ПОРЯДОК СЛОВ

Найдено 1 определение
ПОРЯДОК СЛОВ
Порядок слов вопреки сложившемуся мнению не является в русском языке свободным, хотя и не столь фиксирован, как, напр., в английском. В русском языке у П.с. в письменной и устной речи разные функции и разные нормы. В монологической и диалогической речи они также различны.
В письменной и устной монологической речи основная функция П.c. — выражение актуального членения предложения, позволяющее осуществлению когезии (связности) текста. Предложения в тексте строятся по принципу тема-рема, т.е. от данного (названного в предыдущем предложении), известного адресату, исходного для адресанта к новому, информативно значимому. См., напр., в тексте директора Гидрометцентра России о погоде: В погоде, как и в жизни, часто происходят революционные сдвиги. Другое дело — климат,он меняется медленно и постепенно, несмотря на фантастические сценарии катастроф. Август 2004 г. по значению средних температур в Северном полушарии был теплее средних многолетних значений на 0,7 градуса (Изв.) (курсивом обозначена тема, полужирным — рема, подчеркнуты собственно тема или собственно рема).
Возможны два типа построения текста: 1) к одной и той же теме присоединяются разные ремы (параллельная связь) или (чаще); 2) рема одного предложения становится темой следующего (последовательная связь), но в любом случае текст в каждой своей составляющей (предложении) развивается от темы к реме, и порядок размещения слов во фразе следует этому принципу. Это отвечает логике развития мыслей, а потому такой же порядок слов нередко наблюдается в монологической устной речи. См., напр., в интервью В. Машкова: Не боитесь подорвать свой имидж? — Самое страшное в нашей жизни — создать себе образ, которому ты не соответствуешь. Я из сибирского городка, и самая близкая из тех ролей, которые я исполнял, была в картине «Вор». Близкую по моему существу, потому что я знал этих людей, простых людей. Толян из «Вора» — он простой человек (Изв.).
Однако функция выражения актуального членения для П.с. в устной речи не основная, поскольку рема информационно может быть обозначена независимо от места её расположения во фразе.
Внутри тематического или рематического комплекса действует вторая по значимости в письменной речи функция порядка слов — грамматическая. В русском языке — это прежде всего функция организации (сохранения или расчленения) словосочетаний. Сохранению словосочетания на основе согласования способствует нормативный порядок: зависимый член перед существительным (Иной порядок может даже грамматически разрушить словосочетание, превратив определение в сказуемое: солнечный день иДень солнечный), а на основе управления — управляемый член после управляющего (сценарии катастроф, позвать сестру, сказать сестре).Иное расположение слов расчленяет словосочетание, делая один из его компонентов темой или ремой (ср.: быть холоднее — единое словосочетание, а В США август холоднее был только в 1927 г. — расчленённое на тему и рему). Примыкающие компоненты словосочетаний располагаются перед главным, если это наречия на -о/-е, а если это застывшие формы творительного падежа — после главного компонента (быстро идти, но ехать верхом).Иной порядок расчленяет словосочетание.
Члены предложения, не образующие словосочетаний ни с подлежащим, ни со сказуемым (детерминанты и ситуанты), начинают собой предложение (В США и Канаде это лето оказалось самым холодным).
Обычное расположение при наличии нескольких свободных словоформ: время-место-субъект (Вчера в магазине сестре стало плохо, и ей вызвали «Скорую»).
В художественной речи и публицистике (реже) работает и стилистическая функция П.е.: стилизация под диалогическую устную речь (типично в таких случаях расположение дополнения перед глаголом) и фольклорную (сказовую) монологическую (сказуемое перед подлежащим: Жили-были старик со старухой).
В стихотворной речи главенствует расположение слова не в предложении, а в строке, обычные нормы П.с. письменной речи нарушаются ради придания каждому слову особой значимости (ср. прозаическое Я воздвиг себе нерукотворный памятник и стихотворное Я памятник себе воздвиг нерукотворный).
Пользуясь письменной речью, следует помнить, что в русском языке П.с. не разграничивает подлежащее и сказуемое, подлежащее и дополнение, поэтому при любом их расположении при одинаковых формах возникает двусмысленность: Выстрел опередил прыжок зверя ~ Прыжок зверя опередил выстрел. Если контекст не даёт однозначного понимания, таких предложений следует избегать (можно: Зверь прыжком опередил выстрел / Выстрел не дал зверю прыгнуть).
Необходимо также учитывать, что в сложных словосочетаниях на основе управления контактно к глаголу располагается косвенное дополнение, т.к. его связь с глаголом слабее, чем у прямого (дать кому что).
В устной речи и актуальное членение предложения и единство или членение словосочетаний оформляется интонационно, поэтому П.с. в ней гораздо свободнее. Как тема, так и рема могут занимать в предложении любое место, но частотнее рема в начале или середине предложения, т.к. концы фраз обычно «проглатываются». Рема часто просто отсутствует. Словосочетания также связаны просодически, отсюда в устной речи не возникает ненужных словосочетаний в предложениях типа: Обязать всех владельцев / собак держать на привязи (перепад частот основного тона разделяет владельцев и собак при просодическом объединении собак и держать) — двусмысленности соответствующей письменной фразы не возникает.
В этих условиях основной функцией П.с. в устной (особенно в разговорной) речи становится функция выражения степени коммуникативной значимости, в соответствии с которой всё коммуникативно значимое выдвигается вперёд (и получает просодически ударное место), а всё незначимое располагается позади, в просодическом (интонационном) провале, т.е. почти не слышны. Именно поэтому рема как самое значимое слово в предложении выдвигается вперёд (остальное могут и не дослушать, прервав говорящего), поэтому определение оказывается перед существительным (даже субстантивное: сестры сын), тогда как малозначимое — после, дополнение располагается впереди глагола и т.д.
В результате различия функций различны и нормы П.с. В письменной речи рема в конце, тогда как в устной, особенно диалогической, — ближе к началу, в письменной речи — тенденция к последовательности реализации всех связей: Он помог (кому?) ей (в чем?) сделать (что?) доброе дело (так называемый проективный П.е.), а в устной диалогической господствует непроективный П.с. (Я очень его люблю; Он доброе дело ей сделать помог).
И в письменной, и в устной речи изменения типичного для каждой из них П.с. либо имеют значение для передачи смысла (выделение ремы, стилизация устной речи на письме, выражение степени коммуникативной значимости — в устной) или является ошибкой в письменной речи: *Он помог сделать ей доброе дело. Под влиянием разговорной речи с её относительной свободой в расположении слов нередко встречаются ошибки в размещении в письменной речи частицы даже и наречной частицы ещё (надо: перед тем словом, которое они выделяют), союза также (должен быть после того слова, которое присоединяет: Приехал отец, даже мама приехала штМама приехала также). Ошибочно: Мама даже приехала, если даже выделяет слово мама, а не приехала; также в начале предложения.
Следует учесть, что и в письменной, и в устной речи рема может быть выражена лексически (словами с эмоциональной семантикой, при помощи специальных частиц) — в таких случаях её место в предложении более свободно. Кроме того, возможны в П.с. проявления авторского идиостиля (Сухое стояло лето у М.А. Шолохова), но они возможны именно как отступления от нормы или её нейтрального варианта.
Лит.: Ковтунова И.И. Современный русский язык и актуальное членение предложения. М., 2002; Крылова О.А. Коммуникативный синтаксис русского языка. М., 1992; Крылова О.А., Хавронина С.А. Порядок слов в русском языке. М., 1984; Мучник Б.С. Культура письменной речи. М., 1996; Николаева Т.М. От звука к тексту. М., 2000; Николаева Т.М. Функции частиц в высказывании. М., 1983; Русская разговорная речь / под ред. Е.А. Земской. М., 1973; Сиротинина О.Б. Порядок слов в русском языке. М., 2003; Янко Т.Е. Коммуникативные стратегии русской речи. М., 2001.
О.Б. Сиротинина

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.