ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ И ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ

Найдено 1 определение
ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ И ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ
(лат. principium - начало, основание; <...>; + греч. diagnosticos - способный распознавать). Собственно в основе диагностического искусства в практической психологии и логопедии лежат четыре главные принципа: основной - принцип методического ограничения и три вспомогательных. 1. Принцип методического ограничения заключается в том, что метод, построенный в рамках одной теоретической концепции, не может быть в полной мере использован для объективизации той стороны объекта, которая освещена другой теорией, а полученные с помощью этого метода данные не могут быть основой для построения технологии воздействия, базирующейся на совершенно иных теоретических представлениях.2. Принцип взаимной проверки и сопоставления методик между собой. Этот принцип был введен в психологию применительно к патопсихологическому исследованию еще С. Я. Рубинштейн (1970 г.). Любая методика имеет более широкие возможности зондирования, помимо ее прямой целевой направленности. При правильном подборе методик результаты, получаемые при помощи одной методики, проверяются через дополнительные возможности других использованных диагностических инструментов. 3. Принцип необходимости-достаточности заключается в том, что набор и количество диагностических процедур должно быть минимально необходимым, но в то же время и вполне достаточным для объективного зондажа психической реальности. Большинство экспериментально-психологических методик позволяет получать более широкий спектр данных за счет дополнительных возможностей методики. Психологу необходимо так построить диагностический алгоритм, чтобы, используя основную направленность и дополнительные возможности методик, составить на основе диагностического алгоритма необходимый набор инструментальных средств и техник, позволяющих экономично и достаточно надежно провести исследование. 4. Принцип взаимосвязи возможностей инструментального приема и уровня зондирования психической реальности предполагает, что каждая конкретная методика исследует то, на что она направлена, лишь на определенном уровне. В то же время, сам предполагаемый исследователем, уровень диагностики объективно диктует получать данные лишь в пределах этого уровня глубины исследования.

Источник: Терминологический словарь по логопедии и нейропсихологии.