ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Найдено 1 определение
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
специфическая форма отношения человека к окружающей действительности, содержание которой обеспечивает оптимальное состояние системы «природа – общество», сохранение природы, создание здорового образа жизни человека, социальные, экономические и профессиональные условия жизнедеятельности общества.
П.-э.д. – это целостное понимание органического единства теоретического и практического взаимодействия различных действий, проявлений людей в сферах предметной области функционирования. П.-э.д. включает цель, прогнозирование и моделирование, процесс, способы, средства достижения цели, результат, взаимосвязь внутренних и внешних факторов.
В согласии с теорией деятельности (В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов), П.- э.д. многоаспектна, предметна и порождена многозначностью научно-практических интересов профессиологии и экологии. Она является составной частью социально- экологической деятельности, выражающей аспект отношения общества к природе.
П.-э.д. стала возможной тогда, когда человек в результате своей производственной деятельности уже нанес определенный ущерб окружающей среде и когда он благодаря этой же производственной деятельности обрел достаточно большой технический, экономический и социальный потенциал, часть которого он может направить на преодоление экологической опасности и оптимизацию окружающей среды.
Цели, которые преследует профессионально-экологическая деятельность, двояки: во- первых, устранение негативных последствий антропогенного воздействия на окружающую людей среду, во-вторых, оптимизация экологических условий жизнедеятельности общества в соответствии с его растущими потребностями. В материальном производстве люди непосредственно относятся к природе как предмету и средству труда, но эти отношения опосредуются их отношением друг к другу, т.е. внутрисоциальными отношениями. П.-э.д. требует обратного: люди непосредственно вступают в отношения друг к другу, но эти отношения опосредуются их отношением к природе.
Мерой необходимости П.-э.д. выступает профессионально-экологическая ответственность. В содержание П.-э.д. входит весь комплекс требований кпрофессиональной деятельности рабочего или специалиста по преобразованию природы, вытекающий из объективной профессиональной необходимости в целом и конкретной экологической ситуации в частности. Профессионально-экологическая ответственность – это и чувство, и сознание, и общественная связь, и стимул, как побуждающий к определенным видам деятельности, так и сдерживающий другие.
Средства П.-э.д. определяются ее целями и включают в себя технические сооружения, технологические процессы, социальные, научные, образовательные и другие факторы, обеспечивающие процесс утверждения экологического равновесия в окружающей среде. Их функциональное своеобразие заключается в том, что они непосредственно обеспечивают экологические условия жизнедеятельности людей, а не процесс производства материальных благ.
Лит: Платонов К.К. Вопросы психологии труда. – М., 1970; Философско-психологические проблемы развития образования / Под ред. В.В. Давыдова. – М., 1981; Леонтьев А.Н. Деятельность, сознания, личность. – М., 1975; Карпенко Е.И. Экология и проблема ответственности // Экология, культура, образование: Материалы науч. конф. / МГПИ. – М., 1989; Урсул А.Д. О понятии «экологическая деятельность» // Философия науки. 1986. № 1. Н.М. Александрова

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
555.38 кб

РОЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Бичева Ирина Борисовна, Хижная Анна Владимировна, Дряхлова Ольга Владимировна
В данной работе обосновывается актуальность развития экологической компетентности педагога образовательной организации. Проведен анализ научно-теоретических положений, раскрывающих понятие «экологическая компетентность».
Читать PDF
221.46 кб

Технологии социально-экологического конструирования в профессиональной деятельности учителя

Шилова В. С., Сиденко А. В.
Анализируются подходы к определению сущности понятий «технология» и «педагогическая технология», рассматриваются виды педагогических технологий и их особенности.
Читать PDF
262.94 кб

Модернизация профессиональной деятельности преподавателя экологических дисциплин в контексте формиро

Храпаль Лариса Робертовна
В статье рассматривается один из аспектов модернизации высшего профессионального экологического образования модернизация профессиональной деятельности преподавателя экологических дисциплин, ключевым компонентом которой является ег
Читать PDF
3.32 мб

Критерии оценки уровня готовности специалистов к профессиональной деятельности в экологическом туриз

Богатырева Дарья Степановна
Рассматривается проблема критериальной оценки уровня готовности будущих специалистов к профессиональной деятельности в экологическом туризме.