Предмет акмеологии
Предмет акмеологии
1) (по А. А. Бодалеву) – «закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии. Ступень зрелости человека и так называемая вершина этой зрелости или, как ее еще называют, «акме» – это многомерное состояние человека, которое … всегда показывает насколько он состоялся как гражданин, как специалист-труженик... как личность... Ясно, что для того, чтобы целостно понять человека как «владельца», как «носителя» всех этих его «ипостасей», осмыслить всю сложность зависимостей между ними, необходимо сведение в единую «картину» результатов изучения зрелого человека, полученных в исследованиях, проведенных с позиции разных наук. Подобные целостные «картины» человека, проходящего ступень зрелости, когда его индивидные, личностные и субъектно-деятельностные характеристики постигаются в единстве, нарабатываются акмеологией». Это понимание П.а. ценно своим обращением к целостности человека. Однако в представленном понимании П.а. допущена (как подметил Ю.А. Гагин) методологическая неточность (недосказанность): наработки целостных «картин» человека сами по себе не могут не быть предметом акмеологии как науки (эту задачу могут решать и психология, и педагогика). По-видимому, П.а. в этом контексте нужно видеть не в «наработке целостных картин» (это задача акмеологии), а в изучении самой целостности, тех процессов, которые приводят человека к целостности, универсальности и уникальности, т.е к его «акме». Таким процессом является осуществление индивидуальности человека; 2) (по Н.В Кузьминой) – «поиски следующих закономерностей: саморазвитие зрелого человека; самореализация его творческого потенциала и процесс созидательной деятельности на пути к высшим достижениям (вершинам), факторы, объективные и субъективные, содействующие и препятствующие достижению вершин; закономерности обучения вершинам жизни и профессионализма в деятельности; самообразование; самоорганизация и самоконтроль; закономерности самосовершенствования, самокоррекции, самореорганизации деятельности под влиянием новых требований, идущих как извне, от профессии и общества, развития науки, культуры, техники, так и, особенно, изнутри, от собственных интересов, потребностей и установок, осознания своих способностей и возможностей, достоинств и недостатков собственной деятельности». Давая такое определение П.а., Н.В. Кузьмина поясняет отличие акмеологии от психологии, педагогики, усматривая это отличие в ключевом знаке акмеологии – «вершине», которую достигают все реальные люди, не обязательно гении. «Чтобы выявленные факторы достижения вершин гениями поставить на службу обучения будущих специалистов, необходимо исследовать «условные вершины» – т.е. реальных специалистов, достигающих более высоких результатов по сравнению с их коллегами. А это уже предмет акмеологии.» Таким образом, в представленной трактовке П.а. в качестве эталонов «вершин» принимаются «лучшие исполнители» и их деятельность. Однако, как это было показано Ю.А. Гагиным в 1970 г., чем «лучше» исполнители и «выше» их деятельность, тем выше и вариативность свойств и характеристик исполнителей и деятельности.