ПРАКТИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ
Одна из ведущих целей обучения иностранному языку, направленная на овладение языком как средством общения и приобретения умений, необходимых для успешного владения языком (например, умения самостоятельно работать с книгой, пользоваться словарем и т. д.). Такое достаточно широкое толкование позволяет выделить ряд задач, которые в своей совокупности обеспечивают достижение П. ц. о.: 1) коммуникативные задачи (характеризуют уровень практического владения языком); 2) филологические задачи (связаны с приобретением знаний, навыков, умений по дисциплинам, являющимся базовыми для филолога, – теории языка, методике его преподавания, истории литературы, педагогике, психологии); 3) профессиональные задачи (обеспечивают приобретение знаний, навыков, умений, необходимых для будущей профессиональной деятельности); 4) социокультурные задачи (обеспечивают необходимый уровень знаний о стране изучаемого языка и способность участвовать в межкультурном общении); 5) предметные задачи (умение пользоваться языком в различных сферах общения в соответствии с содержанием предмета общения; 6) общеучебные задачи (обеспечивают умение работать с книгой, пользоваться ТСО, логично излагать свои мысли и др). П. ц. о. имеют разное содержание в зависимости от контингента обучающихся и этапа обучения. Цель обучения на краткосрочных курсах часто носит ограниченный характер (например, овладение устной речью). Наиболее полную реализацию П. ц. о. получает в работе со студентами-филологами. Для студентов-нефилологов практическая цель в первую очередь связана с овладением языком будущей специальности. Требования к достижению П. ц. о. даются в программах. С учетом коммуникативных задач они включают: а) умения в разных видах речевой деятельности; б) языковые знания и навыки; в) социокультурные знания и умения. Задача преподавателя заключается в том, чтобы сформировать у учащихся такие коммуникативные умения (и лежащие в их основе речевые навыки), чтобы обеспечить удовлетворение их коммуникативных потребностей и сфрмировать способность пользоваться языком в рамках планируемого уровня владения языком.
Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).