ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Найдено 1 определение
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО
акт производства новизны в процессе любой профессиональной деятельности вне зависимости от ее предметного содержания: творчество ученого, врача, актера, инженера, военачальника, дворника, скульптора, солдата, библиотекаря, политика и т.д.В соответствии с предметной спецификой различных видов труда и самодеятельности профессиональное творчество дифференцируется на четыре формы своего проявления: научное творчество – производство научных идей, гипотез, открытие законов природного и общественного развития; техническое – разработка новых технико- технологических объектов, включая технику исполнения трудовых приемов, технику управления людьми и машинами; художественное – производство новых культурно- художественных ценностей, и, наконец, практическое профессиональное творчество, реализуемое в двух различных предметно-функциональных направлениях.
Первое направление осуществляется как процесс получения новых свойств продукта профессиональной деятельности (самодеятельности) или создания принципиально нового продукта, не идентифицируемый с определениями процессов научного, художественного и технического творчества (новые способы постановки диагноза болезни, основанные на опыте и догадке врача, новая форма хозяйственной сумки или плетеной корзины, новые элементы военной тактики взятия горных перевалов, новые принципы отношения с политическими оппонентами, новые элементы дидактики в проведении уроков специальной технологии и т.д.).
Второе направление – это создание новых материальных и мысленных компонентов научного, технического и художественного творчества, обеспечивающих их продуктивность, полноту и большую оригинальность конечного результата, но не трансформируемых в операциональную структуру поисковых действий (технологические вспомогательные средства научного эксперимента, новые декорации театральной постановки, условно принимаемые в той или иной конкретной ситуации гипотетические идеи в качестве реальных, новое оборудование рабочего места художника, ученого, изобретателя и т.д.).
В операциональном отношении все виды творчества идентичны: в каждом из них способы получения конечного продукта основываются (формируются, структурируются) на одном и том же логико-психологическом действии – акте выявления объекта в новых, ранее не усматриваемых у него качествах, путем перевода объекта из одной системы его отношения с окружающим предметным миром в другую. Отличаются же названные виды творчества спецификой предметного содержания поисковых процессов и выявляемой новизны, а также способами «внутренней» и внешней мотивации.
Таким образом, любой вид творчества осуществляется в структуре, предметно соответствующей его профессиональной деятельности, что в значительной мере относится и к самодеятельности (изготовитель корзин для рыночной продажи, руководитель самодеятельного хора или технического кружка в профессиональном училище тоже являются профессионалами, мастерами своего дела. Поэтому не верна позиция тех исследователей, которые оперируют понятиями «профессиональное творчество» и «непрофессиональное», различая их по объему и фундаментальности предметного содержания, совершенству или несовершенству воплощения акта выявления новизны в поисковых логико-психологических структурах. Противостояние понятий «профессиональное» и «непрофессиональное» творчество в какой-то мере возможно лишь в случае их условного отождествления с понятиями «субъективного» (производство новизны для самого творца или узкого круга людей) и «объективного» (создание носителей объективной новизны для всех людей) творчества.
Лит.: Худяков В.Л. Ученый и его творческий мир. – Л., 1971; Худяков В.Л., Шапкин В.В. Техническое творчество как основа профессиональной подготовки учащихся профтехучилищ. – М., 1989; Халемский Г.А., Худяков В.Л., Шапкин В.В. Основы профессионального творчества в профтехучилище. – М., 1991.
В.Л. Худяков

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.



Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
944.49 кб

Самодеятельность и профессиональное творчество

Наумченко И. Л.
Читать PDF
96.06 кб

К профессиональной компетентности -через творчество

Попов А. И.
Читать PDF
150.24 кб

Творчество в деятельности педагога профессионального обучения

Мирзоева Мариян Магомедовна
Сегодня педагогической наукой предопределено значение творчества и творческого потенциала учителя в ходе его практической деятельности.
Читать PDF
161.03 кб

Творчество в формировании профессионально-педагогической культуры

Курина В. А.
Рассмотрены вопросы становления личности педагога, его общей и профессионально-педагогической культуры.
Читать PDF
227.50 кб

Креативность и творчество как факторы профессионального становления

Савелова Евгения Валерьевна
В статье идет речь о процессах, происходящих в современной культуре, об образовании, соответствующем современной культурной ситуации, о культурной миссии вузов творческой направленности.
Читать PDF
11.81 мб

Познание и творчество в социализации студентов профессиональных колледжей

Евтушенко С. В.
По мнению автора статьи, познание и творчество основа социализации студентов профессиональных колледжей. В статье приводятся аргументы в пользу развития этих образовательных направлений.
Читать PDF
620.95 кб

Условия становления технического творчества в профессиональном образовании

Лобашев В.Д., Талых А.А., Зименкова Ф.Н.
Статья посвящена раскрытию проблем взаимодействия участников образовательного процесса в профессиональном образовании. Формирование будущего специалиста наиболее успешно при использовании методик технического творчества.
Читать PDF
274.59 кб

Общее представление о детерминанте творчества в профессиональной деятельности

Абдалина Л.В., Гладких И.Г., Завалишина О.Б.
В статье на основе анализа психолого-акмеологической литературы и проведенных эмпирических исследований выявленa и обоснована совокупность психолого-акмеологических детерминант актуализации и развития творчества в профессиональной
Читать PDF
674.48 кб

Профессия и профессионализм: к задачам психологии профессионального творчества

Нечаев Николай Николаевич
Исходя из собственной концепции профессионального творчества, автор последовательно анализирует понятия «профессия» и «специальность», а также «профессионализм», указывая на факторы, приведшие в социально-историческом плане к изме
Читать PDF
261.10 кб

Развитие профессионального творчества педагога как психолого-педагогическая проблема

Саурбаева Ольга Геннадьевна
В статье раскрыты понятия «творчество», «профессиональное творчество»; рассмотрены признаки, этапы и уровни развития профессионального творчества педагога; проанализированы проблемы творческого саморазвития преподавателя высшей шк
Читать PDF
638.50 кб

Педагогическое творчество как значимый компонент профессиональной деятельности учителя

Буховцева Ольга Васильевна, Мухортова Ксения Эркиновна
В статье описаны компоненты, составляющие профессиональную деятельность педагога. Раскрыта сущность понятий «творческая личность», «педагогическое творчество». Рассмотрены условия развития педагогического творчества.
Читать PDF
127.45 кб

Дидактические условия подготовки студентов к творчеству в профессиональной деятельности

Токарева Наталия Алексеевна
В статье рассмотрены некоторые дидактические условия подготовки студентов к творчеству в профессиональной деятельности. Особое внимание уделено творческой направленности обучения и деятельности преподавания как его организатора.
Читать PDF
270.17 кб

Непрерывное образование социальных работников как субъектов профессионального творчества

Лебедева Светлана Соломоновна, Безух Светлана Михайловна, Киселева Марина Вячеславовна
В статье ставится вопрос о взаимосвязи базового и дополнительного образования социальных работников в условиях использования принципов непрерывности.
Читать PDF
451.17 кб

Образование, профессиональная подготовка и свобода творчества осужденных к лишению свободы

Минязева Т. Ф.
Определяется значение образования и профессиональной подготовки осужденных к лишению свободы как средства исправительного воздействия на них и их роль в жизни указанных лиц после освобождения.
Читать PDF
1.13 мб

Проблемы формирования профессионального потенциала руководителей художественного творчества

Петрова Софья Игоревна
В статье рассматриваются проблемы формирования профессионального потенциала руководителей художественного творчества в изменившихся социально-культурных условиях.

Похожие термины: