ПУБЛИЦИСТИЕСКИЙ СТИЛЬ

Найдено 1 определение
ПУБЛИЦИСТИЕСКИЙ СТИЛЬ
или ГАЗЕТНО-ПУЬЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ, или СТИЛЬ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ (от лат. publicus — ‘общественный’), — один из функциональных стилей, обслуживающий широкую область общественных отношений — политических, экономических, идеологических и др. П.с. используется в политической литературе, в средствах массовой информации (СМИ): газетах, журналах, на радио, телевидении, в документальном кино. Публицистика стремится воздействовать на современное общественное мнение, нравы и политические институты. П.с. отличает тенденциозность (часто открытая), полемичность, эмоциональность, образность; ему близки интонации, строй и функции ораторской речи. Тематически диапазон П.с. практически неограничен: политика, идеология, философия, экономика, культура, спорт, повседневный быт, текущие события (не случайно публицистику называют «летописью современности»).
Главная задача П.с. — комментирование, оценка фактов, событий. П.с. реализует прежде всего воздействующую, а также информативную функцию. Взаимодействие этих функций составляет языковую специфику П.с. Информативная функция ведёт к формированию нейтрального слоя словаря, речевых стандартов, строевой лексики, необходимой для словесного оформления сообщений. Воздействующая функция обуславливает наличие и формирование оценочной лексики — прежде всего концептуальной, т.е. идеологической, общественно-политической (концептуальные слова, как правило, оценочны). Это наиболее важный лексический разряд П.с. — ключевые слова, характеризующие социально-политическую направленность текста. Воздействующая функция формирует большой разряд оценочной (неконцептуальной) лексики (см. Язык средств массовой информации). Концептуальной публицистической лексике принадлежит ведущая роль в формировании общественных стереотипов или идеологем. Словарь П.с. включает также прецедентные имена: Кремль, Сколково, Селигер и высказывания (Россия — вперёд!), которые становятся прецедентными за счёт их массового тиражирования.
На базе основных функций — информационной и воздействующей — в данном стиле выделяются два подстиля: информационный и собственно публицистический. Каждый подстиль обладает развитой системой жанров. Традиционно различают информационные жанры (новость, репортаж, интервью, анонс и др.), аналитические жанры (статья, рецензия, комментарий и др.), художественно-публицистические жанры (очерк, эссе, фельетон, памфлет и др.). Информационные жанры лежат в основе бытования информационного подстиля, аналитические и художественно-публицистические — в основе собственно публицистического подстиля. В постсоветской журналистике устоявшаяся система жанров трансформировалась. Исследователи говорят о смешении жанров, явлении гибридизации, разрушении жанровых границ, транспонировании жанровых форм, появлении новых жанров в СМИ (Г.Я. Солганик, В.И. Коньков, Л.Г. Кайда и др.). Но, тем не менее, активное перераспределение жанровых форм происходит всё же в границах данного стиля.
Материалом для формирования словаря публицистики выступает вся общелитературная лексика. В результате публицистической специализации разнородная по составу, тематике, языковым качествам общелитературная лексика трансформируется в единые, функционально и стилистически однородные разряды публицистической лексики. Напр., основной путь формирования публицистической лексики из специальной — переносное её использование, сопровождаемое развитием в ней социально-оценочной окраски (сцена, арена, агония, артерия, раковая опухоль).
Социальная оценочность — одна из главных особенностей языка публицистики, нуждающейся не только в номинации явлений, фактов, событий, но и в их социальной оценке, интерпретации. Социальная оценочность определяет главные процессы, происходящие в языке П.с. Так, для периода 50-80 гг. XX в. характерно обусловленное идеологическими причинами резкое разграничение языковых средств на позитивно-и негативнооценочные (ср. веха, форум, свершение и злодеяния, клика, клеймить). В 90-е гг. действие социальной оценочности сохраняется, но она принимает более тонкие формы: исчезает резкое разделение языковых средств на положительные и отрицательные, многие слова меняют знак оценки на противоположный (бизнес, бизнесмен)или нейтрализуются (элита). Широкое распространение получает ирония как средство непрямой оценки, позволяющая в условиях отсутствия в обществе чётких идеологических ориентиров избегать выражения собственных позиций.
Действие социальной оценочности проявляется и на уровне речи, прежде всего в характере публицистического субъекта — автора. Если в художественной литературе лицо, от которого ведётся повествование, и личность писателя принципиально неотождествимы, то в публицистике автор, каким он предстаёт в произведении, это подлинная, конкретная личность. Между ним и текстом нет посредствующих звеньев. Производитель речи и её субъект — одно и то же лицо. Отсюда проистекают главные особенности публицистической речи — её открытость, субъективность, эмоциональность, тенденциозность.
В категории автора публицистического произведения можно выделить две составляющие, две черты, имеющие определяющее значение для П.е.: автор — человек социальный и автор — человек частный. О чём бы ни писал публицист, он всегда выступает как человек социальный, выражающий те или иные групповые, партийные интересы, но в то же время говорящий от своего собственного имени, проявляющий свою авторскую личность.
Совместное действие названных составляющих (в чистом виде они встречаются крайне редко) в сочетании с другими факторами формирует многообразные специализации (типы) автора: пропагандист/агитатор, полемист, репортёр, летописец, художник, аналитик, исследователь и др.
Понятие образа автора тесно связано с понятием интенции. Интенция — это основное коммуникативное намерение автора, инициирующее создание текста. Коммуникативное намерение автора-публициста — убедить читателя не просто в правомерности, а именно в правильности авторской трактовки действительности. И весь публицистический текст (включая не только его идею, но и формальные речевые средства её воплощения) организуется под контролем этой глобальной авторской интенции.
Важнейшее базовое понятие П.с. — идеологема,предполагающая целенаправленное воздействие со стороны адресанта на сознание адресата с помощью заранее заданной идеи (напр., социальное государство). Идеологемы закрепляют в общественном сознании определённую идеологическую и аксиологическую социумную модель. Не менее важна для публицистики и такая структурно-стилевая доминанта, как социальная оценочность [Солганик 2000]. Оценка в СМИ — это не только оценка индивидуальная, отражающая точку зрения конкретного журналиста. Оценка в СМИ — это оценка определённых идеологических групп общества, отражённая автором в своих текстах. Особую роль в П.с. играет категория стилистической тональности. Она зависит от авторской интенции, от идеологической позиции автора, его мировоззренческих, этических и эстетических установок. В современной публицистике выявляются три типа стилистической тональности — позитивная (одобрительная), негативная (нередко выливающаяся в речевую агрессию) и намеренно объективная (нейтральная). Специфичен образ адресата в публицистическом стиле. Журналистская практика рассчитана на самые широкие слои населения, на массового адресата. Тем не менее массовость не означает однородность аудитории. Адресант создаёт свои произведения с чёткой ориентацией на «своего» адресата — вдумчивого, анализирующего или, наоборот, «лёгкого» читателя.
Естественная форма бытования П.с. — письменная речь. Но он реализуется и в устной форме: в докладах, речах, выступлениях на собраниях, митингах, в государственных и общественных организациях.
П.с. занимает ведущее место в стилистической структуре РЛЯ. По силе и масштабу влияния на развитие литературного языка, формирование языковых вкусов, речевых норм он превосходит художественную речь. Особенно велика роль в этих процессах СМИ. Многие новые средства литературного выражения рождаются и проходят апробацию сначала в П.с. Однако следует иметь в виду и возможность отрицательного влияния СМИ на литературный язык (злоупотребление заимствованиями, жаргонизмами, вульгаризмами, нарушение языковых норм и т.д.).
Лит.: Аргументация в публицистическом тексте. Свердловск, 1992; Вакуров В.Н., Кохтев Н.Н., Солганик Г.Я. Стилистика газетных жанров. М.,1978; Клушина Н.И. Стилистика публицистического текста. М., 2008; Костомаров В.Г. Русский язык на газетной полосе. М., 1971; Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи. Из наблюдений над речевой практикой масс-медиа. М.,1994; Лазарева Э.А. Системно-стилистическая характеристика газеты. Екатеринбург, 1993; Лысакова И.П. Язык газеты: социолингвистичекий аспект. Л., 1981; Майданова Л.М.Структура и композиция газетного текста. Екатеринбург, 1987; Рогова К.А. Синтаксические особенности публицистической речи. Л., 1975; Солганик Г.Я. Стилистика газетных жанров. М., 1978; Солганик Г.Я. Лексика газеты. Функциональный аспект. М., 1981; Солганик Г.Я. Автор как стилеобразующая категория публицистического текста // Вестник МГУ. Сер. 10. Журналистика. 2001. № 3; СЭСРЯ. М., 2003; Язык и стиль средств массовой информации и пропаганды / под ред. Д.Э. Розенталя. М., 1980; Язык средств массовой информации / под ред. М.Н. Володиной. М., 2008.
Г.Я. Солганик, Н.И. Клушина

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.