другой.
При составлении расписания занятий особого внимания заслуживает планирование сдвоенных уроков. Длительные занятия одним и тем же видом работы приводят к снижению Р.у. на последующих уроках, утомляют (см. Утомление). Однако если учебный материал отличается большим разнообразием содержания и предлагаемых способов работы с ним, то сдвоенные уроки не приводят к снижению Р.у. В этом случае их можно считать целесообразными, необходимыми, и, например, можно в расписании занятий все специальные предметы, а также значительную часть общетехнических проводить сдвоенными уроками, а общеобразовательные – одночасовыми. Особенно важно соблюдать разнообразие содержания, форм и методов учебной работы учащихся при организации учебного процесса методом так называемого погружения в предмет, когда изучение одной дисциплины планируется сразу на 3–4 урока. Однако при любом варианте режима и темпа изучения учебного материала целесообразно делать (для восстановления и поддержания Р.у.) перерывы на 5–10 мин после периодов длительной непрерывной работы, а в середине каждого учебного часа желательны физкультурные разминки.
Уроки производственного обучения (для учащихся старшего подросткового и юношеского возраста) обычно включаются в расписание занятий полными рабочими днями. Динамика Р.у. в такие дни в целом такая же, как и в дни теоретических занятий – пик приходится на 2–4-й часы занятия. Это время целесообразно использовать для наиболее интенсивной учебно-производственной деятельности учащихся. Для поддержания Р.у. большое значение имеют формы и методы обучающей деятельности преподавателя, мастера. Если урок ведется эмоционально, используется разнообразный дидактический материал, соответствующий возрастным особенностям и возможностям учащихся, они лучше усваивают учебное содержание, меньше устают.
Лит.: Алишев Н.В., Збаровский В.С., Богородская Э.Ф. Медико-педагогические требования к режиму труда и отдыха учащихся профтехучилищ. – М., 1983; Физиолого- гигиенические аспекты учебной нагрузки старшеклассников / Под ред. В.И.Козлова, М.В. Антроповой. – М., 1986.
Е.А. Климов
135.26 кб
Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной деятельности
В статье анализируется содержание программного обеспечения современной начальной школы, в частности программы повышенной трудности в инновационных образовательных учреждениях.