ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ молодежи

Найдено 1 определение
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ молодежи
процесс формирования личностью своего отношения к проф.-трудовой сфере и способ его самореализации через согласование внутриличностных и социально-проф. потребностей. П. с. может рассматриваться как составная часть жизненного
самоопределения, т.е. вхождения в ту или др. социальную и проф. группу, выбора образа жизни, сферы трудовой деятельности и конкретной профессии. В этом смысле П. с. находится в одном ряду с социальным, нравств. семейным и др. видами самоопределения и базируется на психол. закономерностях сознат. выявления и утверждения собств. позиции в проблемных ситуациях, в частности в сложном мире профессий и видов трудовой деятельности.
В отеч. психол.-пед. теории П. с. рассматривается во взаимосвязи с общим процессом самоопределения личности (С. Л. Рубинштейн), опосредованностью внешних воздействий на личность через внутр. условия ее деятельности (П. А. Шавир), самоограничением выбора при высокой самоответственности за этот шаг (И. С. Кон), проф. становлением личности (Т. В. Кудрявцев), активной позицией человека по отношению к общности, в к-рой он реализует себя как личность и к-рая выступает для него в качестве зеркала его личностных качеств (А. В. Петровский) и др.
При общем внимании психологов и педагогов к самоопределению личности проблема П. с. актуализировалась лишь к нач. 90-х гг.: в 20—80-х гг. вся совокупность вопросов, связанных с выбором профессии и места в трудовой сфере, теоретически разрабатывалась и решалась на практике с позиции доминирующей установки на т. н. социальный заказ, в основном как идея профессиональной ориентации. Однако отеч. и заруб. теория и практика профориентации сыграли большую роль в изменении концептуального взгляда и инструментария, связанных с оказанием помощи учащимся в выборе жизненного, в т. ч. профессионального, пути. Для создания теории П. с. и успешного поиска эффективных практич. форм и методов его осуществления в совр. социально-экон. условиях важно использовать положит. опыт профориентации и учесть негативные явления и процессы, проявившиеся в этой сфере в СССР.
Первые в России систематич. исследования по профориентации и попытки внесения ее элементов в практику школы были начаты пед. музеем при Моск. учительском доме (1912—17). В 20-х гг. стали создаваться лаборатории и бюро проф. консультации (напр., Центр. лаборатория по проф. консультации и проф. отбору при ВЦСПС), работавшие преим. в направлении проф. отбора, с использованием данных социологии, психологии, педологии, психотехники.
Значит. вклад в теоретич. осмысление процессов выбора профессии внесли П. П. Блонский, С. Т. Шацкий. Над разл. аспектами этой проблемы работали также А. Т. Болтунов, И. Н. Шпильрейн, С. Г. Геллерштейн. Во 2-й пол. 30-х гг. в условиях огульной критики педологии и психотехники исследования по профориентации в СССР были значительно сокращены, тогда как в заруб. странах, наоборот, появились новые направления ее развития, особенно в связи с накоплением данных о характеристиках профессий и началом формирования диагностич. концепции (X. Гарднер, Р. Кеттел, Р. Амтхауэр), ставившей в центр профориентации помощь индивиду в приспособлении к окружающей среде. В ряде психол. исследований (П. Лазарсфельд, Ш. Бюллер, Э. Гинзберг, С. Аксельрод, Дж. Херма) было показано, что на выбор индивидом сферы труда влияют разл. субъективные факторы и что решение индивида о проф. будущем непосредственно зависит от общего развития личности. Заруб. исследователями были выделены 3 периода, характеризующиеся разл. основаниями для выбора индивидом профессии: фантазии (4—10 лет), активных проб (11—17 лет), реалистич. выбора (18—24 года). Проф. ориентация все чаще стала рассматриваться как сложное и многоплановое явление, в к-ром сочетаются экон. процессы с социальными, образовательные — с психологическими (напр., С. Фукуяма). Так начала складываться новая концепция профориентации — воспитательная (А. Валлон, Р. Заэзо, А. Леон).
В СССР исследования и практич. деятельность в области профориентации возобновились в 60-х гг. Группы НИИ теории и истории педагогики (руководитель А. Н. Волковский), НИИ производств. обучения (руководитель А. Е. Голомшток), НИИ психологии в Киеве (руководитель Б. А. Федоришин) разрабатывали проблематику формирования проф. интересов учащихся, их готовности к выбору профессии с учетом потребностей экономики региона.
В ряде областей и краев РСФСР начали создаваться бюро профориентации на предприятиях. С участием орг-ций и органов проф.-тех. образования действовали ведомств, и межведомств, советы по профориентации.
В итоге к нач. 80-х гг. профориентация молодежи сложилась как действующая общегос. система. Однако в этой системе не хватало важнейшего ее элемента — развивающей психол. диагностики.
В русле исследований в интересах практич. профориентации в 70-х — нач. 80-х гг. были выявлены психол. характеристики проф. деятельности и теоретич. основы проф. консультации (Е. А. Климов), изучены роль и место трудовой подготовки учащихся в их проф. выборе (П. Р. Атутов, В. А. Поляков), особенности проф. предпочтений учащихся при согласованном взаимодействии школы и семьи (Л. В. Ботякова, М. С. Савина). Были изданы соответствующие пособия (H. H. Чистяков, А. Д. Сазонов и др.) для студентов пед. вузов, к-рые широко использовались и специалистами консультац. пунктов Госкомтруда СССР (с 1984).
В практике профориентации преобладали расчет на обобщенную модель ученика, использование декларативно-аги-тац. методов, что негативно отражалось на результатах этой работы. Сказывались также необеспеченность школ метод., справочно-информац. лит-рой, слабое взаимодействие школы с др. социальными ин-тами проф. подготовки молодежи, недостаток специалистов-проф-ориентаторов.
Перестройка экономики на основе рыночных отношений вызвала необходимость в новом подходе к проблеме самореализации личности в проф. деятельности. Рыночные отношения кардинально изменили сложившиеся ранее требования к характеру и цели труда человека, в т. ч. к его квалификации и проф. ответственности, к проф. мобильности и неизбежной переподготовке.
В этих условиях в Рос. Федерации начались исследования по П. с., ориентирующиеся на закономерности развития личности и ее интересов. В центре этих исследований — проблема свободы выбора профессии и обеспечение конкурентоспособности работника на рынке труда. В системе РАО был создан Ин-т проф. самоопределения молодежи (1992).
П. с. — многоаспектный процесс. В его анализе возможны разл. подходы: социо-логич. — П. о. рассматривается как серия задач, к-рые ставит общество перед личностью; социально-психол. — П. с. рассматривается как процесс поэтапного принятия решений личностью и согласования собств. предпочтений и потребностей общества; диффе-ренциально-психол. — П. с. рассматривается как процесс формирования индивидуального стиля жизни, частью к-рого является проф. деятельность.
Условно можно выделить след. взаимосвязанные этапы П. с. Дошкольный — у детей закладывается положит. отношение к людям труда и их занятиям, начинают формироваться первонач. трудовые умения в доступных ребенку видах деятельности. Нач. школа (пропедевтический) — через участие в разл. видах познават., игровой, трудовой деятельности у мл. школьников возникает понимание роли труда в жизни человека и общества, проявляется интерес к профессиям родителей и т. п. Первая ступень осн. школы (5—1-е, кл.) — в разл. видах практич. деятельности, среди к-рых ведущими являются познават. и трудовая, подростки постепенно осознают свои интересы, способности и обществ. ценности, связанные с выбором профессии. Вторая ступень осн. школы (&—9-е кл.) — начало формирования проф. самосознания. Школьники соотносят свои идеалы и реальные возможности с обществ. целями выбора сферы будущей деятельности. На этом этапе они вовлекаются в активную познават. и трудовую деятельность, но одновременно им оказывается помощь в овладении методиками диагностики в интересах выбора профессии. Полное ср. уч. заведение — проф. ориентация на базе углубленного изучения отд. уч. предметов. Особое внимание уделяется формированию профессионально значимых качеств, коррекции проф. планов; учащимся оказывается помощь в саморазвитии и самоподготовке к избранной проф. деятельности. Проф. уч. заведения — овладение профессией. Проф. деятельность — повышение квалификации или переориентация на др. проф. деятельность.
В П. с. большую роль играет взаимодействие личности, семьи и гос.-обществ. структур (общеобразоват. и проф. уч. заведения, внешкольные учреждения, службы профориентации и занятости населения, а также предприятия и учреждения).
В этом взаимодействии уч. заведения и семья учащегося способны согласованно решать мн. задачи, связанные с развитием личности, ее общекультурной подготовкой, с организацией пед. воздействий, направленных на воспитание уважительного отношения к разл. видам проф. труда как социально равноценным и на интерпретацию получаемых учащимся знаний о мире профессий как важного элемента мировоззрения. Такая психолого-пед. поддержка П. с. направлена на последоват. реализацию права подрастающего гражданина на сознат. и самостоят. выбор профессии.
П. с. осуществляется в процессе преподавания основ наук, в ходе экон., трудовой и проф. подготовки. С целью П. с. в школах Рос. Федерации предусмотрен курс «Основы производства. Выбор профессии», а также — с 1994/95 уч. г. эксперимент, курсы типа «Человек. Труд. Профессия» (8—9-е кл.) и «Проф. карьера» (10—11-е кл.), содержащие сведения о мире профессий, особенностях адаптации к ним и др. Перспективным в П. с. является дифференцированное обучение в специализир. классах и школах, а также деятельность уч.-производств. комплексов разл. профиля, творческих объединений и др.
Для практич. реализации П. с. важны социально-экон. диагностика динамики профессий; разработка практич. моделей проф. самоопределения с учетом разл. формы партнерства общеобразоват. школ с произ-вом и послешкольной системой проф. подготовки молодежи; анализ пед. опыта и разработка программной и уч.-метод. лит-ры, учитывающей психол. и возрастной подходы к П. с.
Лит.: Вопросы теории и практики профориентации в ср. школе, под ред. И. Д. Зверева, М., 1972, Климов Е. А., Психолого-пед. проблемы профконсультации, М., 1973; его же, Человек и профессия, Л., 1975; Титма М. X., Выбор профессии как социальная проблема, М., 1975; Профориентация молодежи, М., 1978; Голомшток А. Е., Выбор профессии и воспитание личности школьника, М., 1979 (библ.); Павлютенков E. M., Формирование мотивов выбора профессии, К., 1980; Профконсультационная работа со старшеклассниками, К., 1980; Шавир П. А., Психология проф. самоопределения в ранней юности, М., 1981; Сахаров В. Ф., Сазонов А. Д., Профориентация школьников, М., 1982; Чистякова С. Н., Основы профориентации школьников, М, 1983; Школа и выбор профессии, М., 1987; Поляков В. А. и др., Проф. самоопределение молодежи, П., 1993, № 5.
В. А. Поляков, С. Н. Чистякова.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
559.22 кб

Профессиональное самоопределение учащейся молодежи

Кондратенко Наталья Александровна, Шашкова Светлана Николаевна
Рассматривается процесс профессионального самоопределения учащейся молодежи; анализируются факторы, влияющие на выбор направления обучения и профессии в целом; анализируются изменения, происходящие с молодыми людьми в период обуче
Читать PDF
2.57 мб

Проблемы профессионального самоопределения молодежи

Семина Ольга Алексеевна, Клименко Наталья Сергеевна
В статье рассматриваются противоречия при решении вопросов профессионального самоопределения; факторы, организационно-педагогические и социально-педагогические условия профессионального самоопределения, а также предпосылки его фор
Читать PDF
504.26 кб

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ МОЛОДЕЖИ

Избасарова Н.Ю., Летучева Л.А.
В статье раскрывается актуальность проблемы профессионально-личностного самоопределения молодежи, выделяются основные периоды развития педагогических представлений о сущности профессионально-личностного самоопределения, выделяются
Читать PDF
327.34 кб

Профессионально-личностное самоопределение молодежи

Шайдурова О. В., Гончаревич Н. А.
Авторы считают, что важнейшим критерием осознания и продуктивности профессионального самоопределения личности является ее способность находить личностный смысл в профессиональном труде, самостоятельно проектировать свою профессион
Читать PDF
294.01 кб

Проблема профессионального самоопределения молодежи

Авакова Элина Борисовна
В статье приведены тенденции выбора студенческой молодежью престижных и прибыльных профессий, отмечены положительные и отрицательные стороны раннего профессионального становления, подчеркнута необходимость проведения профконсульта
Читать PDF
75.44 кб

Противоречия в профессиональном самоопределении молодежи

Ромашова Людмила Олеговна
В статье рассматривается сущность процесса профессионального самоопределения молодежи. Выявлены основные тенденции и противоречия в профессиональном самоопределении в условиях рыночных преобразований.
Читать PDF
264.98 кб

Семья как фактор профессионального самоопределения молодежи

Соловьева А. В.
Читать PDF
223.07 кб

Проблемы профессионального самоопределения вузовской молодежи

Филиппова Кристина Николаевна, Забелин Сергей Федорович
Рассмотрены проблемы профессионального самоопределения молодежи, проведен анализ условий выбора рабочих мест выпускниками Забайкальского университета, анализ негативных и позитивных факторов, влияющих на профессиональное самоопред
Читать PDF
108.34 кб

Профессиональное самоопределение и самооценка молодежи региона

Ахметова Язглем Мубаракшевна, Мухаметзянова Лилия Касымовна, Хизбуллина Радмила Радиковна
В статье рассмотрены особенности профессионального самоопределения и самооценки молодежи Республики Татарстан в современных условиях.
Читать PDF
91.09 кб

Профессиональное самоопределение современной российской молодежи

Мишле Виктория Владиславовна
Автор анализирует социально-экономические причины изменений профессионального самоопределения молодежи.
Читать PDF
452.08 кб

Профессиональное самоопределение современной студенческой молодежи

Чернухина Е. Е., Мартынова Е. В.
В статье на основе теоретического и эмпирического анализа рассматривается сущность, современное состояние и перспективы совершенствования процесса формирования профессионального самоопределения современной студенческой молодежи.
Читать PDF
184.45 кб

Особенности профессионального самоопределения современной молодёжи

Колтунова Юлия Ивановна, Молоткова Таисия Леонидовна
В статье рассматриваются проблемы и особенности профессионального самоопределения молодёжи в современной России. Показана недостаточная ориентация на трудовые ценности, фиксируется падение престижа рабочих профессий у молодёжи.
Читать PDF
363.79 кб

Гендерный аспект профессионального самоопределения учащейся молодежи

Панина Светлана Викторовна
Актуальность исследования обусловлена важнейшей задачей образовательных организаций оказать учащимся старших классов психолого-педагогическую поддержку в формировании профессионального самоопределения.
Читать PDF
210.06 кб

Тьюторство и сопровождение профессионального самоопределения молодежи

Куляпин Алексей Сергеевич
Статья посвящена актуальным проблемам профессиональной ориентации молодежи на рабочие и инженерные специальности, описанию опыта создания образовательным учреждением условий, обеспечивающих формирование готовности учащихся к ответ
Читать PDF
278.55 кб

Проблемы трудоустройства и профессионального самоопределения молодежи

Кабеева Наталья Викторовна
Рассмотрены проблемы трудоустройства молодых людей в современной России. Определена взаимосвязь между выбором специальности и перспективами поиска работы.

Похожие термины: