ПРЕПОДАВАНИЕ педагогическое

Найдено 1 определение
ПРЕПОДАВАНИЕ педагогическое
управление уч.-познават. деятельностью обучаемых; один из компонентов процесса обучения. П. реализуется как непосредственно педагогом, так и в опосредованной форме и предполагает встречно направленный процесс учения. Деятельность преподавателя включает в себя: отбор, систематизацию, структурирование, восприятие, осознание и овладение уч. информацией и методами работы с нею учащихся и предъявление ее обучаемым в пед. практике; организацию рациональной, эффективной, адекватной задачам обучения деятельности каждого обучаемого по овладению предлагаемой системой знаний и умений. Деятельность преподавателя предполагает также планирование и организацию им собственной работы. В этом контексте управление как пед. воздействие носит не столько корректирующий, сколько формирующий характер и направлено на образование обучаемого, развитие у него разл. структур умственной деятельности и на воспитание личности.
Управление уч.-познават. деятельностью учащихся в процессе обучения иногда понимается узко, как управление усвоением в рамках отд. познават. задач, т.е. на уровне оперативного управления (напр., процессом открытия неизвестного в разл. типах проблемных ситуаций). Средствами управления в этом случае являются «наводящие задачи», подсказки разной интенсивности, переформулировка задачи и т. д. В широком смысле управление уч. познанием трактуется как процесс предъявления учащимся такой системы уч. задач, к-рая предусматривает в ходе их решения постепенное и последовательное продвижение школьников по ступеням познания — от низкого уровня проблемности заданий и познават. самостоятельности к творческой, исследовательской. Тем самым проектируется определенный уровень сформированности свойств, качеств знаний (системность, динамичность, обобщенность и т. п.). Деятельность преподавателя направлена на выявление условий организация уч. работы, соблюдение к-рых позволит обучаемому сознательно ориентироваться в предмете, актуализировать полученные знания и умения, осуществлять самоконтроль.
Важнейшим условием выступает система типовых уч. задач, применение к-рой способствует целенаправленному формированию у учащихся умения и потребности систематически пользоваться обязат. минимумом знаний как инструментом открытия новых знаний, новых связей и закономерностей. Через систему уч. задач, соответствующих конкретным целям обучения, преподаватель создает благоприятные условия для принятия таких задач учащимися, инструктирует учащихся о способах предстоящей деятельности, оказывает им своевременную помощь, побуждает у них любознательность, чувство долга и ответственности.
Каждый акт П. должен вносить определенные изменения как в характер деятельности обучаемого, так и в процесс его становления как личности. Для этого преподаватель проводит тщательный анализ целей обучения применительно к разл. ситуациям обучения, к конкретному уч. предмету и каждому его разделу. Цели обучения на каждом занятии формируются как определение типовых задач, ради решения к-рых и организуется обучение. Без определения таких задач цели занятия оказываются недостаточно конструктивными, их достижение затруднено, они не поддаются пед. контролю. Не имея четкого представления о том, для решения каких уч. задач предназначаются знания, учитель не может определить, какую деятельность должны совершать обучаемые. Трудно также определить эффективность обучения, осуществить текущий и итоговый контроль за ходом и уровнем усвоения уч. материала, оценить рациональность избранного варианта организации уч. деятельности обучаемых и способов П., внести необходимые коррективы в процесс обучения, объективно установить причины имеющихся пробелов в знаниях и умениях учащихся. Учитель должен не только иметь четкую программу того, ««ему учить», но и сформулировать те задачи, в к-рых обучаемые должны будут использовать усваиваемое содержание.
При разработке своей программы обучения преподаватель должен оценить, какие знания, с какой целью и в какой степени он предполагает сформировать у учеников в результате" изучения ими конкретного материала. Для этого необходимо учесть особенности отд. видов деятельности обучаемых, к-рая обеспечит достижение поставленных уч. целей. Важное значение имеет определенная последовательность действий обучающихся, операционный состав этих действий (исполнительских, оценочных и ориентировочных), нахождение способов мотивации обучаемых к участию в познават. деятельности. Это — первая задача П. в структуре обучения.
Вторая задача сводится к реализации принципа активности и самоуправления в познават. деятельности обучаемых и заключается в такой организации уч. занятий, при к-рой преподаватель с помощью программ обеспечения и организации уч.-познават. деятельности направлял бы и интенсифицировал процесс активной, самостоятельной и результативной работы каждого обучаемого по овладению основами теории и методами ее применения при решении уч.-познават. задач.
Лит.: Данилов М. А., Процесс обучения в сов. школе, М., 1960; Скаткин M. H., Совершенствование процесса обучения, М., 1971; Давыдов В. В., Виды обобщения в обучении, М., 1972; Талызина Н. Ф., Управление процессом усвоения знаний, М., 1975; ее же, Формирование познават.
деятельности мл. школьников, М., 1988; Харламов И. Ф., Как активизировать учение школьников, Мн.; ЩукинаГ. И., Активизация познават. деятельности учащихся в уч. процессе, М., 1979; Шапоринский С. А., Обучение и науч. познание, М., 1981; Дидактика ср. школы, под ред. M. H. Скаткина, М.; Бабанский Ю. К., Процесс обучения, его методологич. и теоретич. основы, в кн.: Педагогика, под ред. Ю. К. Бабанского, M.; Дьяченко В. К., Организационная структура уч. процесса и ее развитие, М., 1989; Теоретич. основы процесса обучения в сов. школе, под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера, М., 1989; Пидкасистый П. И., Горячев Б. В., Процесс обучения в условиях демократизации и гуманизации школы, М., 1991. П. И. Пидкасистый.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
689.12 кб

Преподавание риторики в педагогическом вузе

Тумина Л.
Читать PDF
301.86 кб

Преподавание педагогических технологий в вузе

Уварова Любовь Рудольфовна, Панкова Мария Александровна, Пешков Михаил Анатольевич, Уварова Наталья Игоревна
Подготавливая в вузе учителя завтрашнего дня, необходимо обеспечить его знанием технологий, умениями разработки и применения этапов обучения на технологической основе.
Читать PDF
165.93 кб

Педагогическая диагностика и методика преподавания музыки

Омельченко Анетта Ивановна
Наблюдения социологов, психологов, музыковедов, педагогов дают основания оценить музыкальное искусство как очень эффективное воспитательное средство, которое способствует раскрепощению духовных способностей человека во всех сферах
Читать PDF
810.85 кб

Методика преподавания информатики как педагогическая наука

Тухтаров Суюн Буриевич
В данной статье раскрывается методика преподавания информатики как педагогическая наука.
Читать PDF
430.05 кб

Диагностика педагогического стиля преподавания вокала в вузе

Овсянникова Оксана Александровна
Рассматривается понятие «педагогический стиль преподавания вокала».
Читать PDF
488.89 кб

Педагогические технологии преподавания дисциплины «Философия»

Валеева Галина Викторовна
В статье рассматривается педагогические методики преподавания дисциплины «Философия», а также проблема оценивания результатов работы студентов.
Читать PDF
555.00 кб

Педагогическое мастерство при преподавании иностранных языков

Шералиева Шахноза Иркиновна
В статье уделяется внимание профессионализму преподавателя иностранного языка. Подчеркивается мастерство педагога. Перечисляются умения преподавателей, необходимые для овладения иностранным языком.
Читать PDF
493.52 кб

Педагогический опыт в преподавании дисциплины "патофизиология"

Алексеева Сардана Николаевна, Антипина Ульяна Дмитриевна, Протодьяконов Сергей Вячеславович, Антипин Георгий Прокопьевич
Современный процесс подготовки дипломированного специалиста-медика предъявляет новые требования к организации образования в медицинском вузе, так как в обществе всё более возрастает необходимость развития творческого потенциала ли
Читать PDF
1.85 мб

Современные методы в преподавании предметов педагогического цикла

Гумерова М.М., Сафина А.М., Хафизова Г.М.
Внедрение новых педагогических технологий позволяет значительно повысить эффективность и результативность педагогической деятельности.
Читать PDF
1.03 мб

О преподавании курса геометрии в условиях педагогического колледжа

Н. В. Чуйкова
Читать PDF
235.12 кб

О некоторых особенностях преподавания риторики в педагогическом вузе

Е. Л. Пупышева, В. А. Костенко
В данной статье рассматриваются некоторые особенности изучения педагогической риторики, дается содержание программы, приводятся образцы заданий и упражнений.
Читать PDF
770.91 кб

Методика преподавания экологического компонента в педагогическом вузе

Н. Н. Егорова
Читать PDF
417.25 кб

Организация смешанного обучения в преподавании педагогических дисциплин

Яковлева Альфира Галеевна
Актуализирована проблема использования новых образовательных технологий в учебном процессе высшей школы.
Читать PDF
978.78 кб

Педагогический опыт: методика преподавания дисциплины "рынок ценных бумаг"

Прусова В.И., Безновская В.В., Рассолова В.В.
Преподаватели делятся опытом, предлагают свое видение существующих в преподавании проблем и пути их решения.
Читать PDF
3.37 мб

Опыт преподавания социально-политических наук в педагогическом университете

Скворцова Тамара Васильевна
Статья посвящена анализу политического образования студентов.