Стиль
СТИЛЬ
способ формирования структурного элемента текстового документа.
Стиль
метод, совокупность приемов педагогической деятельности, поведения, например, стиль обучения, стиль воспитания. (Г)
Стиль
взаимосвязанная совокупность индивидуальных особенностей, способов и характера осуществления определенной деятельности, предполагающей, как правило, взаимодействие с людьми и выступающей как динамический стереотип.
Источник: Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии
Стиль
(от греч. stylos — букв, стержень для письма) — характерные манеры поведения, методы деятельности, приемы какой-либо работы. Признана необходимость и продуктивность выработки индивидуального С. деятельности каждого педагога и ученика, стиля управления.
Источник: Педагогический словарь 2008 г.
СТИЛЬ
от греч. stylos — стерженек для письма) — 1) основанный на определенных закономерностях способ, образ жизни и действий. В этом смысле говорят о творческих стилях (стиль эпохи Возрождения, романский, готический стиль и т. д.), о стиле культуры, о стиле жизни какой-либо отдельной яркой личности; 2) индивидуальный слог писателя.
Источник: Профессиональное образование. Словарь
СТИЛЬ
(от греч. stylos – палочка). 1. Разновидность языка, характеризующаяся особенностями отбора, сочетания и организации языковых средств в связи с задачами общения. См. также функциональные стили. 2. Совокупность приемов использования средств языка, характерная для какого-л. писателя, произведения, жанра. 3. Отбор языковых средств по принципу их экспрессивно-стилистической окраски. 4. Построение речи в соответствии с нормами словоупотребления и синтаксиса. См. также стиль речи.
Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).
Стиль
гр. – стерженек для письма) – это совокупность черт, манер, вкусов, привычек, типичных для поведения и деятельности одного человека, отличающая его от другого. Существует «стиль письма», «мышления», «стиль управления», «стиль жизни человека или коллектива» и т.д. «Стиль» относят к интеллектуально-этическим категориям, посредством которой «схватывают» и обобщают все особенности человеческой жизнедеятельности в данном направлении. Так, стиль руководства (лидерства) может быть авторитарным (директивным), демократическим (коллегиальным), анархическим (либеральным). Стиль жизни детского коллектива – мажорным или минорным, в нем может существовать надежная защищенность его членов, привычка уступать товарищу. Стиль работы учителя с учащимися в классе может характеризоваться наблюдательностью, эмпатией, пониманием, прощением, справедливостью и т.д. Стили чего бы то ни было складываются под влиянием самых разным факторов – природы самого человека, культуры народа, к которому он принадлежит, конкретного воспитания и обучения, А также самой среды, востребовавшей те или иные качества личного поведения. Стиль человеческого поведения был в центре внимания многих, особенно европейских писателей. Д. Дидро считал, что «хороший стиль кроется в сердце»; философ А. Шопенгауэр говорил: «Стиль – физиономия ума, менее обманчивая, чем настоящая физиономия».
Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
СТИЛЬ
(от лат. stilus — ‘остроконечная палочка для письма’) — манера письма, своеобразие слога, склад речи. В языкознании нет единого определения понятия С., что обусловлено многомерностью самого феномена и изучением его с различных точек зрения.
В русистике наиболее общепринятыми являются формулировки термина-понятия С., базирующиеся на его определении В.В. Виноградовым: «Стиль — это общественно осознанная и функционально обусловленная, внутренне объединённая совокупность приёмов употребления, отбора и сочетания средств речевого общения в сфере того или иного общенародного, общенационального языка, соотносительная с другими такими же способами выражения, которые служат для иных целей, выполняют иные функции в речевой общественной практике данного народа» [Виноградов 1955: 73]. Отталкиваясь от этой формулировки, С. определяют как общественно осознанную, исторически сложившуюся, объединённую определённым функц. назначением и закреплённую традицией за одной из наиболее общих сфер социальной жизни систему языковых единиц всех уровней и способов их отбора, сочетания и употребления. Это функциональная разновидность РЛЯ, связанная с его использованием в разных сферах общения и создающая разные речевые стили как композиционно-текстовые структуры.
С. — фундаментальное понятие стилистики, и по мере её развития складывались разные его понимания. С. — одно из ранних понятий гуманитарного знания, представленное в риториках и поэтиках Древней Греции и Рима, а ещё ранее в индийских поэтиках. С. определяется как своеобразие худож. речи (писателя, произведения и т.д.). Позже обозначает сугубо индивидуальную манеру речи. Популярно высказывание Ж.Л.Л. Бюффона: «Стиль — это сам человек». В рус. риториках XVII–XVIII вв., у М.В. Ломоносова представлена теория трёх стилей: высокий, средний, низкий как совокупность одинаково окрашенных языковых средств. Это совокупности средств языка и речи либо с повышением экспрессивно-стилистической тональности: торжественная (риторическая), возвышенная либо строгая, официальная или с её понижением. Данные средства представляют собой ресурсы стилистической синонимии (длань — рука — лапа; вкушать — есть — уплетать). В XX в. они используются как средства создания юмора, сатиры, иронии. Однако экспрессивность речи не ограничивается указанным аспектом (синонимией). Экспрессивность стиля понимают шире: сюда относят средства с различными эмоциональными и экспрессивными окрасками и оценкой.
Однако с начала XIX в. отошла в прошлое практика построения протяжённого высказывания и целого произведения средствами одной стилистической окраски. В настоящее время словари представляют толкования термина С. как индивидуальной манеры, способа исполнения данного речевого акта, стиля речи конкретного лица, в особенности — писателя (С. Пушкина, С. Гоголя); как общепринятой манеры речи, способа её исполнения, свойственный типизированным литературным текстам: жанровым разновидностям, когда значимы не только языковые элементы, но и композиция, и другие составляющие текста (С. романтизма, классицизма; С. какой-л. литературной школы; С. басни, репортажа, фельетона). С середины XX в. в связи с развитием функц. стилистики появляется и становится центральным в современной науке понимание С. как функционального (см. Функциональный стиль). В этом случае внимание сосредоточивается на речевой организации текста, это своеобразный характер речи. Существует и собственно оценочное определение С. речи — хороший С. (сочинения) — плохой — на основе соответствия/несоответствия сложившимся представлениям о норме стиля.
При различии этих пониманий С. у них имеются, однако, общие признаки. Это наличие некоего своеобразия, специфической характерологической черты. Феномен С., стилистического вообще — это нечто своеобразное, специфичное, характерное для того или иного предмета, явления, отличающее его от других предметов, явлений того же ряда, наличие у соответствующих слов и высказываний стилистического значения. Понятие С. всегда связано с его осознанием.
С. — явление не столько собственно языковое (строя языка), сколько речевое, свойственное текстам и создающееся в них. С. творится и выражается в речевой деятельности и запечатлевается в тексте. С. — это одно из существенных свойств текста. Известный чехословацкий учёный К. Гаузенблас характеризует стиль как «специфически человеческое явление».
Лит.: Бельчиков Ю .А. Лексическая стилистика: проблемы изучения и обучения. М., 1988; Будагов Р .А. К вопросу о языковых стилях // ВЯ. 1954. № 3; Виноградов В.В. Итоги обсуждения вопросов стилистики // ВЯ. 1955. № 1; Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М., 1963; Винокур Т.О. О задачах истории языка // Винокур Т.О. Избр. работы по русскому языку. М., 1959; Кожина М.Н. К основаниям функциональной стилистики. Пермь, 1968; Кожина М.Н., Дускаева Л .Р. Салимовский В .А. Стилистика русского языка: учебник. М., 2008; Костомаров В.Г. Русский язык на газетной полосе. М., 1971; Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи. СПб., 1994; Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990; РЯЭ. М., 1997; Шмелёв Д.Н. Русский язык в его функциональных разновидностях. М., 1977.
М.Н. Кожина
В русистике наиболее общепринятыми являются формулировки термина-понятия С., базирующиеся на его определении В.В. Виноградовым: «Стиль — это общественно осознанная и функционально обусловленная, внутренне объединённая совокупность приёмов употребления, отбора и сочетания средств речевого общения в сфере того или иного общенародного, общенационального языка, соотносительная с другими такими же способами выражения, которые служат для иных целей, выполняют иные функции в речевой общественной практике данного народа» [Виноградов 1955: 73]. Отталкиваясь от этой формулировки, С. определяют как общественно осознанную, исторически сложившуюся, объединённую определённым функц. назначением и закреплённую традицией за одной из наиболее общих сфер социальной жизни систему языковых единиц всех уровней и способов их отбора, сочетания и употребления. Это функциональная разновидность РЛЯ, связанная с его использованием в разных сферах общения и создающая разные речевые стили как композиционно-текстовые структуры.
С. — фундаментальное понятие стилистики, и по мере её развития складывались разные его понимания. С. — одно из ранних понятий гуманитарного знания, представленное в риториках и поэтиках Древней Греции и Рима, а ещё ранее в индийских поэтиках. С. определяется как своеобразие худож. речи (писателя, произведения и т.д.). Позже обозначает сугубо индивидуальную манеру речи. Популярно высказывание Ж.Л.Л. Бюффона: «Стиль — это сам человек». В рус. риториках XVII–XVIII вв., у М.В. Ломоносова представлена теория трёх стилей: высокий, средний, низкий как совокупность одинаково окрашенных языковых средств. Это совокупности средств языка и речи либо с повышением экспрессивно-стилистической тональности: торжественная (риторическая), возвышенная либо строгая, официальная или с её понижением. Данные средства представляют собой ресурсы стилистической синонимии (длань — рука — лапа; вкушать — есть — уплетать). В XX в. они используются как средства создания юмора, сатиры, иронии. Однако экспрессивность речи не ограничивается указанным аспектом (синонимией). Экспрессивность стиля понимают шире: сюда относят средства с различными эмоциональными и экспрессивными окрасками и оценкой.
Однако с начала XIX в. отошла в прошлое практика построения протяжённого высказывания и целого произведения средствами одной стилистической окраски. В настоящее время словари представляют толкования термина С. как индивидуальной манеры, способа исполнения данного речевого акта, стиля речи конкретного лица, в особенности — писателя (С. Пушкина, С. Гоголя); как общепринятой манеры речи, способа её исполнения, свойственный типизированным литературным текстам: жанровым разновидностям, когда значимы не только языковые элементы, но и композиция, и другие составляющие текста (С. романтизма, классицизма; С. какой-л. литературной школы; С. басни, репортажа, фельетона). С середины XX в. в связи с развитием функц. стилистики появляется и становится центральным в современной науке понимание С. как функционального (см. Функциональный стиль). В этом случае внимание сосредоточивается на речевой организации текста, это своеобразный характер речи. Существует и собственно оценочное определение С. речи — хороший С. (сочинения) — плохой — на основе соответствия/несоответствия сложившимся представлениям о норме стиля.
При различии этих пониманий С. у них имеются, однако, общие признаки. Это наличие некоего своеобразия, специфической характерологической черты. Феномен С., стилистического вообще — это нечто своеобразное, специфичное, характерное для того или иного предмета, явления, отличающее его от других предметов, явлений того же ряда, наличие у соответствующих слов и высказываний стилистического значения. Понятие С. всегда связано с его осознанием.
С. — явление не столько собственно языковое (строя языка), сколько речевое, свойственное текстам и создающееся в них. С. творится и выражается в речевой деятельности и запечатлевается в тексте. С. — это одно из существенных свойств текста. Известный чехословацкий учёный К. Гаузенблас характеризует стиль как «специфически человеческое явление».
Лит.: Бельчиков Ю .А. Лексическая стилистика: проблемы изучения и обучения. М., 1988; Будагов Р .А. К вопросу о языковых стилях // ВЯ. 1954. № 3; Виноградов В.В. Итоги обсуждения вопросов стилистики // ВЯ. 1955. № 1; Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М., 1963; Винокур Т.О. О задачах истории языка // Винокур Т.О. Избр. работы по русскому языку. М., 1959; Кожина М.Н. К основаниям функциональной стилистики. Пермь, 1968; Кожина М.Н., Дускаева Л .Р. Салимовский В .А. Стилистика русского языка: учебник. М., 2008; Костомаров В.Г. Русский язык на газетной полосе. М., 1971; Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи. СПб., 1994; Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990; РЯЭ. М., 1997; Шмелёв Д.Н. Русский язык в его функциональных разновидностях. М., 1977.
М.Н. Кожина
Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.