акт производства новизны в процессе любой профессиональной деятельности вне зависимости от ее предметного содержания: творчество ученого, врача, актера, инженера, военачальника, дворника, скульптора, солдата, библиотекаря, политика и т.д.В соответствии с предметной спецификой различных видов труда и самодеятельности профессиональное творчество дифференцируется на четыре формы своего проявления: научное творчество – производство научных идей, гипотез, открытие законов природного и общественного развития; техническое – разработка новых технико- технологических объектов, включая технику исполнения трудовых приемов, технику управления людьми и машинами; художественное – производство новых культурно- художественных ценностей, и, наконец, практическое профессиональное творчество, реализуемое в двух различных предметно-функциональных направлениях.
Первое направление осуществляется как процесс получения новых свойств продукта профессиональной деятельности (самодеятельности) или создания принципиально нового продукта, не идентифицируемый с определениями процессов научного, художественного и технического творчества (новые способы постановки диагноза болезни, основанные на опыте и догадке врача, новая форма хозяйственной сумки или плетеной корзины, новые элементы военной тактики взятия горных перевалов, новые принципы отношения с политическими оппонентами, новые элементы дидактики в проведении уроков специальной технологии и т.д.).
Второе направление – это создание новых материальных и мысленных компонентов научного, технического и художественного творчества, обеспечивающих их продуктивность, полноту и большую оригинальность конечного результата, но не трансформируемых в операциональную структуру поисковых действий (технологические вспомогательные средства научного эксперимента, новые декорации театральной постановки, условно принимаемые в той или иной конкретной ситуации гипотетические идеи в качестве реальных, новое оборудование рабочего места художника, ученого, изобретателя и т.д.).
В операциональном отношении все виды творчества идентичны: в каждом из них способы получения конечного продукта основываются (формируются, структурируются) на одном и том же логико-психологическом действии – акте выявления объекта в новых, ранее не усматриваемых у него качествах, путем перевода объекта из одной системы его отношения с окружающим предметным миром в другую. Отличаются же названные виды творчества спецификой предметного содержания поисковых процессов и выявляемой новизны, а также способами «внутренней» и внешней мотивации.
Таким образом, любой вид творчества осуществляется в структуре, предметно соответствующей его профессиональной деятельности, что в значительной мере относится и к самодеятельности (изготовитель корзин для рыночной продажи, руководитель самодеятельного хора или технического кружка в профессиональном училище тоже являются профессионалами, мастерами своего дела. Поэтому не верна позиция тех исследователей, которые оперируют понятиями «профессиональное творчество» и «непрофессиональное», различая их по объему и фундаментальности предметного содержания, совершенству или несовершенству воплощения акта выявления новизны в поисковых логико-психологических структурах. Противостояние понятий «профессиональное» и «непрофессиональное» творчество в какой-то мере возможно лишь в случае их условного отождествления с понятиями «субъективного» (производство новизны для самого творца или узкого круга людей) и «объективного» (создание носителей объективной новизны для всех людей) творчества.
Лит.: Худяков В.Л. Ученый и его творческий мир. – Л., 1971; Худяков В.Л., Шапкин В.В. Техническое творчество как основа профессиональной подготовки учащихся профтехучилищ. – М., 1989; Халемский Г.А., Худяков В.Л., Шапкин В.В. Основы профессионального творчества в профтехучилище. – М., 1991.
В.Л. Худяков
944.49 кб