ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ

Найдено 1 определение
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ
профессиональное образовательное учреждение интегрированного типа, обеспечивающее разнопрофильную, разноуровневую и ступенчатую подготовку кадров.
ПК создавались согласно приказам Гособразования СССР от 30.11.89 № 879 «Об организации в порядке эксперимента средних специальных учебных заведений повышенного типа», от 29.04.90 № 293 «О порядке создания высших профессиональных училищ», от 8.07.91 № 331 «О ходе эксперимента и дальнейшем развитии высших профессиональных училищ», временному положению о среднем специальном учебном заведении в РСФСР (утверждено Постановлением Совета Министров РСФСР от 23.02.91 № 119).
Согласно этим документам высшие профессиональные училища создаются на базе лучших, перспективных профессионально-технических училищ – профессиональные лицеи, на базе средних специальных учебных заведений – колледжи. В соответствии с Типовым положением о высшем профессиональном училище (приказ Гособразования СССР от 8.07.91 № 333) эти учебные заведения обеспечивают подготовку рабочих и специалистов среднего звена за счет: уровня квалификации (повышенные тарифный разряд, класс, категория, звание); широты профиля подготовки; овладения новыми информационными технологиями, предпринимательскими, коммерческими и другими знаниями и навыками. Эксперимент по реорганизации средних специальных учебных заведений в колледжи начался в 1989 г. и в соответствии с разработанной программой предполагал следующее:
– ограничение временных рамок эксперимента 1989–1995 гг.;
– организация колледжей на базе передовых техникумов совместными приказами Гособразования СССР и отраслевых министерств и ведомств (впоследствии – приказами последних по согласованию с Гособразованием);
– определение необходимой документации (договоров на подготовку специалистов повышенного уровня квалификации, аттестации учебного заведения, проекты квалификационных характеристик и учебных планов, отчетов органов управления о ходе эксперимента);
– образовательные программы П.к. строятся на основе многоступенчатости, при этом каждая ступень является профессионально завершенной и сопровождается выдачей соответствующего документа установленного образца лицам, выполнившим все требования учебного плана и программ соответствующей ступени или полного курса обучения;
– обеспечение конкурсного приема преподавателей и широкое привлечение профессорско- преподавательского состава, разработка критериев аттестации колледжей и формы аттестационных сертификатов;– осуществление подготовки через аспирантуру и докторантуру кадров высшей квалификации для работы в колледжах;
– сокращение сроков обучения в вузах для выпускников колледжей до двух лет и принятие их без вступительных экзаменов;
– определение межотраслевого характера «младшего инженера», установление новых форм дипломов, их эквивалентности и признания.
Анализ деятельности П.к. на протяжении почти десяти лет позволил выделить следующие основания для их организации: стабильная работа; возможность реализации концепции непрерывного профессионального образования путем организации многоуровневой и ступенчатой подготовки; оперативное удовлетворение потребности отдельной личности и общества в целом в образовательных услугах; интенсивное и своевременное обновление содержания образования, организационных форм и технологии обучения с учетом развития экономики, новых технологий и в соответствии с экономическими и социальными потребностями региона; возможность создания различных образовательных траекторий.
Термином «колледж» пользуются не только для обозначения средних специальных учебных заведений, но и учебных заведений других типов и уровней образования. Установлено, что наименование «колледж» присвоено в ряде случаев как высшим учебным заведениям, так и учебным заведениям, которые не могут быть приравнены к статусу средних профессиональных образовательных учреждений по срокам и содержанию обучения.
Например, в г. Сергиев-Посад открыт Высший коммерческий колледж «Русский бизнес» со сроком обучения 4 года, который выдает диплом установленного образца высшего образования с присуждением степени бакалавра и где обеспечивается подготовка по ряду профессий в сфере бизнеса: финансовый брокер, таможенный брокер, брокер по торговле недвижимостью, финансовый директор, коммерческий директор и др. Московский колледж «Царицыно» проводит обучение для последующей работы в фешенебельном отеле: портье, официантов, барменов, поваров, горничных. Московский Интерколледж предлагает приобретение профессии, повышение квалификации и получение международного диплома-сертификата по специальностям: бухгалтер, делопроизводитель, коммерсант, секретарь-машинистка, юрист-консультант, гинеколог, зубной врач- протезист, оператор мануальной терапии, стюардесса, ювелир-гравер и др. Такие учебные заведения имеют различные сроки обучения. Московский Бизнес-колледж подготавливает секретарей-референтов за 2 месяца, бухгалтеров с навыками пользователя ПЭВМ – за 5 недель, бухгалтеров по валютным операциям – за 2 недели и т.д.
Следует признать, что понятие «колледж» есть не что иное, как одно из общеупотребительных названий профессиональных учебных заведений, которое может быть отнесено к любому уровню образования. Это профессиональное образовательное учреждение, обеспечивающее ступенчатую подготовку кадров с различным уровнем образования и квалификации.
Лит.: Семушина Л.Г.,Байденко В.И. и др. Колледж как вид среднего специального учебного заведения. – М., 1994.
Т.Ю. Ломакина

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.



Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
124.37 кб

Профессиональная социализация в колледже

Залкина Наталья Петровна
В статье представлен авторский взгляд на социализацию личности в условиях профессионального образовательного учреждения, показаны основные направления формирования профессиональной социализации учащегося посредством развития высок
Читать PDF
71.37 кб

Ресоциация детей-сирот в профессиональном колледже

Реан А. А.
Читать PDF
255.86 кб

Проблема профессиональной подготовки студентов в колледже

Рожков Н. Т.
образ, критерии, модель, роль, саморегуляция, самовоспитание, тестограмма
Читать PDF
202.60 кб

Формирование профессиональной устойчивости студентов колледжа

Моршинин А. Р.
Читать PDF
128.27 кб

Особенности корпоративной культуры профессионального колледжа

Герасимова Галина Васильевна
Читать PDF
255.76 кб

Организация профессионального воспитания обучающихся колледжа

Шельпова Елена Владимировна, Петьков Валерий Анатольевич
В статье рассматривается один из аспектов решения проблемы обновления содержания профессионального воспитания посредством пересмотра стратегии воспитательной деятельности учреждений среднего профессионального образования, основу к
Читать PDF
1.03 мб

Проблема интенсификации обучения в профессиональных колледжах

Абдураззакова Дильдора Анваровна
В статье рассмотрена проблема роста объема информации, обязательной к усвоению учащимися. Интенсификация обучения в профессиональном образовании позволила бы повысить качество и объем усвоения материала без учебных перегрузок.
Читать PDF
881.60 кб

Информационная образовательная среда профессионального колледжа

Жималовский Алексей Михайлович
Информатизация профессионального образования позволяет решить актуаль-ную задачу по информатизации общества.
Читать PDF
152.35 кб

Проектирование социокультурной среды профессионального колледжа

Мамаджанова Мухаббат
Читать PDF
189.21 кб

Ресоциализация детей-сирот в условиях профессионального колледжа

Данилова З. Г., Реан А. А.
Описаны требования к процессам социализации и ресоциализации детей-сирот, детерминанты и критерии оценки эффективности ресоциализации детей-сирот в процессе обучения; представлены организационные и методические основы программы ин
Читать PDF
430.22 кб

Формирование профессиональной компетентности студентов колледжей

Гильмиярова Софья Григорьевна, Гарипова Флюра Мавлитовна, Тихонова Лилия Владимировна, Асмондьяров Тимур Надирович
Рассмотрена проблема формирования профессиональной компетентности студентов профессиональных колледжей на примере будущих техников автотранспортной отрасли.
Читать PDF
1.06 мб

Мониторинг личностных качеств учащихся профессиональных колледжей

Каримова Гавхар
В статье рассматривается мониторинг психологических или личностных качеств выпускников средних общеобразовательных школ.
Читать PDF
332.29 кб

Профессиональное самоопределение студентов многопрофильного колледжа

Канакова Анна Евгеньевна
В статье представлены результаты опытно-экспериментальной работы (констатирующий этап) по изучению исходного уровня профессионального самоопределения студентов СПО I и II курса на базе основного общего и среднего полного общего об
Читать PDF
179.03 кб

Модель подготовки студентов колледжа к профессиональной деятельности

Судибор И. В.
Читать PDF
127.58 кб

Сетевая модель образовательного процесса в профессиональном колледже

Шин Агриппина Васильевна