ПРИНЦИПЫ ОТБОРА СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Найдено 1 определение
ПРИНЦИПЫ ОТБОРА СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
положения, определяющие соответствие учебных программ и структуры учебных предметов качественным и структурным изменениям науки. Эти принципы должны соблюдаться при разработке учебных программ. Основными из них являются следующие. Отражение проблемного построения знаний на базе прогнозирования развития профессионально-квалифиционной структуры рабочих кадров. Развитие профессионально-технического образования должно опережать процесс совершенствования орудий и предметов труда, технологии и организации производства. При отборе содержания обучения учитывается прогноз в изменении содержания труда рабочих в соответствии с тенденциями развития данной отрасли. Отражение современных достижений науки, техники и передовой технологии в соответствующей отрасли производства. В содержание предмета обучения входит только то, что сформировано наукой. Если учащиеся должны знать устройство большого числа машин различных типов, марок и модификаций, то в программах следует предусматривать изучение принципиальных схем устройства и работы сходных типов машин и типовых технологических процессов и на этой основе раскрывать особенности наиболее современных конструкций. Программы производственного обучения должны предусматривать формирование у учащихся высокого профессионального мастерства на базе новой техники и технологии. Отражение политехнического принципа. Каждый предмет включает в себя как общенаучные, так и профессионально-политехнические понятия. Общенаучными являются понятия, характеризующие общие основы классификации наук, общие основы классификации техники, общие принципы всех процессов производства, общие социально-экономические условия труда.
К общенаучным понятиям, например, относятся: сила, скорость, твердость, нагрузка, окисление и др., а к общенаучным понятиям предмета «Специальная технология» – формирование знаний о производстве и др. К профессионально-политехническим относят понятия, характеризующие: общие принципы устройства и действия средств производства конкретной отрасли; общие принципы технологии производства конкретной отрасли; общие научные основы профессиональной деятельности; общие экономические факторы труда конкретной отрасли; понятия о конкретном производстве, технологических процессах, трудовой деятельности рабочего данной профессии; знания, являющиеся основой профессиональных навыков и умений. В основе политехнического обучения лежит прежде всего изучение того общего, что присуще не только данной, но и всем другим отраслями промышленности. В связи с этим при отборе учебного материала выделяются те руководящие идеи, теории и законы, которые лежат в основе современной техники, технологии и организации производства, являются ключом к пониманию и овладению профессией в целом и применимы на практике. Составными частями политехнического образования являются политехнические знания, навыки и умения по данной профессии, т. е. все то, что необходимо рабочим для достижения высокой производительности труда. Отражение преемственности трудовой и профессионально-технической подготовки. Содержание профессионально-технической подготовки базируется на знаниях и умениях, полученных учащимися в ходе трудового политехнического обучения в общеобразовательной школе. Отражение взаимосвязи общего и профессионально-технического образования.
Определение основных идей учебных предметов применительно к изучаемым профессиям. В общеобразовательных, общетехнических и специальных предметах и в производственном обучении из общей совокупности знаний выделяются наиболее специфические для каждого предмета системы знаний, навыков и умений, наиболее характерные для профессиональной подготовки учащихся. Реализация в учебном процессе основных идей учебных предметов позволит улучшить управляющее воздействие преподавателя на процесс формирования у учащихся знаний, навыков и умений. Отражение опыта новаторов производства. Каждая учебная программа (прежде всего специальных предметов и производственного обучения) должна отражать опыт новаторов производства: передовые приемы, способы труда и применяемые инструменты, приспособления, оснаст ку, работу на основе прогрессивной технической документации, используемой на предприятии. Ориентация на дальнейший рост производственной квалификации рабочего, окончившего училище. Объем теоретических знаний предусматривается в программах специальных и общетехнических предметов, как правило, на один разряд (класс) выше, чем это предусмотрено квалификационной характеристикой. Это значительно расширяет общетехнический и специальный кругозор и обеспечивает перспективу быстрого роста производственной квалификации рабочего, окончившего училище. При таком подходе к определению содержания обучения создается запас знаний для быстрой адаптации выпускников профтехучилищ к изменяющимся условиям производства. Отражение в учебных программах работ, смежных с работами по основной профессии. В программы включаются вопросы по изучению смежных работ по избранной специальности. Это расширяет профиль рабочих, способствует быстрой адаптации к бригадной организации труда.
Планирование обучения родственным видам работ базируется на наиболее рациональном сочетании комплекса знаний, навыков и умений по основной и смежной профессиям, диктуемых требованиями данного производства, где учащиеся проходят производственную практику. Развитие технического мышления. В учебные программы включаются технологические задачи по закреплению навыков, приобретенных учащимися в процессе производственного обучения, обучению рабочих технологически грамотно выполнять операции в различных условиях. Предусматриваются значительное количество расчетных работ, упражнений по самостоятельной разработке технологических процессов, самостоятельные работы с использованием справочной литературы, лабораторные и практические работы, а также другие формы учебной работы, требующие умения применять весь объем полученных знаний. Отражение вопросов воспитания. В учебных программах обращается особое внимание на формирование у учащихся убежденности и преданности Родине, на воспитание высоких моральных качеств, сознатель ного отношения к труду, готовности беречь и преумножать трудовые традиции рабочего класса. Отражение вопросов экономического обучения учащихся. Учащиеся должны научиться ценить рабочее время, рационально организовывать свой труд, бережно и экономно относиться к собственности. В учебных программах должна быть показана целесообразность выполнения учащимися конкретных практических заданий экономического характера. С этой целью обосновываются рациональные варианты совмещения профессий, многостаночного обслуживания или бригадной организации труда, изучаются вопросы повышения уровня специализации рабочего места и улучшения его оснащения, планировки и обслуживания, анализируются пути совершенствования технологии (замена одной операции другой, совмещение выполнения операций, применение усовершенствованного инструмента, приспособлений, наладка, ускоряющая выполнение операций). Только на конкретном материале, прежде всего при изучении технологии и организации производства, можно понять важность и необходимость экономических знаний, научной организации труда и на этой основе самостоятельно овладеть экономическими основами производства, приобретать навыки экономического анализа. Отражение в учебных программах федерального – основного (стабильного) – и регионального – специального (динамичного) – компонентов обучения, позволяющих изменять структуру учебных программ.

Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005