ПОЛИТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Образование политехническое
вид образования, связанный с освоением человеком основ техники, технологии, современного производства.

Источник: Педагогика и психология высшей школы методика работы с понятийным аппаратом. 2013

Образование политехническое
образование, ориентированное на знакомство учащихся с основными принципами организации современного производства, безотходных и экологически чистых технологий, обучение навыкам обращения с компьютерной техникой и простейшими современными орудиями механизированного и автоматизированного труда.

Источник: Педагогический словарь

ОБРАЗОВАНИЕ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОЕ
образование, направленное на получение научных знаний о современном производстве, различных видов энергии, получении химических веществ, машиноведении, электротехнике, сельскохозяйственном производстве, экономике, а также на получение разнообразных практических умений и навыков, необходимых для участия в производительном труде. Общее и политехническое образование обеспечивают базу для получения профессионального образования.

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

Образование политехническое
составная часть общего образования, процесс и результат обучения, направленный на ознакомление с основными принципами организации современного производства, новыми технологиями, освоение современными орудиями механизированного и автоматизированного труда. Научные основы и сущность политехнического образования были разработаны К. Марксом и развиты Н.К. Крупской, А.В. Луначарским, П.П. Блонским и др. Общее и политехническое образование обеспечивают базу для получения профессионального образования.

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

ПОЛИТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
принцип организации содержания и преподавания общеобразовательных учебных предметов. Вариант практической реализации идеи трудовой школы. Предполагает ознакомление учащихся в теории и на практике с осн. принципами современного производства и лежащими в основе законами развития природы и общества; формирование трудовых умений и навыков учащихся. Выступает как фундамент последующей профессиональной подготовки. Идея П.о. была выдвинута К. Марксом и Ф. Энгельсом и широко использовалась в марксистской педагогике. В 20-е гг. задачи П.о. в советской школе были сформулированы в трудах П.П. Блонского, С.Е. Гайсиновича, А.Г. Калашникова, Н.К. Крупской, М.М. Пистрака и др. Предметом П.о. являлось формирование общих трудовых качеств личности, а научно-теоретическую основу составляло допрофессиональное изучение накопленного человечеством знания в области техники и технологии. Однако в практике в первые годы строительства советской школы встретились значительные трудности: отсутствие материальной базы и подготовленных учителей. П.о. подменялось комплексной системой обучения, методом проектов, "профуклоном" и т.д., изучение основ наук объявлялось устаревшим. Такая абсолютизация идей политехнизма оказала отрицательное влияние на понимание путей его осуществления в средней школе. В 50-х гг. политехнизм стал разрабатываться как принцип организации народного образования в социалистическом государстве. Развитие науки и техники объективно требует знания в той или иной мере научных основ производства каждым человеком. Учитывая громадный объем современных знаний, необходим такой подход к их рассмотрению, который дает возможность уяснить наиболее общие стороны, присущие многообразию современной техники и технологии. Такую возможность и представляет П.о. В условиях технологического этапа научно-технического прогресса П.о. устанавливает приоритет способа над результатом деятельности с учетом ее социальных, экономических, психологических, эстетических и других факторов. Поэтому необходимо формировать у учащихся способность комплексно подходить к оценке результатов, выбору способов (включая материальные и интеллектуальные средства) своей деятельности из массы альтернативных вариантов. В современных условиях должен преобладать подход, ориентированный не столько на то, чтобы общество получило профессионально мобильного работника, сколько на то, чтобы сам человек чувствовал себя внутренне свободно в условиях высокоразвитого общества. Такое понимание П.о. делает его важным фактором эффективной подготовки молодежи к труду в рыночных условиях. Осн. задачи П.о. на современном этапе: показ технологического применения законов физики, химии, биологии и других наук, сообщение знаний по современным основам техники, технологии, экономики и организации производства; вооружение учащихся умениями и навыками применения современных орудий труда, средств механизации и автоматизации, методами управления технологическими процессами. Содержание П.о. формируется на основе анализа тенденций науки, техники и культуры, взаимоотношений изучаемой науки и соответствующего учебного предмета. Содержание П.о. составляют системы знаний о современном производстве и лежащих в его основе законов природы, общества, деятельности самого человека. По своей природе политехнические знания представляют собой совокупность взаимосвязанных понятий естественных, технических, общественных наук и математики и становятся собственно политехническими, когда включаются в трудовую деятельность учащихся. Система политехнической подготовки в средней общеобразовательной школе включает в себя усвоение политехнических знаний и умений в процессе изучения основ наук, трудового обучения, лабораторных и практических работ, производственных экскурсий, внеклассных, факультативных занятий по науке, технике, сельскохозяйственному опытничеству. Учебные предметы "Основы производства", "Основы информатики и вычислительной техники", "Основы экономических знаний" и другие обогащают содержание П.о. Большое значение в П.о. имеет также дополнительное образование детей. В современной трактовке П.о., в т.ч. воспитания готовности к труду, значительная роль отводится осмыслению учащимися отношений, возникающих в процессе производственной деятельности. В этом аспекте необходимо более широкое использование предметов гуманитарного цикла (см.Гуманитаризация образования). Политехнические знания представляют собой упрощенные модели типичных производственно-технических задач, которые профессионалам приходится решать в практической деятельности. П.о. создает возможности для профессионального самообразования учащихся и формирования профессионального призвания с учетом общественных интересов. Это одна из предпосылок разностороннего развития личности и достижения высокой производительности труда. Современный рынок труда предъявляет жесткие требования к конкурентоспособности специалистов. В этих условиях значительна роль П.о. в поддержании функциональной грамотности человека, которая предполагает формирование мотивов для непрерывного совершенствования своих знаний, умений и качеств личности (непрерывного образования). Теоретико-методологические исследования в области П.о. направлены на выявление различных подходов к определению его содержания (М.Н. Скаткин, С.Г. Шаповаленко), роли и места общеобразовательных предметов в П.о. (В.Г. Зубов), политехнического содержания отраслей производства (Д.А. Эпштейн, К.А. Иванович, А.А. Шибанов), разработку экологического аспекта П.о. (И.Д. Зверев), анализ деятель- ности "рабочего-индустриала" (П.И. Ставский). Раскрыта функциональная природа политехнических знаний (П.Р. Атутов), делающая П.о. одной из сторон профессионального образования. См. также Гуманитаризация образования,История образования в России, Монотехническое образование, Обучение политехническое

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ПОЛИТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
принцип организации содержания, и преподавания общеобразоват.уч предметов Вариант практич.реализации идеи трудовой школы Предполагает ознакомление учащихся в теории и на практике с осн. принципами совр. произ-ва и лежащими в их основе законами развития природы и общества, формирование трудовых умений и навыков учащихся Выступает как фундамент последующей проф. подготовки
Идея П.о. была выдвинута К Марксом и Ф Энгельсом как средство общеобразоват.подготовки рабочих в условиях индустр произ-ва и получила особое развитие в марксистской педагогике.
Задачи П.о. в сов школе были сформулированы в 20-х гг. в трудах II.П. Блонского, С. E. Гайсиновича, А Г Калашникова, Н К Крупской, M M Пистрака и др. Его предметом признавалось формирование общих трудовых качеств личности, а науч. -теоретич. основу составляло допроф. изучение накопленного человечеством знания в области техники и технологии Была выяснена и особая роль П.о. в формировании у школьников важнейших общетрудовых умений и навыков
Однако в практике осуществления П.о. в первые годы строительства сов школы встретились большие трудности отсутствие материальной базы, подготовленных учителей П.о. подменялось комплексной системой обучения, методом проектов, «профуклоном» и т. д. , изучение основ наук объявлялось устаревшим Такая абсолютизация идей политехнизма оказала отрицат влияние на понимание путей его осуществления в ср школе В 50-х гг. политехнизм стал разрабатываться как принцип воспитания, а также как общий принцип организации нар. образования в социалистич гос-ве.
Развитие науки и техники, их слияние в процессе произ-ва материальных и духовных ценностей объективно диктуют необходимость знания в той или иной мере науч. основ произ-ва каждым человеком. Учитывая, что эти основы содержат громадный объем знаний, непосильный для усвоения человеком в заданный отрезок времени, необходим такой подход к их рассмотрению, к-рый дает возможность уяснить наиб. общие их стороны, присущие многообразию совр. техники и технологии. Такую возможность предоставляет П. о. В условиях технол. этапа науч.-техн. прогресса П. о. устанавливает приоритет способа над результатом деятельности с учетом ее социальных, экон., экологич., психол., эстетич. и др. факторов. Поэтому необходимо формировать у учащихся способность комплексно подходить к оценке результатов, выбору способов (включая материальные и интеллектуальные средства) своей деятельности из массы альтернативных вариантов.
Традиц. взгляды на П. о. как требование индустр. материального произ-ва изжили себя. В совр. условиях должен преобладать подход, ориентированный не столько на то, чтобы общество или произ-во получили профессионально мобильного работника, сколько на то, чтобы сам человек чувствовал себя внутренне свободно, комфортно в условиях технически высокоразвитого общества. Такое понимание П. о. делает его важным фактором эффективной подготовки молодежи к труду в рыночных условиях. В этом контексте рассматривается роль и место П. о. в усилении проф. мобильности, функциональной грамотности и в осуществлении ступенчатой интегрированной трудовой подготовки учащихся.
Научно-техн. революция вызвала проникновение техники во все сферы человеческой деятельности. Происходило изменение содержания труда в разл. отраслях х-ва, Значит. часть рабочих высвобождалась от непосредств. участия в производств. процессе. Их труд заменялся системами автоматич. управления и контроля. Наладка подобных систем предполагает рост теоретич. знаний и практич. умений работников, призванных обеспечить эффективное использование техники. С др. стороны, возрастают требования к уровню общеобразоват. подготовки рабочих. Комплексная механизация и автоматизация произ-ва требуют от рабочего понимания не только общих принципов организации технол. процессов, науч. основ техники и технологии, но и комплекса организационных и экономических принципов произ-ва.
Осн. задачи П. о. на совр. этапе: показ технологич. применения законов физики, химии, биологии и др. наук, сообщение знаний по основам совр. техники, технологии, экономики и организации произ-ва; вооружение учащихся умениями и навыками применения совр. орудий труда, средств механизации и автоматизации, методами управления технол. процессами.
Содержание П. о. формируется на основе анализа тенденций науки, техники, культуры, взаимоотношений изучаемой науки и соответствующего уч. предмета. Содержание П. о. составляют системы знаний о совр. произ-ве и лежащих в его основе законов природы, общества, деятельности самого человека. Структура рассматриваемых знаний определяется состоянием отражаемой предметной области. По своей природе политехн. знания представляют собой совокупность взаимосвязанных понятий естеств., техн., обществ. наук и математики и становятся собственно политехническими, когда включаются в трудовую деятельность школьников. Природа политехн. знаний, специфика науч. основ техники и технологии делают невозможным в наст. время и, вероятно, в обозримом будущем решать все задачи политехн. подготовки учащихся средствами одного уч. предмета. Система политехн. подготовки в ср. общеобразоват. школе включает в себя усвоение политехн. знаний и умений в процессе изучения основ наук, трудового обучения, лабораторных и практич. работ, производств. экскурсий, внеклассных, факультативных занятий по науке, технике, с.-х. опытниче-ству и т. д. Уч. предметы «Основы производства. Выбор профессии», «Основы информатики и вычислительной техники», «Основы экон. знаний» обогащают содержание П. о. в ср. школе.
Основы наук, изучаемые в школе, предоставляют учащимся внутренне единый комплекс теоретич. и прикладных знаний, к-рые могут быть использованы для раскрытия наиб. общих техн. и производств. принципов. В практич. работы по основам наук, в уч. и производит, труд учащихся заложена трудовая деятельность, способствующая формированию политехн. умений на репродуктивном уровне их реализации.
В совр. трактовке П. о., в т. ч. воспитания готовности к труду, Значит. роль отводится осмыслению учащимися отношений, возникающих в связи с практич. (производств.) деятельностью. В этом аспекте необходимо более широкое использование предметов гуманитарного цикла (см. Гуманитаризация образования).
Особенность политехн. знаний проявляется через соответствующие умения, к-рые развивают специфич. функции, необходимые работникам разл. отраслей х-ва, основанные на применении достижений науки. Поскольку эти функции формируются в соответствующей деятельности, к-рая организуется с помощью теоретич. и практич. задач, возникает необходимость разработки и эксперим. проверки типов и системы задач для учащихся разного возраста.
Политехн. задания представляют собой упрощенные модели типичных производств.-техн. задач, к-рые приходится решать работникам профессий, имеющих дело с техникой. П. о. создает условия для проф. самообразования учащихся и формирования у учащихся проф. призвания с учетом обществ. интересов. Это одна из предпосылок разностороннего развития личности и достижения высокой производительности труда.
Важное место занимает П. о. в системе экологич. образования и воспитания школьников, формирования взаимоотношений общества и природы (см. Экология и педагогика).
Рынок труда предъявляет жесткие требования к конкурентоспособности работников разл. отраслей х-ва. В этих условиях значительна роль П. о. в поддержании функциональной грамотности человека, к-рая предполагает формирование мотивов для непрерывного совершенствования своих знаний, умений и качеств личности.
Велика роль П. о. ив трудоустройстве выпускников школы. Шк. системе необходим такой набор профилей, специализаций и подготовки, к-рые могут использоваться в разнообразных сферах труда.
Овладение рядом специальностей не самоцель, а условие повышения проф. культуры, отказа от узкопроизводств. подхода в пользу общекультурного и, главное, признание в качестве ведущей развивающей функции трудовой подготовки. Одно из важнейших дидактич. условий овладения специальностями — предварит. усвоение учащимися общих науч., технико-технол., организац.-экон. и психофизиол. основ совр. сферы трудовой деятельности. Это достигается путем реализации политехн. принципа в обучении, предусматривающего выявление преподавателем, мастером этих общих основ и усвоение их учащимися.
Теоретико-методологич. исследования в области П. о. направлены на выявление разл. подходов к определению его содержания (М. Н. Скаткин, С. Г. Шаповален-ко), роли и места общеобразоват. предметов в П. о. (В. Г. Зубов), политехн. содержания отраслей произ-ва (Д. А. Эпштейн, К. А. Иванович, А. А. Шибанов), разработку экологич. аспекта П. о. (И. Д. Зверев), анализ деятельности «ра-бочего-индустриала» (П. И. Ставский). Раскрыта функциональная природа политехн. знаний (П. Р. Атутов), делающая П. о. одной из сторон проф. образования.
Лит.: Блонский П. П., Трудовая школа (1919), в его кн.: Избр. пед. и психол. сочинения, т. 1, М., 1979; Калашников А. Г., Индустриально-трудовая школа, М.; Первый Всерос. съезд по политехн. образованию, М. — Л., 1931; Труд в системе политехн. образования, М., 1956; Шаба лов С. М., Политехн. обучение, М., 1956; III а и о-валенко С. Г., Политехн. обучение в сов. школе на совр. этапе, М., 1958; Скаткин M. H. [ред.], Вопросы политехн. образования, Сб. ст., М., 1963; Атутов П. Р., Политехн. принцип в обучении школьников, М., 1976; его же, Политехн. образование школьников: сближение общеобразоват. и проф. школы, М., 1986; Поляков В. А., Политехн. принцип в трудовом обучении школьников, М., 1977; Вопросы трудового воспитания и политехн. обучения в истории сов. педагогики и школы, Вологда, 1978; А т у-т о в П. Р., ПоляковВ. А., Роль трудового обучения в политехн образовании школьников, M, 1985, Ахияров К III, Атулов II Р, Тагариев P 3 Политехн направленность обучения основам наук в общеобразоват.школе, M -Уфа, 1990 II P Атутов

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
620.59 кб

Политехническое образование и трудолюбие

Чернецов П.И.
Читать PDF
439.48 кб

Творческие аспекты политехнического образования

Франц Малгожата
Введение: статья представляет собой иллюстрацию концепции, способствующей изменению подходов к политехническому образованию, его исследовательскому характеру, соотношению качества и количества.
Читать PDF
4.85 мб

Мультимедийные технологии в политехническом образовании

Дьяченко Лариса Григорьевна
В статье исследуются проблемы, возникшие в высшем образовании связи с быстрым развитием информационных технологий и обновлением образовательных стандартов.
Читать PDF
3.79 мб

Об естественно-научных основах политехнического образования

Д. И. Захарова
Читать PDF
264.52 кб

ПРОФИЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПОЛИТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Столбова Ирина Дмитриевна, Александрова Евгения Петровна, Кочурова Людмила Владимировна, Носов Константин Григорьевич
Для устранения разрыва между практикой политехнического образования и реальной инженерной деятельностью необходимо внедрять инновационные образовательные технологии, направленные на формирование у студентов способности работать в
Читать PDF
301.27 кб

Современные методологические подходы к политехническому образованию

Сергеев Александр Николаевич
Новый взгляд на политехническое образование, раскрытие его творческого потенциала опирается на современные научные подходы: аксиологический, антропологический, культурологический, личностно-деятельностный, личностно ориентированны
Читать PDF
265.05 кб

Политехническое образование как основа обучения робототехнике в школе

Сорокин Сергей Семенович
В статье доказывается, что инновационное направление в методике обучения информатике робототехника имеет глубокие корни, уходящие в начало прошлого столетия, и связано с политехническим образованием, о важности которого говорил ещ
Читать PDF
153.44 кб

Осуществление политехнического образования в советской школе в 1930-е годы

Занаев С.З.
Читать PDF
158.59 кб

Практика применения мультимедийных технологий в политехническом образовании

Дьяченко Лариса Григорьевна
В статье исследуются проблемы и возможности высшего образования в связи с развитием информационных технологий.
Читать PDF
2.50 мб

Содержание политехнического образования в условиях компетентностного подхода

Мехнин Александр Михайлович
В статье описана возможность решения проблемы единого подхода к определению содержания политехнического образования на основе состава компетенций специалиста научно-технического профиля.
Читать PDF
130.49 кб

Место и роль общетехнической подготовки в системе политехнического образования

Сергеев Александр Николаевич
Представлен подробный сравнительный анализ понятий «общетехническая подготовка», «технологическая подготовка» и «политехническая подготовка».
Читать PDF
373.44 кб

Изучение в курсе историкопедагогических дисциплин опыта политехнического образования

Занаев Сергей Зандраевич
В статье представлены разные подходы к изучению историко-педагогических дисциплин, рассмотрены возможности использования при этом опыта политехнического образования.
Читать PDF
599.86 кб

Пермская модель политехнического образования в период XVIII - первой половины XIX века

Нечаев М.Г.
За полтора столетия, начиная с просветительских преобразований Петра I, на Урале сложилась уникальная система политехнического образования. Горнозаводская школа перевернула новую страницу российского образования.
Читать PDF
230.14 кб

Модернизация среднего профессионального образования на примере политехнического техникума

Якимов Олег Васильевич
В статье рассмотрены проблемы профессионального образования на примере системы среднего профессионального образования Республики Бурятия и, в частности на примере автономного образовательного учреждения среднего профессионального
Читать PDF
231.20 кб

П. Р. Атутов - ученик и продолжатель научной школы политехнического образования М. Н. Скаткина

Намсараев Сергей Дашинимаевич, Занаев Сергей Зандраевич
Статья посвящена роли М. Н. Скаткина и его ученика П. Р. Атутова в развитии отечественного политехнического образования, как стратегического направления модернизации и промышленно-экономического развития страны.