Стиль

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

СТИЛЬ
способ формирования структурного элемента текстового документа.

Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017

Стиль
метод, совокупность приемов педагогической деятельности, поведения, например, стиль обучения, стиль воспитания. (Г)

Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике

Стиль
взаимосвязанная совокупность индивидуальных особенностей, способов и характера осуществления определенной деятельности, предполагающей, как правило, взаимодействие с людьми и выступающей как динамический стереотип.

Источник: Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии

Стиль
(от греч. stylos — букв, стержень для письма) — характерные манеры поведения, методы деятельности, приемы какой-либо работы. Признана необходимость и продуктивность выработки индивидуального С. деятельности каждого педагога и ученика, стиля управления.

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

СТИЛЬ
от греч. stylos — стерженек для письма) — 1) основанный на определенных закономерностях способ, образ жизни и действий. В этом смысле говорят о творческих стилях (стиль эпохи Возрождения, романский, готический стиль и т. д.), о стиле культуры, о стиле жизни какой-либо отдельной яркой личности; 2) индивидуальный слог писателя.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

СТИЛЬ
(от греч. stylos – палочка). 1. Разновидность языка, характеризующаяся особенностями отбора, сочетания и организации языковых средств в связи с задачами общения. См. также функциональные стили. 2. Совокупность приемов использования средств языка, характерная для какого-л. писателя, произведения, жанра. 3. Отбор языковых средств по принципу их экспрессивно-стилистической окраски. 4. Построение речи в соответствии с нормами словоупотребления и синтаксиса. См. также стиль речи.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

Стиль
гр. – стерженек для письма) – это совокупность черт, манер, вкусов, привычек, типичных для поведения и деятельности одного человека, отличающая его от другого. Существует «стиль письма», «мышления», «стиль управления», «стиль жизни человека или коллектива» и т.д. «Стиль» относят к интеллектуально-этическим категориям, посредством которой «схватывают» и обобщают все особенности человеческой жизнедеятельности в данном направлении. Так, стиль руководства (лидерства) может быть авторитарным (директивным), демократическим (коллегиальным), анархическим (либеральным). Стиль жизни детского коллектива – мажорным или минорным, в нем может существовать надежная защищенность его членов, привычка уступать товарищу. Стиль работы учителя с учащимися в классе может характеризоваться наблюдательностью, эмпатией, пониманием, прощением, справедливостью и т.д. Стили чего бы то ни было складываются под влиянием самых разным факторов – природы самого человека, культуры народа, к которому он принадлежит, конкретного воспитания и обучения, А также самой среды, востребовавшей те или иные качества личного поведения. Стиль человеческого поведения был в центре внимания многих, особенно европейских писателей. Д. Дидро считал, что «хороший стиль кроется в сердце»; философ А. Шопенгауэр говорил: «Стиль – физиономия ума, менее обманчивая, чем настоящая физиономия».

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

СТИЛЬ
(от лат. stilus — ‘остроконечная палочка для письма’) — манера письма, своеобразие слога, склад речи. В языкознании нет единого определения понятия С., что обусловлено многомерностью самого феномена и изучением его с различных точек зрения.
В русистике наиболее общепринятыми являются формулировки термина-понятия С., базирующиеся на его определении В.В. Виноградовым: «Стиль — это общественно осознанная и функционально обусловленная, внутренне объединённая совокупность приёмов употребления, отбора и сочетания средств речевого общения в сфере того или иного общенародного, общенационального языка, соотносительная с другими такими же способами выражения, которые служат для иных целей, выполняют иные функции в речевой общественной практике данного народа» [Виноградов 1955: 73]. Отталкиваясь от этой формулировки, С. определяют как общественно осознанную, исторически сложившуюся, объединённую определённым функц. назначением и закреплённую традицией за одной из наиболее общих сфер социальной жизни систему языковых единиц всех уровней и способов их отбора, сочетания и употребления. Это функциональная разновидность РЛЯ, связанная с его использованием в разных сферах общения и создающая разные речевые стили как композиционно-текстовые структуры.
С. — фундаментальное понятие стилистики, и по мере её развития складывались разные его понимания. С. — одно из ранних понятий гуманитарного знания, представленное в риториках и поэтиках Древней Греции и Рима, а ещё ранее в индийских поэтиках. С. определяется как своеобразие худож. речи (писателя, произведения и т.д.). Позже обозначает сугубо индивидуальную манеру речи. Популярно высказывание Ж.Л.Л. Бюффона: «Стиль — это сам человек». В рус. риториках XVII–XVIII вв., у М.В. Ломоносова представлена теория трёх стилей: высокий, средний, низкий как совокупность одинаково окрашенных языковых средств. Это совокупности средств языка и речи либо с повышением экспрессивно-стилистической тональности: торжественная (риторическая), возвышенная либо строгая, официальная или с её понижением. Данные средства представляют собой ресурсы стилистической синонимии (длань — рука — лапа; вкушать — есть — уплетать). В XX в. они используются как средства создания юмора, сатиры, иронии. Однако экспрессивность речи не ограничивается указанным аспектом (синонимией). Экспрессивность стиля понимают шире: сюда относят средства с различными эмоциональными и экспрессивными окрасками и оценкой.
Однако с начала XIX в. отошла в прошлое практика построения протяжённого высказывания и целого произведения средствами одной стилистической окраски. В настоящее время словари представляют толкования термина С. как индивидуальной манеры, способа исполнения данного речевого акта, стиля речи конкретного лица, в особенности — писателя (С. Пушкина, С. Гоголя); как общепринятой манеры речи, способа её исполнения, свойственный типизированным литературным текстам: жанровым разновидностям, когда значимы не только языковые элементы, но и композиция, и другие составляющие текста (С. романтизма, классицизма; С. какой-л. литературной школы; С. басни, репортажа, фельетона). С середины XX в. в связи с развитием функц. стилистики появляется и становится центральным в современной науке понимание С. как функционального (см. Функциональный стиль). В этом случае внимание сосредоточивается на речевой организации текста, это своеобразный характер речи. Существует и собственно оценочное определение С. речи — хороший С. (сочинения) — плохой — на основе соответствия/несоответствия сложившимся представлениям о норме стиля.
При различии этих пониманий С. у них имеются, однако, общие признаки. Это наличие некоего своеобразия, специфической характерологической черты. Феномен С., стилистического вообще — это нечто своеобразное, специфичное, характерное для того или иного предмета, явления, отличающее его от других предметов, явлений того же ряда, наличие у соответствующих слов и высказываний стилистического значения. Понятие С. всегда связано с его осознанием.
С. — явление не столько собственно языковое (строя языка), сколько речевое, свойственное текстам и создающееся в них. С. творится и выражается в речевой деятельности и запечатлевается в тексте. С. — это одно из существенных свойств текста. Известный чехословацкий учёный К. Гаузенблас характеризует стиль как «специфически человеческое явление».
Лит.: Бельчиков Ю .А. Лексическая стилистика: проблемы изучения и обучения. М., 1988; Будагов Р .А. К вопросу о языковых стилях // ВЯ. 1954. № 3; Виноградов В.В. Итоги обсуждения вопросов стилистики // ВЯ. 1955. № 1; Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М., 1963; Винокур Т.О. О задачах истории языка // Винокур Т.О. Избр. работы по русскому языку. М., 1959; Кожина М.Н. К основаниям функциональной стилистики. Пермь, 1968; Кожина М.Н., Дускаева Л .Р. Салимовский В .А. Стилистика русского языка: учебник. М., 2008; Костомаров В.Г. Русский язык на газетной полосе. М., 1971; Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи. СПб., 1994; Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990; РЯЭ. М., 1997; Шмелёв Д.Н. Русский язык в его функциональных разновидностях. М., 1977.
М.Н. Кожина

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.



Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
217.37 кб

Стиль учения как проявление персонального познавательного стиля ученика

Богданова Е. А.
Статья посвящена проблемам стилевых характеристик интеллекта. Автор рассматривает особенности формирования персонального познавательного стиля ученика в процессе изучения математики.
Читать PDF
225.63 кб

Стиль управления в инновационном общеобразовательном учреждении

Пучкова Татьяна Егоровна
В статье стиль управления инновационной деятельностью образовательным учреждением рассматривается как способ реализации управленческих функций руководителя, направленный на создание оптимальных внешних и внутренних условий для пос
Читать PDF
131.90 кб

Личностно ориентированный стиль педагогической деятельности и перспективы его использования в музыка

Читать PDF
93.54 кб

Индивидуальный стиль педагогической деятельности как фактор развития профессиональной индивидуальнос

Рослякова Надежда Ивановна
В статье рассматривается актуальная проблема современного образования: развитие профессиональной индивидуальности в процессе профессиональной подготовки студентов в вузе.
Читать PDF
3.68 мб

Стиль отношений педагогов и обучающихся как средство воспитания культуры общения

Казарьянц Карине Эдуардовна
Читать PDF
1.07 мб

Наука - это стиль и смысл жизни

Низяева Г.Ф.
Интервью академика В.И. Сергиенко
Читать PDF
63.55 кб

Стиль педагогической деятельности в отечественной науке

Кандаурова Анна Валерьевна
Читать PDF
416.31 кб

Плакатный стиль политического мышления: своеобразие и пути формирования

Щербинин Алексей Игнатьевич
Впервые ставится проблема существования в недрах матричного политического мышления особого когнитивного стиля плакатного мышления.
Читать PDF
252.59 кб

Стиль учебнопрофессиональной деятельности студента: содержательные характеристики

Бурякова Татьяна Салаватовна
Показана проблема изучения личности студента как субъекта профессионального образования. Уточнены понятия «доминантная деятельность студента», «стиль учебно-профессиональной деятельности студента».
Читать PDF
136.14 кб

Индивидуальный стиль деятельности и когнитивные стратегии изучения иностранного языка

Черенкова Белита Валентиновна
Рассматривается проблема влияния индивидуально-психологических особенностей учащихся на индивидуальный стиль деятельности и личностные стратегии, используемые ими в процессе изучения иностранного языка.
Читать PDF
242.63 кб

Индивидуальный творческий стиль музыкально-педагогической деятельности

Хурматуллина Резеда Камилевна
В процессе анализа музыкально-педагогической деятельности выделены содержательные компоненты индивидуального творческого стиля музыканта-педагога.
Читать PDF
1.08 мб

Педагогические аспекты ориентации учащихся на здоровый стиль жизни

Быков B. C., Шондина И. А., Никифорова С. А.
Рассматриваются вопросы физического воспитания студентов, формирование здорового стиля жизни, используя интегративный подход на занятиях по аэробике.
Читать PDF
290.82 кб

Гуманитарный стиль мышления: недостаток или преимущество при изучении точных наук

Майкова Ольга Ивановна
В статье показано влияние гуманитарного стиля мышления на освоение математики.
Читать PDF
196.50 кб

Научный стиль речи: компетентностный подход к обучению на базовом этапе

Шустикова Т. В.
В статье рассматриваются следующие вопросы: комплексность и аспектность в преподавании аспекта «научный стиль речи» студентам медико-биологического профиля на довузовском этапе обучения: место функциональной грамматики, текстовый
Читать PDF
376.81 кб

Индивидуальный стиль профессиональной деятельности преподавателя высшей школы: акмеологический аспек

Алексеева Ю. В.
В предлагаемой статье рассматриваются индивидуальный стиль профессиональной деятельности преподавателя высшей школы как интегральная динамическая характеристика, а также акмеологическая образовательная среда как важнейшее условие

Похожие термины:

  • Авторитарный стиль воспитания

    стратегия пед. воздействия, основанная на безусловном подчинении воспитанника власти воспитателя.
  • ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОБЩЕНИЯ УЧИТЕЛЯ

    совокупность задач, средств и способов педагогической деятельности и общения, а также более частных особенностей, как, например, ритм работы, характерных и устойчивых для данного учителя.
  • ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    совокупность способов и приемов деятельности человека с учетом его индивидуальных особенностей и уровня профессионального развития.
  • Стиль деятельности

    устойчивая система способов, приемов, обусловливается спецификой самой деятельности, индивидуально-психологическими особенностями ее субъекта.
  • СТИЛЬ ДИССЕРТАЦИИ

    совокупность приемов использования языковых средств для отражения полученных результатов научного исследования в диссертации.
  • КОГНИТИВНЫЙ СТИЛЬ

    особенности познавательной деятельности человека.
  • Стиль лидерства

    руководства) - система приемов воздействия на подчиненных. Различают авторитарный, демократичный, анархичный и др.
  • СТИЛЬ ОБУЧЕНИЯ

    способ организации механизмов усвоения, приобретения, запоминания и вызова из памяти информации обучаемых.
  • ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ СТИЛЬ

    основная категория функциональной стилистики, изучающей системные отношения языковых средств в процессе их функционирования в зависимости от сфер, условий и целей общения, а также соответствующ
  • ИНТОНАЦИОННЫЙ СТИЛЬ ЯЗЫКА

    подсистема интонационной системы языка, регулирующая отбор интонационных средств для определенных целей общения. И. с. я. отличается частотностью использования интонем с той или иной семантикой.
  • ИНТОНАЦИОННЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ

    разновидность интонационного оформления речевых высказываний, типическое применение И. с. языка. И. с. р. учителя — разновидности интонационного оформления речевых высказываний учителя, связанны
  • Стиль управления педагогическим коллективом подразделения

    совокупность наиболее характерных и устойчивых методов решения типовых педагогических задач, выработки и реализации управленческих решений офицером – руководителем педагогического коллектив
  • Стиль управления офицера

    система психолого-педагогических воздействий и взаимодействий офицера (руководителя) на подчиненных, обусловленная спецификой решаемых коллективом боевых, служебных, учебных, воспитательных и
  • СТИЛЬ ЖИЗНИ ЛИЧНОСТИ

    особый, присущий данному индивиду способ восприятия условий жизни, особая манера действий и поведения, отвечающая индивидуально неповторимым чертам его психики, характера, темперамента.
  • Стиль руководства

    типичная для лидера (руководителя, педагога) система воздействия на ведомых (подчиненных, воспитанников).
  • СТИЛЬ РУКОВОДСТВА, СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ

    способ обращения руководителей с подчиненными, характер отношений с подчиненными в процессе исполнения служебных обязанностей. Принято различать авторитарный (автократический), демократически
  • УЧЕБНЫЙ СТИЛЬ

    особенности деятельности обучающегося по организации и осуществлению процесса своего обучения в соответствии с психофизиологическими и социально-психологическими особенностями.
  • СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ

    устойчивая совокупность личностных и социально-психологических характеристик руководителя, посредством которых реализуются те или иные методы воздействия на группу (коллектив). В практике и тео
  • ЦЕРКОВНО-РЕЛИГИОЗНЫЙ СТИЛЬ

    или РЕЛИГИОЗНО-ПРОПОВЕДНИЧЕСКИЙ СТИЛЬ, — один из функциональных стилей кодифицированного литературного языка. Обслуживает церковно-религиозную сферу. Близок к Публицистическому стилю (см.), т.к.
  • ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ

    (коллективный, коллегиальный) - наиболее эффективный стиль воспитания, опирающийся на учет потребности ребенка в положительных эмоциях и притязаний на признание; при общей доброжелательности исп